История насчитывает тысячи лет эволюции, совершенствования полученных знаний и умений, становление и возникновение «информационного общества» произошло не случайно, выпуск вычислительных машин, занимавших огромное пространство и стоящих больших денег, рост технологий, развитие средств коммуникации и связи позволили человечеству по-новому смотреть на окружающий мир. В наши дни уже сложно представить себе день без интернета, телефона с прямым доступом к социальным сетям и «мировой паутине», а поскольку телефон и любой другой гаджет стало возможным брать с собой – пользование ими стало повсеместно.
Мировое сообщество ищет пути и средства для развития информационного общества во всем мире, постепенный переход всех стран к информационным технологиям двадцать первого века дает возможность урегулировать вопросы нормативно-правового закрепления норм и правил, закрепляющих единство информационных сетей, также некоторые содружества государств строят свою политику таким образом, чтобы в дальнейшем стремить к формированию глобального информационного общества[9].
На данный момент мировое сообщество озабочено вопросом «информатизации», что согласно подходам к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества представляет собой системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.
Некоторые ученые отмечают, что процесс «информатизации» включает в себя три составляющие, которые непосредственно взаимосвязаны между собой:
1. Компьютеризация – процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. На фактор повышения эффективности управленческих взаимодействий, а также на надёжность технико-экономических обоснований проектов экономического и социального развития влияет, в первую очередь, внедрение компьютеров и компьютерных технологий в разнообразные сферы управления и производства, во-вторых, совершенствование их материально-технического обеспечения, влияющего на оперативно получения, обработки и передачи информации.
2. Медиатизация – интеграция медиа, то есть совокупность технологических средств и приемов коммуникаций окружающих нас, основная цель которых состоят в передаче конкретному потребителю информационного сообщения каком-либо виде, в различные сфера жизни общества, а также формирование единой культурно-коммуникационной системы социума. Влияние социальных медиа нельзя отрицать, так как большинство социальных явлений в современном мире уже невозможно рассматривать без медиального компонента, все это из—за того, что социум в наши дни пронизан огромным количеством опосредованных коммуникаций и наполнен различными трактовками, которые проецирую медиа[10].
3. Интеллектуализация – представляет собой деятельность человека, его мышление, специализацию, достижения, средства и методы, направленную на развитие современного общества. Инновации – как результаты интеллектуальной деятельности человека прекращаются в основополагающий фактор развития человечества. Информационная культура как составная часть понятия «интеллектуализации общества» — это нечто иное как интеллектуальное взаимодействие в глобальных размерах для открытия новых интеллектуальных способностей всего общества в целом.
При этом, ряд ученых отмечает, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как процесс развития информационно-коммуникационных технологий в обществе, основанных на современных технологиях в области компьютеризации и телекоммуникационной техники. В связи с этим, «информатизация» представляет собой развитие общества, качественное совершенствование при помощи современных информационно-технологических средств.
Тем не менее, ряд государств заинтересован в дальнейшем развитии и «информатизации» современного общества, но и в создании мирового информационного общества. Для решения этой задачи необходимо: во-первых, чтобы государства-участники проявляли активную роль в выработке политики либерализации рынка телекоммуникационных услуг за счет повышения участия правительства в изменении и одобрении рыночных процессов развития информационного общества. Во-вторых, государства-участники утверждают политики, благодаря которой каждый член общества будет иметь доступ к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основании гласной систему услуг, соблюдающей систему установленных стандартов[11]. В-третьих, уделять повышенное внимание таким факторам устойчивости как всеобщая заинтересованность в развитии информационного общества, профилактика социальной разобщенности. В-четвертых, развитие системы взаимоотношение между государством и частыми организациями за счет инвестиций в крупные проекты по производству и развитию информационно-телекоммуникационных технологий. В-пятых, особое внимание стоит уделить строгому обеспечению законности и правопорядка, а также соблюдение гражданских прав граждан охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных и потребителя.
Важным элементом при построении информационного общества является развитие уровня кадров, создание доступа к образованию, профессиональной переподготовке и переобучению в любом возрасте, а также развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.
Исходя из всего вышеизложенного, можно седлать вывод, что переход к информационному обществу представляет собой сложный и длительный по времени процесс, в связи с тем, что влечет за собой полную трансформацию сформированных общественных принципов населения страны. В Российской Федерации такая глобальная трансформация началась немного позднее нежели в западных или европейских странах.
В конце 80-х годов в России стали публиковаться такие авторы как Ракитов А.И и Ершов А.П., которые стали первыми, напечатавшими о пробелах и проблемах в области информатизации общества. В связи с этим появилась необходимость решать возникающие вопросы и подстраиваться под современное общественное развитие, Россия вступила в информационную эпоху.
Для успешного развития и функционирования информационного общества стране нужно иметь не только развитые информационных ресурсы, а также необходимо учитывать социальные условия для возможности эффективного использования данных ресурсов. Ряд ученых выделает такое понятие как «информационный потенциал» то есть это собирательное понятие включает в себя все необходимые для построения информационного общества элементы, чаще всего это совокупность средств, методов и условий, позволяющих эффективно использовать информационные ресурсы.
Информационные потенциал в дополнение к вышеизложенному объединяет в себе такие понятия и элементы как средства информационной техносферы, способствующие повышению информационной культуры общества. Не стоит забывать о том, что научно-исследовательский потенциал, развитие системы социальных институтов, профессиональное образование для кадров, которые будут в дальнейшем работать над строительством информационного общества тоже играют не маловажную роль.
Если рассматривать временной период, когда Россия начала делать конкретные шаги в направлении строительства информационного общества, то стоит отметить этап с 1994 по 1998 годы, который характеризуется сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Вторым шагом на пути к информационному обществу стала Федеральная целевая программа принятая Правительством Российской Федерации 2002 году «Электронная Россия 2002 – 2010 годы», основной целью которой являлось повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышение оперативности представления государственных и муниципальных услуг, внедрение единых стандартов обслуживания населения[12].
Начиная с 2007 года все средние школы были полностью оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности, а также подключены к глобальной сети Интернет. Приоритет отдается осуществлению внедрения открытого отечественного программного обеспечения и организации компьютерно-правового обучения элементарным навыкам в высших учебных заведениях и школах[13].
На смену федеральной целевой программе приходит документ, утвержденный указом Президента Российской Федерации «Стратегия развития информационного общества», который является основой подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества Российской Федерации[14].
Анализ современной ситуации в Российской Федерации показывает, что наша страна находится только на стадии формирования экономического и социально-политического базиса, на основании которого станет возможно продолжать развитие информационного общества. В связи с этим, в 20017 году В.В. Путин пописал указ о новой стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2013 – 2030 годы. Данная стратегия была разработана в целях повышения роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве, а также развитие человеческого потенциала, путем обеспечения общественной безопасности и повышения эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационное общество – является неотъемлемой частью информационных технологии, которые приносят значительную пользу, расширяют и открывают новые возможности для человеческого развития, при этом, это время, когда многими процессами управляют полностью автоматизированные машины, а человеку остаётся лишь своевременно нажимать на кнопку, чтобы задавать какие-либо операции и отслеживать процесс деятельности. Это является сигналом к тому, что рано или поздно такие инновации приведут к снижению умственной работоспособности человечества, так как когда есть машина, для чего нужен человек?
Представляя собой теоретическую концепцию постиндустриального общества, основанной прежде всего на производстве таких продуктов как информация и знания – информационное общество обладает отличительными чертами, среди которых возрастание роли информации и информационных технологий в жизни каждого индивида, увеличивается число людей, которые занимаются развитием и передачей полученных знаний в области информационных технологий, а основной целью такого общества является – создание глобального информационного пространства, которое бы обеспечивало информационное взаимодействие граждан и государств.
Как отмечалось нами ранее, существуют проблемы становления и развития информационного обществ повсеместно, среди них выделяют информационное и цифровое неравенство отдельно взятых государств или регионов, трудности и возникающие проблемы в области нормативно-правового регулирования передаваемой и получаемой информации, вопросы интеллектуальной собственности и защиты гражданских прав граждан, а также конфиденциальность информации и возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание с целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя информационно-коммуникационные технологии.
Информация представляет собой главный экономический ресурс, а информационная осведомленность по темпам развития выходит на первое место. В связи с этим информационные технологии приобретают статус главного средства увеличения эффективности производительности, упрочнения конкурентоспособности на внутреннем мировом рынке. Информация становится предметом массового потребления, в связи с чем уровень развития социума определяется наличием компьютеров и иных средств коммуникации.
Можно сделать вывод, что информационно общество – ориентировано на получение и сбор всеобъемлющей информации не только об обществе, но и о природе, что позволит более тонко, более безболезненно для природы адаптироваться к ней, исключая впредь любы экологические катаклизмы. В информационном обществе человек обладает организованной, целенаправленной информацией, тем более адекватно он сможет сформировать свой образ и прообраз объективной реальности, а значит и гармонично вписаться в окружающий мир, что позволит ему с максимальной полнотой раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовать уникальные природные задатки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 31.07.2006. - №31(1 ч.). – Ст. 3348.
2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65 (ред. от 09.06.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.02.2002. - №5. – Ст. 531.
3. Стратегия развития информационного общества Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 07.02.2008 №Пр-212 // Российская газета. - №34. – 16.02.2008.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15.05.2017. - №20. – Ст. – 2901.
Монографии, учебные пособия
1. Бакулев Г. Массовая коммуникация: западные теории и концепции // Под общ. ред. Г. Бакулева. – М. – 2017. – 176с.
2. Делатова М.Я. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие // Под общ. ред. А.Н. Дулатовой. – М.: Либерия-Бибинформ. – 2011. – 80с.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. – I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов // Под общ. ред. А.П. Киреева. – М.: Международные отношения. – 2011. – 324с.
4. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект // Под.общ.ред. К.К. Колина. - М.: Фонд»Мир». – 2013. – 240с.
5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие // Под общ. ред. А.В. Малько. – М.: НОРМА. – 2013. – 378с.
6. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества // Под науч. ред. А.В. Короткова. – М.: ООО»Трейн». – 2017. – 368с.
7. Лактионов А. Информационное общество / Под общ. ред. А. Лактионова. – Издательство: АСТ. Мидгард. – 2014. – 159с.
8. Пронина Л.А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Под.общ.ред. Л.А. Прониной. - Аналитика культурологии. М.: – 2018. - №1. -17с.
9. Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства // Под.общ.ред. Е.И.Заславской. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 300с.
10. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие // Под общ. ред. А.В. Чугунова. – СПб.: Ф-т философии и искусств СПбГУ. – 2007. – 98с.
Словари и энциклопедии
1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - СПб.: Издательство «ОЛМА Медиа Групп». - 2012. - 448 с.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство «Оникс 21 век». – 2013. - 2898 с.
[1] Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 31.07.2006. - №31(1 ч.). – Ст. 3348.
[2] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие // Под общ. ред. А.В. Малько. – М.: НОРМА. – 2013. – С. 203.
[3] Лактионов А. Информационное общество / Под общ. ред. А. Лактионова. – Издательство: АСТ. Мидгард. – 2014. – С. - 89.
[4] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. – I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов // Под общ. ред. А.П. Киреева. – М.: Международные отношения. – 2011. – С. – 240.
[5] К.К. Колин Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект; М.: Фонд»Мир». – 2013. – С. – 172.
[6] А.Ф. Филиппов О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под.общ.ред. Е.И.Заславской. – М.: Аспект Пресс, 2016. – С. - 103-112.
[7] Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества // Под науч. ред. А.В. Короткова. – М.: ООО»Трейн». – 2017. – С. – 211.
[8] Перевод отрывков из книг известного французского культуролога и философа техники Ж.Эллюля / опубликовано в сборнике «социальные проблемы современной техники. М.: 1986. – С. – 14.
[9] Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства // Под.общ.ред. Е.И.Заславской. – М.: Аспект Пресс, 2016. – С. – 211.
[10] Л.А. Пронина. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологии. М.: – 2018. _ №1-. С. – 5.
[11] Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие // Под общ. ред. А.В. Чугунова. – СПб.: Ф-т философии и искусств СПбГУ. – 2007. – С – 56.
[12] О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы): постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65 (ред. от 09.06.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.02.2002. - №5. – Ст. 531.
[13] А.В. Коротков, Б.В. Кристальный, И.Н. Курносов Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества // под науч. ред. А.В. Короткова. – М.: ООО»Трейн». – 2017. – 368с.
[14] Стратегия развития информационного общества Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 07.02.2008 №Пр-212 // Российская газета. - №34. – 16.02.2008.
[15] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 15.05.2017. - №20. – Ст. – 2901.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.