Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции.
Содержание учебного материала
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая); классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ. резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ : разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарномикробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действия медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ)
Внутрибольничная инфекция — это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также поражающее больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в стационаре. Природа ВБИ сложнее, чем казалась долгие годы. Она определяется не только недостаточностью социально- экономической обеспеченности лечебной сферы, но и не всегда предсказуемыми эволюциями микроорганизмов, в том числе под воздействием экологического пресса, динамикой отношений организма хозяина и микрофлоры.
Рост ВБИ может быть и следствием прогресса медицины при использовании, например, новых диагностических и лечебных препаратов и других медицинских средств, при осуществлении сложных манипуляций и оперативных вмешательств, применении прогрессивных, но недостаточно изученных решений. Причем в отдельном ЛПУ может быть в наличии весь комплекс таких причин, однако удельный вес каждой из них в общем спектре будет сугубо индивидуальным. Этиологическая природа ВБИ определяется широким кругом микроорганизмов (по современным данным более 300), включающим в себя как патогенную, так и условно-патогенную флору.
Основные возбудители ВБИ:
1. Бактерии — грамположительная кокковая флора: род стафилококков (виды: st . aureus , st . epidermidis , st . saprophyticus); род стрептококков (виды: str . pyogenes, str . pneumoniae , str . salivarius , str . mutans , str . mitis , str . anginosus , str . faecalis )', грамотрицательная палочковидная флора: семейство энтеробактерий (20 родов): род эшерихий (Е. coli , Е. blattae ), род сальмонелла (£ typhimurium , S . enteritidis ), род шигел- ла ( Sh . dysenteriae , Sh . flexneri , Sh . Boydii , Sh . sonnei), род клебсиелла (Kl . Pneumoniae , Kl . Ozaenae , Kl . rhinosclero - matis), род протей ( Pr . Vulgaris , pr . Mirabilis ), род морга- нелла, род иерсиния, род гафния серрация. Семейство псевдомонад: род Pseudomonas (вид Ps . aeroginosa ).
2. Вирусы: возбудители простого герпеса, ветряной оспы, ци- томегалии (около 20 видов); аденовирусной инфекции; гриппа, парагриппа; респираторно-синцитиальной инфекции; эпидпаротита; кори; риновирусы, энтеровирусы, ротавирусы, возбудители вирусных гепатитов.
3. Грибы (условно-патогенные и патогенные): род дрожжеподобных (всего 80 видов, 20 из которых патогенны для человека); род плесневых: род лучистых (около 40 видов).
Основные причины возникновения ВБИ, резервуары и
Профилактика ВБИ
В стационарах различного профиля следует выполнять три важнейших требования:
1) свести к минимуму возможность заноса инфекции извне;
2) исключить внутрибольничное заражение;
3) исключить вынос возбудителя за пределы лечебного учреждения.
Важное значение имеют архитектурно-планировочные мероприятия, проведение которых должно начинаться еще на стадии проектирования лечебно-профилактического учреждения. Они должны обеспечить предупреждение распространения возбудителей в лечебных комплексах путем: а) изоляции секций, операционных блоков и палат; б) рационального размещения отделений по этажам; в) соблюдения потоков больных и персонала; г) зонирования территории.
Санитарно-технические мероприятия также закладываются на стадии разработки проекта и строительства медицинских учреждений. Наиболее существенное значение имеют вопросы рациональной организации воздухообмена в помещениях. Для обеспечения удовлетворительных показателей воздушной среды по микроклиматическим, химическим и бактериологическим показателям должен быть обеспечен воздухообмен в объеме 80- 100 куб. м/час на одного больного, а кратность воздухообмена в операционных залах должна составлять не менее 10-30 в час с очисткой подаваемого воздуха. Существенное значение имеет рациональное устройство систем водоснабжения и канализации, обеспечение обеззараживания сточных вод и утилизации твердых отходов, а также обеспечение условий оптимального размещения, питания и лечения пациентов.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости ВБИ, включают: соблюдение правил приема лиц, поступающих на работу, и правил приема больных на лечение; ежедневный осмотр медперсонала на наличие заболеваний верхних дыхательных путей и кожных покровов; санация носителей госпитальных штаммов микроорганизмов; дезинфекция объектов внешней среды лечебно-профилактических учреждений; систематический бактериологический контроль воздуха и предметов обихода в отделениях; разделение потоков движения больных, персонала, чистых и грязных материалов; контроль и соблюдение правил смены постельного и нательного белья у больных и одежды у медперсонала (халаты и головные уборы); строгое соблюдение правил асептики и антисептики, стерилизации изделий медицинского назначения; устройство централизованных стерилизационных отделений. В настоящее время остро стоит проблема инфекционной безопасности медицинского персонала на рабочем месте.
Инфекционной безопасности.
Медицинская сестра организует процесс обучения, состоящий из формулировки мотива, построения плана (замысла, программы), исполнения (реализации), контроля и оценки процесса обучения, его качества и эффективности.
Планирование обучения обсуждается совместно с пациентом с учетом его индивидуальности, выбора времени обучения. Медсестра создает учебные ситуации, ставит ясные и однозначные задачи, которые характеризуются тем, что пациент или обучаемый получает задание на усвоение с учетом темпа обучения. Решение учебной задачи обеспечивается медсестрой посредством учебных действий, которые принимаются обучаемым. Медсестра осуществляет постоянный контроль деятельности обучаемых, переходящий в самоконтроль и оценку (самооценку).
Активное участие пациента в процессе обучения поощряется медсестрой с целью заинтересованности пациента в обучении. Всякое действие становится регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. При обучении надо проявить максимум терпения, тактично и вежливо подсказывать ход действия в данной процедуре, не торопить пациента, не выражать неудовольствия и раздражения. Похвала пациента за его даже небольшое участие в уходе принесет много пользы. Следует постараться привлечь к уходу и одновременно к обучению родственников и членов семьи пациента. Необходимо использовать минимум медицинских терминов и, избегая медицинского сленга, объяснять основные правила ухода за больным, наблюдения за симптоматикой, способы и методы документирования изменений. Надо научить родственников обеспечивать инфекционную безопасность для пациента и того, кто ухаживает за ним!
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте формулировку ВБИ.
2. Приведите примеры мест обитания микроорганизмов, встречающихся в ЛПУ.
3. Назовите источники, механизмы, пути передачи ВБИ.
4. Каковы задачи эпиднадзора в ЛПУ?
5. В чем заключается инфекционная безопасность медицинского персонала?
6. Перечислите методы отбора проб воздуха.
7. Как производится забор воздуха?
8. Охарактеризуйте технику сбора смывов.
9. В чем состоит специфика обучения пациентов инфекционной безопасности?
10. ПМП при ВИЧ-инфицировании.
Тема 6.4. Внутрибольничные инфекции.
Содержание учебного материала
Понятие о внутрибольничной инфекции (ВБИ) (больничная, госпитальная, нозокомиальная, оппортунистическая); классификация. Источники, механизмы передачи, пути передачи. Основные причины возникновения ВБИ. резервуары и типичные места обитания микроорганизмов, часто встречающихся в медицинских учреждениях. Профилактика ВБИ : разрушение цепочки инфекции на разных стадиях. Организация, информационное обеспечение и структура эпиднадзора в учреждениях здравоохранения. Микробный пейзаж внутрибольничных инфекций. Санитарномикробиологические исследования воздуха, смывов, стерильного материала в учреждениях здравоохранения. Инфекционная безопасность медицинского персонала на рабочем месте и действия медицинских работников при угрозе инфицирования. Обучение пациента и его родственников инфекционной безопасности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 293.