УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МГУ им. М.В.Ломоносова

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Курс лекций для магистров ФГУ

Разработчик:

К. э. н. Фомушкин В.Ю.

(не является авторским текстом, не предназначено для публикации, подготовлено на основе официальных документов, учебной литературы и источников из сети Интернет)

Москва, 2018 г.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

Разграничение государственной собственности между уровнями власти

Разграничение государственной собственности между уровнями власти регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

К исключительной федеральной собственности относятся:

- объекты, составляющие основу национального богатства страны (континентальный шельф, природные объекты, объекты историко-культурного наследия и т.д.);

- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (госказна, госрезерв, вузы, тюрьмы и т.д.);

- объекты оборонного производства;

- объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

- прочие объекты (предприятия фармацевтической промышленности, предприятия по производству спиртовой и ликероводочной продукции).

Объекты федеральной собственности, отдельные объекты из числа которых могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ:

- предприятия рыбопромысловой промышленности, зверосовхозы;

- санаторно-курортные учреждения;

- объекты гостиничного хозяйства;

- учреждения здравоохранения и образования, культуры и спорта;

- научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательные организации;

- предприятия автомобильного транспорта.

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности:

- объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- объекты здравоохранения и образования.

 

 


 


УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

 

Управление лесным фондом

Государственное управление лесным фондом осуществляется на основе "Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;

6) обеспечение охраны и защиты лесов;

7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов.

Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

 


 


Функции Министерства иностранных дел РФ по управлению государственной собственностью за рубежом

На Министерство иностранных дел РФ возложены функции по осуществлению по поручению Правительства Российской Федерации приобретения в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов, по организации учета недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИД РФ, а также формированию и содержанию специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях), находящегося в ведении МИД РФ.

Кроме того, МИД РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и но международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничесгво»), которое является полномочным представителем Российской Федерации в отношении расположенного за пределами РФ федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования российских центров науки и культуры за рубежом, российских информационно-культурных центров за рубежом, российских домов науки и культуры за рубежом, российских культурных центров за рубежом и их отделений.

В сфере управления государственной собственностью, находящейся за рубежом, МИД России:

— осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации приобретение в собственность РФ объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов;

— организует учет недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИД РФ, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для включения в реестр федерального имущества;

— осуществляет функции государственного заказчика и организует капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов центрального аппарата МИД России, загранучреждений и территориальных органов.

В составе МИД России находится Департамент капитального строительства и собственности за рубежом, который непосредственно производит управление зарубежной собственностью РФ, находящейся в ведении министерства.

 


Список вопросов к зачету/экзамену:

1. Понятие государственной собственности.

2. Специфика управления государственной собственностью.

3. Разграничение государственной собственности между уровнями власти.

4. Организационно правовые формы субъектов государственной собственности.

5. Особенности управления государственным унитарным предприятием.

6. Особенности управления акционерными обществами, пакеты акций которых принадлежат государству.

7. Права собственника государственного унитарного предприятия.

8. Особенности управления акционерными обществами, пакеты акций которых принадлежат государству.

9. Недвижимость и ее правовой статус.

10. Состав и характеристика государственной недвижимости в России.

11. Основные принципы и инструменты управления государственной недвижимостью.

12. Основные проблемы управления государственной недвижимостью.

13. Особенности правового статуса земли.

14. Полномочия РФ и субъектов РФ в области управления земельными ресурсами.

15. Государственное регулирование недропользования.

16. Управление водными ресурсами.

17. Управление лесным фондом.

18. Состав объектов движимого имущества, принадлежащего государству.

19. Порядок управления особо ценным движимым имуществом государственного собственника.

20. Управление интеллектуальной собственностью государства.

21. Российская Федерация как правопреемник СССР в управлении государственной собственностью.

22. Состав зарубежной собственности Российской Федерации.

23. Правовое регулирование управления государственной собственностью за рубежом.

24. Функции Управления делами Президента Российской Федерации по управлению государственной собственностью за рубежом.

25. Функции Министерства иностранных дел РФ по управлению государственной собственностью за рубежом.


Список рекомендуемой литературы:

                                               а) Основная литература

автор Название книги Отв.ред. Место издания Издат-во Год изд-я
1 Прокофьев С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью   М Юрайт 2018
2 Ходырев В.В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие   СПб Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики 2017

                                   б) Дополнительная литература

автор название Отв.ред. место Изд-во год журнал № журн.
1 Кухтин П.В., Моттаева А.Б. Государственное и муниципальное управление собственностью   М. Мир науки 2014
2 Плотников А.Г. Управление государственным и муниципальным имуществом Новосибирск Сиб АГС 2014
3 Бурсакова М.С. Управление государственной и муниципальной собственностью. Курс лекций   М Ridero 2018
4 Моттаева А.Б. Стратегия управления государственной и муниципальной собственностью. Теория и практика М. МГСУ 2015
5 Шебанова Н. А. Собственность Российской Федерации за рубежом: правовое регулирование и защита   М Юрлитинформ 2013

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Президент РФ - http://www.kremlin.ru/
  2. Правительство РФ – www.government.ru
  3. Министерство экономического развития - www.economy.gov.ru
  4. Центральный банк – http://www.cbr.ru/
  5. Министерство финансов – http://minfin.ru/ru/
  6. Министерство промышленности и торговли - http://minpromtorg.gov.ru/
  7. Министерство иностранных дел - http://www.mid.ru/ru/home
  8. Росимущество - https://www.rosim.ru/
  9. Госзагрансобственность - http://www.ugp-property.ru/
  10. Росреестр - https://rosreestr.ru/site/


МГУ им. М.В.Ломоносова

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.