Участники административного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Участники административного процесса классифицируются следующим образом:

1) уполномоченные на принятие решения по делу;

2) защищающие свои или представляемые права и инте­ресы;

3)  содействующие осуществлению процесса (иные участ­ники процесса).

Участниками, уполномоченными на принятие реше­ния по делу, являются: суд; органы, уполномоченные рас­сматривать дела об административных правонарушениях; лица, уполномоченные составлять протоколы об админист­ративных правонарушениях (гл. 3 ПИКоАП). Согласно ПИКоАП, рассматривать дела об административных право­нарушениях могут суд (районный (городской), хозяйствен­ный) и специально уполномоченные органы (их всего 25, например, сельские (поселковые) исполкомы, районные (го­родские) административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.).

Участниками административного процесса, защища­ющими свои или представляемые права и интересы, являются: лицо, в отношении которого ведется администра­тивный процесс; потерпевший; законный представитель фи­зического лица; представитель юридического лица; защит­ник (ст.ст. 4.1—4.5 ПИКоАП).

Все указанные участники процесса обладают совокуп­ностью процессуальных прав и процессуальных обязаннос­тей. За невыполнение последних в некоторых случаях на них может возлагаться административная ответственность.

Участниками административного процесса, содействующими его осуществлению, являются свидетель, экс­перт, специалист, переводчик, понятой.

Специалист —Педагог, психолог, участвующие при даче объяснений несовершеннолетними — потерпевшим или лицом, в отношении которого ведется административный процесс, также считаются специалистами.

Понятой — не заинтересованное в исходе дела совершен­нолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений, а также за дачу заведомо ложного объяснения они несут административную ответственность.

В гл. 5 ПИКоАП изложены обстоятельства, исклю­чающие возможность участия в административном процессе.

• они участвовали ранее в этом же деле в качестве потер­певшего или лица, в отношении которого велся администра­тивный процесс, либо представителя или законного предста­вителя потерпевшего, либо законного представителя лица, в отношении которого велся административный процесс, а также защитника, свидетеля, эксперта, специалиста или пе­реводчика;

• являются родственниками потерпевшего, либо лица, в отношении которого ведется административный процесс, либо их представителей;

• имеются иные обстоятельства, дающие основания по­лагать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе данного дела.

Обжалование действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс (кроме постановления по делу об административном правонарушении), — право, законодательно закрепленное за участниками административного процесса, а также иными юридичес­кими и физическими лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями и решениями.

Порядок обжалования:

• действия и решения должностного лица органа, веду­щего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд;

• действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда; действия и решения председателя суда — председателю вышестоящего суда;

• административное задержание физического лица, в от­ношении которого ведется административный процесс, мо­жет быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.

Сроки подачи и порядок рассмотрения жалоб:

• жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, мо­жет быть подана в течение срока ведения административно­го процесса и до вынесения постановления по делу об адми­нистративном правонарушении;

• жалоба рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления;

• Неявка заинтересованных лиц в суд, орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.

Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит. Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются.

57. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имею­щих значение для законного, обоснованного и справедли­вого разрешения дела об административном правонаруше­нии.

Обязанность доказывать лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении:

• наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, мес­то, способ и другие обстоятельства);

• виновность физического лица в совершении админист­ративного правонарушения;

• виновность юридического лица (в случае, когда преду­смотрена ответственность юридического лица);

• характер и размер вреда, а также другие обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания;

• иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

Не подлежат доказыванию факты, установленные вступившим в законную силу приговором по уголовному делу, решением суда по гражданскому или хозяйственному делу.

Доказательствами являются любые фактические дан­ные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие администра­тивного правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия пра­вильного решения по делу.

Источники доказательств: объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонаруше­нии, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и УПК.

Собирание доказательств в административном процессе производится путем опросов, осмотров, производства экспертиз и других процессуальных действий, установленных ПИКоАП.

Доказательство могут быть представлены любым физическим и юридическим лицом и их представителями.

Доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке.

Проверка доказательств состоит в установлении их ис­точников, получении других доказательств, подтверждаю­щих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе и сопоставлении с другими доказательствами.

Оценка доказательств производится с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а всех собранных доказательств (в их совокупности) — с точки зрения достаточности для принятия решения по делу.

Относящимися являются доказательства, посредством кото­рых устанавливаются обстоятельства, имеющие значе­ние для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавли­вать или опровергать подлежащие доказыванию обстоя­тельства.

Допустимыми признаются доказательства, полученные в установленном ПИКоАП порядке и из предусмотренных законом источников. Доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП.

Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности

Достаточными признаются доказательства, когда их со­вокупность позволяет установить обстоятельства, подлежа­щие доказыванию по делу об административном правонарушении.

58.Меры обеспечения административного процесса.

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и ис­полнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применять следующие меры обес­печения административного процесса:

• административное задержание физического лица;

• личный обыск задержанного;

• наложение ареста на имущество;

• изъятие вещей и документов;

• задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства;

• отстранение от управления транспортным средством;

• блокировку колес транспортного средства;

• привод;

• удаление из помещения, в котором рассматривается де­ло об административном правонарушении.

В отношении юридического лица могут применяться следующие меры:

• изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу;

• наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее юридическому лицу.

Указанные меры могут применяться судьей или долж­ностным лицом органа, ведущего административный процесс. Если эти меры были приняты до начала администра­тивного процесса, то они сохраняют свое действие до их от­мены.

Административное задержание физического лица состо­ит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, на срок не более трех часов (кроме случаев, определенных ПИКоАП).

Личный обыск задержанного проводится в целях обна­ружения орудий предметов, документов и ценностей, имеющих значе­ние для административного процесса.

Наложение ареста на имущество заключается в объяв­лении собственнику запрета на распоряжение им, а в необходимых слу­чаях — и на пользование этим имуществом.

Изъятие вещей и документов осуществляется должност­ным лицом, ведущим административный процесс. Изъятию подлежат: документы, орудия или средства, имущество или доходы, имеющие значение для принятия решения по делу;

Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуа­ция) транспортного средства представляет собой при­нудительное доставление данного средства на охраняемую стоянку.

Отстранение от управления транспортным средством применяется, если водитель не имеет права управления этим транспортным средством либо есть достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.

Блокировка колес транспортного средства применяется, если остановка или стоянка грузового автомобиля с технически допустимой общей массой более 3,5 т, автобуса, колес­ного трактора, самоходной машины, прицепа осуществле­на с нарушением правил дорожного движения, при этом водитель отсутствует в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Привод в случае неявки по вызову без уважительной причины. Основанием является соответствующее постановление.

Удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, применяется к любому участнику административного процесса кроме защитника за нарушение порядка

Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, осуществляется по правилам изъятия вещей и документов, предусмотренным ст. 8.9 ПИКоАП.

Наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому ли­цу, осуществляется по общим правилам наложения ареста на имущество (ст.ст. 8.7, 8.8 ПИКоАП).


 

59.Начало административного процесса .

Для того чтобы начать административный процесс, должен быть повод, в качестве которого рассматриваются:

• заявление физического лица;

• сообщение должностного лица государственного орга­на, общественного объединения, иной организации;

• непосредственное обнаружение признаков администра­тивного правонарушения судом, органом, ведущим адми­нистративный процесс.

Основанием к началу административного процесса явля­ется наличие достаточных данных, указывающих на призна­ки административного правонарушения (если при этом от­сутствуют обстоятельства, исключающие административ­ный процесс).

Заявление физического лица об административном пра­вонарушении может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается за­явителем и лицом, принявшим заявление. Заявитель несет ответственность за заведомо ложное заявление.

Административный процесс считается начатым с момента:

• составления протокола об административном правона­рушении;

• составления протокола о процессуальном действии;

• вынесения постановления о мерах обеспечения адми­нистративного процесса;

• вынесения постановления о наложении административного взыскания, если протокол об административном правонарушении не составляется.

Обстоятельства, исключающие административный процесс:

• отсутствие события административного правонарушения;

• отсутствие в деянии состава административного правонарушения;

• истечение сроков наложения административного взыскания;

• принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность либо отменяющего противоправность деяния;

• недостижение физическим лицом соответствующего возраста на день совершения административного правонару­шения;

• невменяемость;

• отсутствие заявления потерпевшего либо отказ потерпевшего от освидетельствования в случае телесных повреждений;

• смерть лица, в отношении которого был начат административный процесс;

• наличие по тому же факту постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного поста­новления о прекращении дела об административном право­нарушении;

• недоказанность виновности лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении адми­нистративного правонарушения;

• ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо при­знание их экономически несостоятельными (банкротами) ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

 

60.Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению.

На подготовку отводится не более 10 суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, административных правонарушениях против экологической безопасности и окружающей среды, нарушениях порядка природопользования и налогообложения — не бо­лее двух месяцев со дня начала административного процесса.

Указанные сроки могут быть приостановлены:

• при назначении экспертизы — на период ее проведения;

• в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;

• при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия, — до установления указанного лица.

Если основания для приостановления подготовки дела к рассмотрению отпали, она возобновляется.

Факт совершения административного правонарушения фиксируется в протоколе об административном правонару­шении, в котором указываются:

• дата и место его составления;

• должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;

• сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

• время, место, обстоятельства совершения административного правонарушения и часть статьи (статья) Особенной части КоАП;

• фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей (если они имеются);

• отметка о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязан­ности;

• перечень материалов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении;

• иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Физическое лицо, юридическое лицо, в отно­шении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию прото­кола, которые вносятся в протокол. Указанным лицам копия протокола вручается под расписку. В случае неявки этих лиц, копия в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого он составлен.

Протокол об административном правонарушении н е составляется:

• при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базо­вых величин.;

• при совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, граждан­ским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях. В этом случае делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания;

- если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило со­гласие на применение к нему административного взыска­ния и готовность возместить причиненный вред. В этом слу­чае выносится постановление о наложении административ­ного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения.

• при фиксации превышения скорости движения транс­портного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами;

• если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности, не установлено.

Процессуальные действия при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению:

• вызов лиц, участвующих в административном про­цессе;

• опрос указанных лиц;

• осмотр;

• освидетельствование;

• назначение экспертизы;

• получение образцов для сравнительного исследования.

Заканчивается подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляемая органом, ведущим административный процесс, двояко:

1) составлением протокола об административном правонарушении;

2)  прекращением дела об административном правонарушении.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 739.