Участники административного процесса классифицируются следующим образом:
1) уполномоченные на принятие решения по делу;
2) защищающие свои или представляемые права и интересы;
3) содействующие осуществлению процесса (иные участники процесса).
Участниками, уполномоченными на принятие решения по делу, являются: суд; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (гл. 3 ПИКоАП). Согласно ПИКоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях могут суд (районный (городской), хозяйственный) и специально уполномоченные органы (их всего 25, например, сельские (поселковые) исполкомы, районные (городские) административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.).
Участниками административного процесса, защищающими свои или представляемые права и интересы, являются: лицо, в отношении которого ведется административный процесс; потерпевший; законный представитель физического лица; представитель юридического лица; защитник (ст.ст. 4.1—4.5 ПИКоАП).
Все указанные участники процесса обладают совокупностью процессуальных прав и процессуальных обязанностей. За невыполнение последних в некоторых случаях на них может возлагаться административная ответственность.
Участниками административного процесса, содействующими его осуществлению, являются свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.
Специалист —Педагог, психолог, участвующие при даче объяснений несовершеннолетними — потерпевшим или лицом, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами.
Понятой — не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов.
За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений, а также за дачу заведомо ложного объяснения они несут административную ответственность.
В гл. 5 ПИКоАП изложены обстоятельства, исключающие возможность участия в административном процессе.
• они участвовали ранее в этом же деле в качестве потерпевшего или лица, в отношении которого велся административный процесс, либо представителя или законного представителя потерпевшего, либо законного представителя лица, в отношении которого велся административный процесс, а также защитника, свидетеля, эксперта, специалиста или переводчика;
• являются родственниками потерпевшего, либо лица, в отношении которого ведется административный процесс, либо их представителей;
• имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе данного дела.
Обжалование действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс (кроме постановления по делу об административном правонарушении), — право, законодательно закрепленное за участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями и решениями.
Порядок обжалования:
• действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд;
• действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда; действия и решения председателя суда — председателю вышестоящего суда;
• административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.
Сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб:
• жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении;
• жалоба рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления;
• Неявка заинтересованных лиц в суд, орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.
Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит. Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются.
57. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.
Обязанность доказывать лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении:
• наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства);
• виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
• виновность юридического лица (в случае, когда предусмотрена ответственность юридического лица);
• характер и размер вреда, а также другие обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания;
• иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Не подлежат доказыванию факты, установленные вступившим в законную силу приговором по уголовному делу, решением суда по гражданскому или хозяйственному делу.
Доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.
Источники доказательств: объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и УПК.
Собирание доказательств в административном процессе производится путем опросов, осмотров, производства экспертиз и других процессуальных действий, установленных ПИКоАП.
Доказательство могут быть представлены любым физическим и юридическим лицом и их представителями.
Доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке.
Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе и сопоставлении с другими доказательствами.
Оценка доказательств производится с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а всех собранных доказательств (в их совокупности) — с точки зрения достаточности для принятия решения по делу.
Относящимися являются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства.
Допустимыми признаются доказательства, полученные в установленном ПИКоАП порядке и из предусмотренных законом источников. Доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП.
Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности
Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.
58.Меры обеспечения административного процесса.
В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применять следующие меры обеспечения административного процесса:
• административное задержание физического лица;
• личный обыск задержанного;
• наложение ареста на имущество;
• изъятие вещей и документов;
• задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства;
• отстранение от управления транспортным средством;
• блокировку колес транспортного средства;
• привод;
• удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.
В отношении юридического лица могут применяться следующие меры:
• изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу;
• наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее юридическому лицу.
Указанные меры могут применяться судьей или должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Если эти меры были приняты до начала административного процесса, то они сохраняют свое действие до их отмены.
Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, на срок не более трех часов (кроме случаев, определенных ПИКоАП).
Личный обыск задержанного проводится в целях обнаружения орудий предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.
Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях — и на пользование этим имуществом.
Изъятие вещей и документов осуществляется должностным лицом, ведущим административный процесс. Изъятию подлежат: документы, орудия или средства, имущество или доходы, имеющие значение для принятия решения по делу;
Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства представляет собой принудительное доставление данного средства на охраняемую стоянку.
Отстранение от управления транспортным средством применяется, если водитель не имеет права управления этим транспортным средством либо есть достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
Блокировка колес транспортного средства применяется, если остановка или стоянка грузового автомобиля с технически допустимой общей массой более 3,5 т, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа осуществлена с нарушением правил дорожного движения, при этом водитель отсутствует в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.
Привод в случае неявки по вызову без уважительной причины. Основанием является соответствующее постановление.
Удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, применяется к любому участнику административного процесса кроме защитника за нарушение порядка
Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, осуществляется по правилам изъятия вещей и документов, предусмотренным ст. 8.9 ПИКоАП.
Наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, осуществляется по общим правилам наложения ареста на имущество (ст.ст. 8.7, 8.8 ПИКоАП).
59.Начало административного процесса .
Для того чтобы начать административный процесс, должен быть повод, в качестве которого рассматриваются:
• заявление физического лица;
• сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;
• непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
Основанием к началу административного процесса является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс).
Заявление физического лица об административном правонарушении может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявитель несет ответственность за заведомо ложное заявление.
Административный процесс считается начатым с момента:
• составления протокола об административном правонарушении;
• составления протокола о процессуальном действии;
• вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
• вынесения постановления о наложении административного взыскания, если протокол об административном правонарушении не составляется.
Обстоятельства, исключающие административный процесс:
• отсутствие события административного правонарушения;
• отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
• истечение сроков наложения административного взыскания;
• принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность либо отменяющего противоправность деяния;
• недостижение физическим лицом соответствующего возраста на день совершения административного правонарушения;
• невменяемость;
• отсутствие заявления потерпевшего либо отказ потерпевшего от освидетельствования в случае телесных повреждений;
• смерть лица, в отношении которого был начат административный процесс;
• наличие по тому же факту постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении;
• недоказанность виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения;
• ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами) ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
60.Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.
На подготовку отводится не более 10 суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, административных правонарушениях против экологической безопасности и окружающей среды, нарушениях порядка природопользования и налогообложения — не более двух месяцев со дня начала административного процесса.
Указанные сроки могут быть приостановлены:
• при назначении экспертизы — на период ее проведения;
• в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;
• при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия, — до установления указанного лица.
Если основания для приостановления подготовки дела к рассмотрению отпали, она возобновляется.
Факт совершения административного правонарушения фиксируется в протоколе об административном правонарушении, в котором указываются:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
• сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;
• время, место, обстоятельства совершения административного правонарушения и часть статьи (статья) Особенной части КоАП;
• фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей (если они имеются);
• отметка о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;
• перечень материалов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении;
• иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Физическое лицо, юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол. Указанным лицам копия протокола вручается под расписку. В случае неявки этих лиц, копия в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого он составлен.
Протокол об административном правонарушении н е составляется:
• при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин.;
• при совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях. В этом случае делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания;
- если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и готовность возместить причиненный вред. В этом случае выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения.
• при фиксации превышения скорости движения транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами;
• если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, не установлено.
Процессуальные действия при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению:
• вызов лиц, участвующих в административном процессе;
• опрос указанных лиц;
• осмотр;
• освидетельствование;
• назначение экспертизы;
• получение образцов для сравнительного исследования.
Заканчивается подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляемая органом, ведущим административный процесс, двояко:
1) составлением протокола об административном правонарушении;
2) прекращением дела об административном правонарушении.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 914.