Инновации: сущность, понятие и классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная экономика отличается от прежней главным образом тем, что построена на определении и использовании новой информации как основном факторе экономического роста как страны, так и отдельных предприятий. Любое нововведение можно определить как инновацию, будет это новый продукт или технология только для одной компании или для отрасли в целом.

Так как на инновациях пытаются строить экономику всей страны, непременно это очень важный фактор роста экономики. Чтобы создать какой-то новый продукт или технологию, или какое-либо другое новшество требуется значительное количество времени и человеческого труда, в большинстве случаев умственного, и, соответственно, это создает большие затраты. Но в тоже время, инновации создаются для того, чтобы получить определенные преимущества, которые способны компенсировать затраты. Это могут быть преимущества в качестве товара, снижение себестоимости, повышение социального фактора, повышение навыков персонала и другое.

В тоже время инновационная деятельность в России остается на довольно низком уровне. О данном утверждении свидетельствует тот факт, что в 2010 году инновации внедряли лишь 9,5% российских компании, в то время как в восточноевропейских странах инновационно-активных предприятий больше приблизительно в 2 раза, а в Германии – в 8 раз. Наиболее высока доля инноваторов среди крупных предприятий и среди средних по размеру высотехнологичных организаций. А что касается малого бизнеса, нововведений совсем мало, не смотря на то, что некоторые из них работают в сфере «высоких технологий».

Предприятие, в зависимости от масштабов организации, ресурсов, вида продукции и так далее, может осуществлять следующие инновации:

· полный инновационный цикл;

· поисковые исследования ;

·  прикладные научно-исследовательские работы (НИР) ;

·  опытно-конструкторские работы (ОКР);

·   промышленное освоение ;

·  производство ;

·  сбыт;

Инновации в большинстве своем – это реакции на происходящие внешние или внутренние изменения в деятельности. Таким образом, инновации служат одним из наиболее действенных факторов повышения конкурентоспособности.

Под инновациями, как фактором повышения конкурентоспособности, понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствoванного продукта, который используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также - это результат внедрения инновационных разработoк на рынке, то есть нововведение, доведеннoе до уровня коммерческого использования, когда оно начинает давать экономический эффект.

С точки зрения областей применения инноваций, можно выделить следующие группы:

· технологические;

· организационно – управленческие;

· экономические;

· маркетинговые;

· социальные;

· информационные.

Из данных групп нововведений основой инновационного процесса являются технологические инновации. Они играют ключевую роль в создании нового оборудования, соответственно, в обновлении производства, следовательно, повышение конкурентоспособности с точки зрения снижения затрат, улучшение качества продукции, выход на новые рынки с помощью освоения новых, ранее не доступных технологий и так далее. Во всех перечисленных преимуществах в основе цепочки лежит технология. Из вышесказанного следует, что технология относится к ресурсам организации, используемым для повышения эффективности деятельности.

Технология представляет собой совокупность упорядоченных знаний, которые могут быть использованы для производства продукции, оказания услуг или иметь другое коммерческое применение. Технология может быть придумана и осуществлена непосредственно предприятием, и тогда организация будет иметь большие прибыли, пока технология остается уникальной; либо технология может быть заимствованной, то есть собственник технологии осуществляет передачу таковой на основе коммерческой или какой-либо другой выгоды со своей стороны.

Передача технологий или как ее часто называют – технологический трансфер можно определить как совокупность отношений, благодаря которым технология, разработанная на одном предприятие, используется как коммерческий продукт на другом предприятии. Технология как коммерческий продукт для большинства предприятий, конечно, наиболее частый процесс, так как создание уникальной технологии требует колоссальных затрат и, может быть, привлечение сторонних специалистов для осуществления данного процесса. Таким образом средние и мелкие предприятия не могут позволить себя таких затрат в связи с ограниченными средствами и, в основном, за ненадобностью. Разработкой новых технологий в основном занимаются специализированные предприятия, целью которых служит извлечение максимальной прибыли от передачи (продажи) своих изобретений или крупные предприятия, которые имеют средства и желают создать нечто уникальное, способное на определенной время дать неоспоримое конкурентное преимущество.

Во многих случаях технология не просто продается, а ей сопутствует целая цепочка звеньев, которая выгодна передающей стороне. Хоть сделка и осуществляется на коммерческой основе, существуют и другие, неденежные аспекты, такие как:

· настройка нового оборудования или разовое консультирование;

· личные связи и отношение, связывающие работников передающей и принимающей технологию сторон;

· и т.д.

В связи с тем, что передача технологии вызывает определенные сложности, существует многообразие возможностей для осуществления различных форм технологического трансфера, а именно:

· горизонтальный и вертикальный трансферы, исходя из характера продвижения технологии;

· прямой и непрямой, зависит от количества участников;

· внутренний и внешний трансферы, зависит от региона, где осуществляется;

В результате того на каких условиях передаются и в какой момент передается технология, можно определить следующие виды технологического трансфера:

· полный технологический трансфер ;

· неполный технологический трансфер;

· чистый технологический трансфер;

· комплексный технологический трансфер.

 

Классификация инноваций

Инновационные процессы многообразны и различаются по своему характеру, формам их организации, масштабам и способам воздействия на инновационную деятельность. Поэтому и классификация инноваций отличается большим разнообразием в зависимости от классификационных признаков, которые представляют собой отличительное свойство данной группы инноваций.

Классификация инноваций позволяет определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные характеристики данной инновации. Это создает возможность для эффектного использования определенных приемов управления инновацией, соответствующей конкретной классификационной группе. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. Практическое значение различных классификационных признаков не одинаково. По содержанию инновации могут классифицироваться как технические, технологические, организационные, социальные, экономические. Наибольшее распространение в условиях стабильных экономических систем имеют технические и технологические инновации. При этом немаловажную роль играет сфера осуществления инновационных процессов при создании или потреблении инноваций. Инновации можно классифицировать по степени новизны: принципиально новые; модернизированные; конструктивно подобные. При разработке принципиально новых инноваций реализуются крупные изобретения, и они зачастую становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. К таким инновациям в нашей стране может быть отнесена разработка комплекса фотонаборного оборудования ВНИИполиграфмашем и Ленинградским заводом полиграфических машин, удостоенная Государственной премии СССР за 1981 г. Эта техника позволила не только значительно поднять производительность и сократить производственный цикл, но и существенно оздоровить и облегчить условия труда. К модернизации могут быть отнесены улучшения, оказывающие большее или меньшее влияние на основные потребительские свойства продукции, но не способствующие принципиальному изменению конструкции и параметров техники. В этой группе может быть отнесена большая часть создаваемых изделий. К конструктивно подобным инновациям может быть отнесено оборудование типа листовых офсетных машин, расширяющих форматный ряд. В данном случае конструктивное подобное позволяет снижать издержки в производстве изделий за счет увеличения серийности деталей, облегчать техническое обслуживание аналогичного по конструкции оборудования на полиграфических предприятиях и улучшать форматное использование техники.

В тоже время для потребителя классификация по степени новизны может быть совершенно иной. Инновации могут также классифицироваться по целому ряду других признаков. По особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационные. По уровню разработки и распространению: государственные, отраслевые, корпоративные, фирменные. Возможно классифицировать инновации по темпам осуществления, масштабам, результативности и т.д.

Переход мировой экономики на новою ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. Научно-технический прогресс внес новые моменты в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности, конкурирующих самостоятельно хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом поменять стереотипы своего поведения в этой области.

Именно инновации играют главную роль в практической реализации современной научно-технической революции. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению деловой активности производителя новой продукции, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 211.