Типичные версии. Хищение лицом, которому вверены эти ценности, то есть хищение совершило материально ответственное лицо в результате того, что не было надлежащего контроля за деятельностью, за сохранностью переданного или вверенного имущества. Халатное отношение к своим служебным обязанностям материально ответственного лица. Возможно у него совершают кражу те же грузчики и тд. Ну и типичная версия о хищении, если речь идёт о возбуждении дела в результате недостачи, то имела место естественная убыль, которая превышала допустимы размеры в результате ненадлежащих условий хранения. И иногда эти ненадлежащие условия хранения, а они являются ненадлежащими, потому что не обеспечены со стороны руководства. Поэтому мы говорим о халатности со стороны руководителей, которые не создали надлежащих условий для хранения этой продукции.
Обнаружены неучтенные излишки. Типичные версии:
Обнаружение неучтенных излишков. Тут типичные версии: созданы преступным путём, а именно путём нарушения процедуры изготовления продукции, подмены ингредиентов, используемых для её изготовления. Далее, неучтенные излишки возникли в результате действий с целью сокрытия ранее образовавшейся недостачи. Так тоже бывает, но тут уже идёт сговор руководства цеха изготовителя, где изготавливается продукция и цеха готовой продукции. Если они в сговоре, они совершают это хищение. Не успели создать неучтенные излишки для того, чтобы в цехе готовой продукции перекрыть недостачу, а денег хочется. Поэтому начинают сбывать продукцию как неучтенную в большем количестве, чем успели произвести. Ещё версия – ошибки. Ошибки при арифметических подсчётах, которые осуществляют члены инвентаризационной комиссии.
Обнаружен подлог документов. Типичные версии - подлог учинен с целью:
Подлог документов. Создают с целью сокрытия недостачи или присвоение созданных излишков. Подлог документов, как правило, это создаются дубликаты документов. Или использование одного и того же документа дважды. Например, товарно-транспортная накладная, которая выдаётся водителю экспедитору или экспедитору, если не доверяют водителю и они по одной и той же транспортной накладной могут дважды или трижды в торговую сеть привозить товар.
Для проверки версии проводятся:
Для проверки версии проводятся выемка и осмотр документов. Если проводились ревизии – материалы ревизии. Безусловно допрос, обыск. Но вначале лучше проводить обыск, потому что в ходе обыска в 80% случаев обнаруживаются черновые записи. Некоторые, не буду выдавать характеристику их личности, ведут настолько подробные записи, что это похоже на дневник. Когда, кому и сколько и т.д. Есть такие лица, которые очень любят вести учёт, особенно черной бухгалтерии. Там могут быть указаны все субъекты, которые имели отношение к данному событию.
Сейчас хищения совершаются путем использования карточек на выплату зарплат, еще раз напомню, когда работы выполняет 1000 человек, а по документам 150. На 150 чел. выписано карточек, есть ответственный человек и он является лицом подотчетным, поэтому, всегда ведет черную бухгалтерию.
В случае, когда речь идет о хищении на производстве. Для проверки версии проводится допрос работников бухгалтерии, ревизоров или членов инвентаризационной комиссии, проводится дополнительная ревизия, осматриваются рабочие места, складских помещения на предмет установления условий хранения товара, насколько обеспечена система охраны данного имущества. Если речь идет о хищении денежных средств, то достаточно назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу. Если хищение продукции, тогда еще комплексные экспертизы с экономистом, товароведом, бухгалтером и товароведом, если на предприятии.
Итак, какие же экспертизы проводятся по хищениям:
В задании будет необходимо не менее 3-х экспертиз назначить и поставить не менее 3-х вопросов по одной из них.
Какие мероприятия планировать и что отражать в плане расследования. Какие предусмотреть и выполнить следственные действия и ОРМ. Все это будет на экзамене.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
· проводится в соответствии с “Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.
Обязательно посмотрите указания при подготовке к экзамену. Когда будете решать, в задании нужно будет указать, что необходимо получить документы, составленные в ходе проведения инвентаризации, установившую недостачу. Вы должны будете указать, какие это документы.
В методических указаниях установлен:
В начале, что подвергается инвентаризации? Имущество. Что это такое? Какие финансовые обязательства проверяются ежегодно и докладываются руководству или учредителем перед утверждением годового балансового отчета перед направлением в налоговую инспекцию.
К имуществу относятся:
Для вас достаточно знать, что есть деньги на предприятии, каким образом они могут быть похищены.
Под финансовыми обязательствами понимаются:
Инвентаризации подлежат:
· производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете:
· находящиеся не ответственном хранении,
· арендованные,
Цели инвентаризации:
Проведение инвентаризации обязательно (здесь сплошные нарушения, особенно при ликвидации ЮЛ):
· при смене материально-ответственных лиц 9когда будете работать на предприятии юристами, обязательно обращайте на это внимание. Бухгалтер отвечает за финансовую дисциплину на предприятии и нарушение будет с ее стороны, чтобы себя оградить от ответственности, пишете служебную записку директору); Юрист визирует документы, поэтому попадает в группу преступную и идет вместе с участниками.
Инвентаризация проводится в рамках проведения ревизии, т.е. проверки всего финансового состояния предприятия. Проводится у материально ответственных лиц. Потом это все обобщает бухгалтер, составляет отчет, который потом представляется собственнику фирмы. Если фирма государственная, то проверяется со стороны учредителя. Проверяют также отчеты и акты бухгалтера.
Материалы (акты) инвентаризации:
это то, что вы должны знать. Если материально ответственное лицо отказывается давать показания, необходимо составить акт.
Судебно-бухгалтерская экспертиза отвечает на вопросы:
2 главные задачи – 1. Показывает, что вся документация оформлялась в соответствии со всеми требованиями, в первую очередь с федеральными требованиями (проверка по форме). 2. Проверка всей документации по факту.
Что необходимо представить эксперту? У вас будет вопрос, например, подготовка к проведению судебно-бухгалтерской экспертизы.
К общим объектам исследования эксперта-бухгалтера относятся:
Имеет значение при назначении следователем экспертизы. когда будете решать задачу, обязательно пишите, выемку каких документов необходимо провести.
Первичные документы – товаротранспортная накладная. Если речь идет о выполнении договора, то акт сдачи-приемки работ, поручения, акт об оплате. Если это договор по поводу создания какого-то объекта, то должен быть еще один документ – смета. Одна из форм отката – завышение сметы. Исполнитель договора может закупать меньшее количество по факту, а по документам все соответствует смете, или даже закупить достаточное количество, но уже для строительства другого объекта.
По материалам инвентаризации ставите «:» и пишете, какие это документы. Это описи имущества у материально ответственного лица, протокол заседания комиссии, где она делает выводы, сличительная ведомость и объяснения материально-ответственных лиц о причинах недостачи или обнаруженного излишка.
Специальными объектами исследования могут являться:
Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы:
В число объектов судебно-бухгалтерской экспертизы входят данные документов бухгалтерского учета, содержащиеся: в документах-основаниях; первичных документах (товаротранспортная накладная); журналах, книгах и других регистрах документов; ведомостях аналитического учета; журналах-ордерах, мемориальных ордерах.
Объекты экспертных исследований:
1) записи, которые содержатся в документах чернового учета;
2) курсы валют (если речь идет о внешнеторговой деятельности);
3) данные, отражающие результаты оперативного производственного учета;
4) документы, которые содержат показатели статистического учета;
5) учетные данные на электронных носителях информации.
Решим задачку №1
Фабула: При расследовании хищений на складе-хранилище сельскохозяйственной продукции были предъявлены на списание и уничтожение продуктов документы, вызвавшие сомнение в их достоверности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 356.