Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции.

 

Содержание учебного материала

Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая); классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ. резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ : разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарномикробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действия медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.

 

Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ)

Внутрибольничная инфекция — это любое клинически вы­раженное заболевание микробного происхождения, поражаю­щее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также поражающее больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симпто­мы этого заболевания во время нахождения данных лиц в стационаре. Природа ВБИ сложнее, чем казалась долгие годы. Она определяется не только недостаточностью социально- экономи­ческой обеспеченности лечебной сферы, но и не всегда предска­зуемыми эволюциями микроорганизмов, в том числе под воз­действием экологического пресса, динамикой отношений орга­низма хозяина и микрофлоры.

Рост ВБИ может быть и следствием прогресса медицины при использовании, например, новых диагностических и лечебных препаратов и других медицинских средств, при осуществлении сложных манипуляций и оперативных вмешательств, примене­нии прогрессивных, но недостаточно изученных решений. При­чем в отдельном ЛПУ может быть в наличии весь комплекс таких причин, однако удельный вес каждой из них в общем спектре будет сугубо индивидуальным. Этиологическая природа ВБИ определяется широким кругом микроорганизмов (по современ­ным данным более 300), включающим в себя как патогенную, так и условно-патогенную флору.

Основные возбудители ВБИ:

1. Бактерии — грамположительная кокковая флора: род ста­филококков (виды: st . aureus , st . epidermidis , st . saprophyticus); род стрептококков (виды: str . pyogenes, str . pneumoniae , str . salivarius , str . mutans , str . mitis , str . anginosus , str . faecalis )', грамотрицательная палочковидная флора: семейство эн­теробактерий (20 родов): род эшерихий (Е. coli , Е. blattae ), род сальмонелла (£ typhimurium , S . enteritidis ), род шигел- ла ( Sh . dysenteriae , Sh . flexneri , Sh . Boydii , Sh . sonnei), род клебсиелла (Kl . Pneumoniae , Kl . Ozaenae , Kl . rhinosclero - matis), род протей ( Pr . Vulgaris , pr . Mirabilis ), род морга- нелла, род иерсиния, род гафния серрация. Семейство псевдомонад: род Pseudomonas (вид Ps . aeroginosa ).

2. Вирусы: возбудители простого герпеса, ветряной оспы, ци- томегалии (около 20 видов); аденовирусной инфекции; гриппа, парагриппа; респираторно-синцитиальной ин­фекции; эпидпаротита; кори; риновирусы, энтеровирусы, ротавирусы, возбудители вирусных гепатитов.

3. Грибы (условно-патогенные и патогенные): род дрожже­подобных (всего 80 видов, 20 из которых патогенны для человека); род плесневых: род лучистых (около 40 видов).

 

Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и

Профилактика ВБИ

В стационарах различного профиля следует выполнять три важнейших требования:

1) свести к минимуму возможность заноса инфекции извне;

2) исключить внутрибольничное заражение;

3) исключить вынос возбудителя за пределы лечебного уч­реждения.

Важное значение имеют архитектурно-планировочные меро­приятия, проведение которых должно начинаться еще на стадии проектирования лечебно-профилактического учреждения. Они должны обеспечить предупреждение распространения возбуди­телей в лечебных комплексах путем: а) изоляции секций, опера­ционных блоков и палат; б) рационального размещения отделе­ний по этажам; в) соблюдения потоков больных и персонала; г) зонирования территории.

Санитарно-технические мероприятия также закладываются на стадии разработки проекта и строительства медицинских учреж­дений. Наиболее существенное значение имеют вопросы раци­ональной организации воздухообмена в помещениях. Для обес­печения удовлетворительных показателей воздушной среды по микроклиматическим, химическим и бактериологическим по­казателям должен быть обеспечен воздухообмен в объеме 80- 100 куб. м/час на одного больного, а кратность воздухообмена в операционных залах должна составлять не менее 10-30 в час с очисткой подаваемого воздуха. Существенное значение имеет рациональное устройство систем водоснабжения и канализации, обеспечение обеззараживания сточных вод и утилизации твер­дых отходов, а также обеспечение условий оптимального разме­щения, питания и лечения пациентов.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости ВБИ, включают: соблюдение правил приема лиц, поступающих на работу, и правил приема больных на лечение; ежедневный осмотр мед­персонала на наличие заболеваний верхних дыхательных путей и кожных покровов; санация носителей госпитальных штам­мов микроорганизмов; дезинфекция объектов внешней среды лечебно-профилактических учреждений; систематический бак­териологический контроль воздуха и предметов обихода в от­делениях; разделение потоков движения больных, персонала, чистых и грязных материалов; контроль и соблюдение правил смены постельного и нательного белья у больных и одежды у медперсонала (халаты и головные уборы); строгое соблюдение правил асептики и антисептики, стерилизации изделий меди­цинского назначения; устройство централизованных стери­лизационных отделений. В настоящее время остро стоит про­блема инфекционной безопасности медицинского персонала на рабочем месте.

 

Инфекционной безопасности.

Медицинская сестра организует процесс обучения, состоящий из формулировки мотива, построения плана (замысла, программы), исполнения (реализации), контроля и оценки процесса обучения, его качества и эффективности.

Планирование обучения обсуждается совместно с пациентом с учетом его индивидуальности, выбора времени обучения. Медсестра создает учебные ситуации, ставит ясные и однозначные задачи, которые характеризуются тем, что пациент или обучаемый получает задание на усвоение с учетом темпа обучения. Решение учебной задачи обеспечивается медсестрой посредством учебных действий, которые принимаются обучаемым. Медсестра осуществляет постоянный контроль деятельности обучаемых, переходящий в самоконтроль и оценку (самооценку).

Активное участие пациента в процессе обучения поощряется медсестрой с целью заинтересованности пациента в обучении. Всякое действие становится регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. При обучении надо проявить максимум терпения, тактично и вежливо подсказывать ход действия в данной процедуре, не торопить пациента, не выражать неудовольствия и раздражения. Похвала пациента за его даже небольшое участие в уходе принесет много пользы. Следует постараться привлечь к уходу и одновременно к обучению родственников и членов семьи пациента. Необходимо использовать минимум медицинских терминов и, избегая медицинского сленга, объяснять основные правила ухода за больным, наблюдения за симптоматикой, способы и мето­ды документирования изменений. Надо научить родственников обеспечивать инфекционную безопасность для пациента и того, кто ухаживает за ним!

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте формулировку ВБИ.

2. Приведите примеры мест обитания микроорганизмов, встречающихся в ЛПУ.

3. Назовите источники, механизмы, пути передачи ВБИ.

4. Каковы задачи эпиднадзора в ЛПУ?

5. В чем заключается инфекционная безопасность медицинского персонала?

6. Перечислите методы отбора проб воздуха.

7. Как производится забор воздуха?

8. Охарактеризуйте технику сбора смывов.

9. В чем состоит специфика обучения пациентов инфекционной безопасности?

10.   ПМП при ВИЧ-инфицировании.

Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции.

 

Содержание учебного материала

Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая); классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ. резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ : разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарномикробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действия медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 293.