Определения понятия «информационного общества» является ключевым при решении задач, направленных на всестороннее изучение и обобщение полученных знаний. Определение, дошедшее до нас, появилось на рубеже 50-70-х, так как примерно, в этот период человечество вступало в новую эпоху, путь к которой проложило активное и стремительное развитие науки и техники, а также средств коммуникации. Ряд ученых и философов, возвращаясь к проблеме определения понятия «информационного общества» нередко подчеркивали, что радикальное обновление жизни человечества в рамках новой формации[7].
Как уже отмечалось ранее, автор обобщенного понятия «информационного общества» американский писатель Тоффлер не давал какой-либо дефиниции, возможно, потому что считал, что при определении данного феномена нельзя руководствовать определенным аспектом, виляющим на развитие и функционирование информационного общества. Комплексное понимание, охватывающее различные сферы человеческой жизни – вот что необходимо учитывать при определении «информационного общества».
Так, например. Французский философ Жак Эллюль в одной из своих работ дал такое определение «информационному обществу» — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека[8]. Автор подчеркивает, что необходимо учитывать взаимодействие духовного и материального мира человека в комплексе, так как последние особенно остро отражает понимание сущности современного общества.
В исторической ретроспективе развитие цивилизации напрямую связывают с развитием способов получения, преобразования и передачи информации, которая в свою очередь, служила источником при принятии тех или иных решений на всех уровнях и этапах развития и функционирования государства.
Само по себе «информационное общество» отличается тем, что имеет динамичную сферу производства, то есть новые технологии развиваются и возникает потребность в своевременном обеспечении общества необходимыми условиями существования. У каждого члена такого общества появляется возможность получать, перерабатывать и делиться нужной для него или окружающих его людей информацией в любое удобное для нег время. При реализации последнего активно способствуют увеличению скорости передачи какой-либо информации развитие информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также глобальной сети интернет.
Создание такого широкого поля соприкосновения людей в «информационном обществе» не ограничивает их рамками взаимодействия только в одном государстве, человечество получилось доступ к мировым информационным ресурсам, а за счет обилия технологических гаджетов, позволяющих сделать передачу какой-нибудь информации или данных гораздо эффективнее и быстрее, у человечества есть возможность постоянно совершенствовать свои познания и навыки. Любое «информационное общество» обладающее такими свойствами и признаками раскрывает великое множество возможностей перед человеком, остается только научить социум правильно, то есть во благо, ими пользоваться.
Современное мировой сообщество стоит на пороге перехода к новому глобальному информационному обществу, которое бы представляло собой совокупность национальных информационных инфраструктур. Прежде всего, стоит отметить какие модели информатизации позволили бы информационным обществам со всего мира объединить свои усилия на благо для чего-то большего. Критериями для деления государств – участников «информационного общества» можно считать макроэкономическую политики государства и непосредственно, концепцию государственной политики в области формированию информационного общества (здесь большую роль играет уровень развития системы законодательства, уровень развития национальной культуры и духовный мир каждого индивида).
На практике принято выделять две модели информатизации информационных обществ – восточная и западная (при этом стоит отметить, что ученые отличают модель развития Европейских государств от модели Соединенных Штатов Америки).
В отличии от своих западных коллег представители восточного информационного общества стремятся разработать собственный подход, основанный, прежде всего, на утверждении собственных ценностных ориентаций в отношении индустриализации, информатизации и социального развития. Основой данной молоди является непосредственное взаимодействие государства и рынка, то есть установление связи между культурными ценностями, которые имеют большое значение для жителей государств, и социальными изменениями, происходящими в государствах.
В связи с тем, что Япония тратит большое количество денежных средств на развитие информационного общества она добивается существенных успехов, которые можно сравнить с успехами Соединенных Шатов Америки в данной области, при этом Япония на первое место ставит развитие информационно-телекоммуникационных технологий, а также развитие социально-экономического уровня жизни своего населения. Такие цели поставили перед страной задачу построения наибольшего числа взаимосвязанных и совместимых телекоммуникационных сетей, а также были предприняты попытки разработки информационных устройств. Для реализации поставленных задач Япония также занималась вопросом повышения уровня информационной обеспеченности у подготавливаемых высококвалифицированных кадров для работы с сфере информации и информатизации.
Ученые отмечают, что феномен «азиатских тигров» заключается в том, что государство непосредственно принимает участие при решении важных вопросов информационного общества, государство также участвует в распределении средств, направляемых на создание национальной информационной инфраструктуры. Такое стремительное развитие и не прекращаемые ресурсы, обусловлены постоянным ростом конкуренции в области производства и внедрения совершенно новых информационных технологий, а также связанная с этим потенциальная возможность потери рабочих мест для квалифицированных кадров.
Модель развития информационного общества в Соединенных Штатах Америки значительно отличается от моделей восточных стран тем, что роль государства при формировании такого общества сводится к минимуму, при том, что вся деятельность осуществляется частными лицами. Это демонстрирует полную либерализацию рынка информационно-коммуникационных технологий, это обеспечивается за счет того, что политика построения информационного общества в таком случае направлена не на удовлетворение интересов населения в целом, а напротив, на улучшение качества жизни и уровня предлагаемых услуг определенному кругу населения страны.
Иные страны, входящие в Европейский союз на пути формирования модели информационного общества придерживаются политики о том, что они находятся в поисках золотой середины между полным контролем со стороны государства и сложившимися на практике законами рыночных отношений. При этом, также, как и Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза стремятся обеспечить либерализацию рынка информационно-коммуникационных технологий. Стоит отметить, что Великобритания, например, придерживается мнения о том, что в первую очередь при развитии рынка информационно-коммуникационных технологий стоит уделить внимание усовершенствованию строительство сетей, так как именно они являются движущим фактором модернизации сфера услуг.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что слияние компьютерных и телекоммуникационных технологий повлекло за собой множество новых товаров и услуг, появившихся на информационного рынке. На сегодняшний день, на первое место, как показатель экономически развитых стран, выходит информационная и коммуникационная индустрия. Только за счет развития информационного общества каждое государство получает ресурс для своего дальнейшего развитие, как и в экономическом плане, так и в технологическом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.