Тема 10. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: активизация работы магистрантов по изучению деятельности адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях.

Задачи: изучение адвоката в качестве защитника и представителя доверителя при производстве по делам об административных правонарушениях.

Вопросы: 1.Органы имеющие право осуществлять административную юрисдикцию.

                  2.Полномочия адвоката по делам об административных нарушениях.

 

Порядок производства по делам об административных правонарушениях регламентирован положениями КоАО.

         Конституционное положение, закрепляющее право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, нашло отражение в КоАО.

Согласно КоАП юридическую помощь лицу в отношении, которого осуществляется производство по административному правонарушению, оказывает защитник, а потерпевшему-представитель. В качестве защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

В процессе производства по делам об административных правонарушениях, как потерпевший, так и лицо в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушении, нуждаются в квалифицированной юридической помощи по ряду причин. Прежде всего административное является динамичной и наиболее объемной отраслью права, которая регулирует обширного минимума юридических знаний, крайне сложно разобраться во всей совокупности норм и правил административного права, которые содержатся в различных по значению и характеру нормативных правовых актов.

Кроме того, правом осуществлять административную юрисдикцию наделены более чем 60 органов и должностных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями. При этом лицу, привлекаемому к административной ответственности, противостоять такому объекту без помощи адвоката зачастую сложно. Участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении способствует обеспечению прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, и предотвращению нарушений их прав. Таким образом участие адвоката в производстве по делам административных правонарушениях является гарантией защиты прав и свобод потерпевшего и лица, привлекаемого к административной ответственности.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник и представитель допускаются с момента возбуждения дела об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

Полномочия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

         КоАО предусмотрены обстоятельства, исключающие возможность участия адвоката в производстве по делу об административном правонарушении. К данным обстоятельствам относятся случаи, когда адвокат являлся сотрудником государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых являлось основанием для возбуждения данного дела, или если он ранее выступал в качестве иных участников производства по данному делу. В соответствии со ст. 25.13 КоАП при наличии данных обстоятельств адвокат подлежит отводу.

В процессе производства по делам об административных правонарушениях адвокат наделен законом рядом прав, необходимых для эффективного отстаивания позиции подзащитного или представляемого лица. Так адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе:

знакомиться со всеми материалами дела;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

участвовать в рассмотрении дела;

обжаловать применение мер обеспечения производства по делу;

обжаловать постановление по делу;

пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАО.

         На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении адвокату следует осуществить ряд действий: провести беседу с доверителем для выяснения фактических обстоятельств дела, изучить обстоятельства дела, дать правовую оценку проблеме и определить тактику ведения дела. Также адвокату следует установить обстоятельства, исключающие привлечение лица к административной ответственности, смягчающие возможное административное наказание, оправдывающие подзащитного или отвергающие доказательства его виновности в совершении административного правонарушения.

         Установление правовой квалификации является наиболее важным этапом работы адвоката на стадии подготовки дела, к судебному разбирательству. В соответствии с данной нормой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАО установлена административная ответственность. Анализ этого определения позволяет выделить признаки, присущие всем административным правонарушениям: общественная опасность, противоправность и наказуемость. Адвокат должен помнить, что если в физических обстоятельствах дела отсутствует хотя бы один из указанных признаков, то совершенное лицом деяние не является административным правонарушением.

Следующим важным этапом работы адвоката на стадии подготовки дела к судебному разбирательству является сопоставление признаков состава административного правонарушения с установленными фактическими обстоятельствами дела. При определении признаков любого состава административного правонарушения адвокату необходимо не только провести анализ соответствующей статьи Особенной части КоАО, но и обратиться к нормам Общей части, содержащим указание на признаки, обязательные для любого состава административного правонарушения. Признаками состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объекты административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. К административным правонарушениям относятся правонарушения:

посягающие на права граждан;

 посягающие на здоровье санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

в области охраны собственности;

в промышленности, строительстве и энергетике;

в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

на транспорте;

в области дорожного движения;

в области связи и информации;

в области предпринимательской деятельности;

в области финансов, налогов, сборов рынка ценных бумаг;

в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);

в области защиты Государственной границы КР и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории КР;

посягающие на институты государственной власти;

против порядка управления;

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

в области воинского учета.

         Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 60 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной законом о защите прав несовершеннолетних.

         Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были принятые все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Субъективной стороной административного правонарушения признается психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина- психическое отношение лица к своим действиям и их последствиям. Вина может быть в двух формах: 1) умысел и 2) неосторожность.

 Административное право нарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Административное право нарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожность бывает двух форм: самонадеянность и небрежность.

Административному праву известны составы как с умышленной, так и с не осторожной формой вины. Причем многим административным правонарушениям свойственно обе формы вины. Адвокату следует обратить внимание на доказанность вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Сопоставив признаки состава административного правонарушения с фактическими обстоятельствами дела, адвокат должен получить четкое представление о том, совпадают ли объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона с фактическими обстоятельствами дела.

Адвокату необходимо помнить о подведомственности дел, устанавливаемой КоАО и законодательными актами, которое представляет собой распределение всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дело, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим юридическим лицам административное наказание.

Установлены три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:

1.судьи;

2.суды аксакалов;

3.органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные гос. Органы в соответствии с их полномочии, задачами и функциями, возложенными на них законами либо нормативными правовыми актами Президента КР или Правительства КР. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами КР, рассматриваются в пределах полномочии, установленных этими законами.

Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасности, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний. Исключительной компетенции судьи являются рассмотрение дел о правонарушениях, посягающих на права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; собственность; институты государственной власти и порядок управления; общественный порядок и общественную безопасность, а также рассмотрения дел о правонарушения в области коммерческий деятельности и области финансов и налогообложения.

Действующим законодательствам предусмотрено совместное подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судий других органов. Так, должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченные рассматривать дела вправе налагать на нарушителя штраф, если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд. Адвокату необходимо проверить правильность определения не только подведомственности, но и подсудность дела об административном правонарушении.

Кроме того адвокату следует выяснить наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, закрепленных. Производство по делу административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного и следующих обстоятельств;

1.отсутствие события административного правонарушения.

2.отсутствие состава административного правонарушения.

3.действия лица состоянии крайней необходимости.

4.издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5.отмена закона, установившего административную ответственность;

6.истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7.наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8.смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При этом адвокат должен помнить, что законом предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Доказательства заслуживающим наибольшее внимание адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях является протокол об административном правонарушении. Адвокат должен проверить соответствие данного протокола закону, как по форме, так и по содержанию. Кроме того, адвокату необходимо установить, имеются ли существенные недостатки в оформлении протокола. К существенным недостаткам оформления протокола отсутствие данных: даты и места его составления, должности, фамилии, инициалов лица составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имен, отчеств, адресов места жительства, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие , места, времени совершений и события административного правонарушения, статьи КоАО или закона, предусматривающий административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело , иных сведений необходимо для разрешения конкретного дела. Кроме того, адвокату следует обратить внимание, содержится ли в протоколе запись о разъяснений прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

 Адвокату надлежит проконтролировать, чтобы протокол был составлен уполномоченным лицом, проверить сроки составления протокола. Так по общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведении о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течении двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в предусмотренные законам сроки. При обнаружении указанных недостатков адвокат вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола которые прилагаются к протоколу об административном правонарушении. Нарушение правил составление протокола может служить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

         После исследования протокола по делу об административном правонарушении адвокату следует проанализировать остальные доказательства по делу. Завершив работу с доказательствами, адвокат окончательно определяет правовую позицию по делу об административном правонарушении, которая должна соответствовать требованиям законности представляемых интересов и характера деятельности адвоката. Кроме того, правовая позиция должна быть согласована с лицом, чьи интересы адвокат представляет в производстве по делу об административном правонарушении.

Адвокат вправе обжаловать применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые могут быть применены с целью пересечения административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относится:

доставление;

административное задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящиеся при физическом лице;

осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов;

отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

задержание транспортного средства запрещение его эксплуатации;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

привод;

временный запрет деятельности.

         Адвокату следует обратить внимание на соблюдение сроков рассмотрения дела об административном правонарушениях. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в месячный срок со дня получения судьей и в 14 –дневные, срок со дня поручения органом, должностным лицом правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Адвокат вправе ходатайствовать о продлении срока рассмотрения дела, который может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в следующем порядке:

1) объявляется кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. При этом адвокат должен помнить, что невыполнении требования о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, является основанием для отмены принятого решения;

5) лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а. поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б. отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в. Необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

КоАО предоставлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему, законным представителям физического или юридического лица, защитникам и представителям.

         Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается адвокатом судье в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Если адвокат направит жалобу одновременно в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то жалобу будет рассматривать суд.

         По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Нормативные акты:

1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года. Принята на всенародном голосовании (референдуме) от 27 июня 2010 года;

2. Уголовный кодекс Кыргызский Республики от 1 октября 1997 года № 68.

3. Уголовно - процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 30 июня 1999 года № 63.

4. Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 29 декабря 1999 года N 146;

5. Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики от 4 августа 1998 года № 114.

6. Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» от 14 июля 2014 года № 135;

Литература:

1. Буробина В.Н. «Адвокатская деятельность». Москва, 2001г.

2. Демидова Л.А. «Адвокатура в России». Москва, 2004г.

3. Кайсарова Г.М. Помощник адвоката (досудебная стадия)Бишкек – 2003 г.

4. Кучерена А.Г. «Адвокатура». Москва, 2004г.

5. Молчанова А.В., Хазиев Ш.Н. Адвокатура в Российской Федерации. Москва, 2011г.

6. Сопуев Ж.А. Руководство для адвоката. Бишкек, 2008г.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 198.