Варваре Александровне Сухотиной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нужно проверить свое сердце, не помнится ли на кого какое неудовольствие или гнев,— тотчас просить Господа о истреблении из памяти моей всякого зла, да благо будет ду­ше моей...

Вы меня утешаете!

С радующимися о Господе радоваться, с плачущими о бедственных злоключениях плакать и составлять в том и другом душевную пользу — об этом мне внушала мать моя, и я чувствую наклонность: мне приятнее быть среди плачущих, нежели посреди смеющихся; откровенно с вами говорю, благодаря вас за усердие. Вечер, мая 27-го дня, 1827 года

 

Л.Л.К-й

Непотребный раб Егор советует вам не увеличивать свое несчастье. Истинное несчастье состоит в одном только непокаянии о грехах, которыми душа уклоняется от Бога. Скорби же, и притеснения, и гонения — не не­счастья: это путь, которым благодарно идут рабы Божий. Не лучше ли и вам идти таким путем без ропота? Укрепляйтесь, веруйте — Господь утешит вас.

 

К Т. С.

Милость Божья буди с вами!

В кратковременной сей жизни многими скорбями посещает Господь любящих Его. Да войдут в царствие небесное и наследуют вечное блаженство! Тесен и прискорбен путь жизни этой. Каждый претерпевает свои болезни и немощи; но убла­жается душа, которая благодарно приемлет все посылаемое от Господа, и с несомненною верою всегда предается в святой промысел Его о всякой вещи. Да воздаст вам Господь мило­стью своею за усердие ваше. Декабря 17, 1831 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Матушка Марья Петровна! В сем мире одно проходит — другое приходит, и все изменяется; так и до самой последней минуты будет изменяться. Видно, матушка, здесь нет постоянства; в беспокой­ном мире искать покоя — тщетное дело. Чита­ете ли вы когда-нибудь славянские книги — Четьи-Минеи? Ежели их читать да подражать по возможности своей, то человек, как золото в горниле, может во имени Христове очис­титься. Странник, грешный Егор. Сентября 21-го, 1823 года

 

К М.П. Колычевой

Воистину Христос воскрес! Очистим чувства, и узрим: кого более всего мы любим, к тому больше всего и прилепляемся в опасности. Несчастен тот, кто угождает своему сердцу, уклоняясь от Христа. Христос есть весь любовь чистейшая, весь сладость и неизъяснимое утешение. Он сказал: вы в мире скорбные будете; мир возрадуется, вы же восплачете и возрыдаете. Всепровидящий Господь ублажает плачущих ныне, а к смеющимся обращается: горе! горе смею­щимся ныне! Наступит час конечный их; тогда восплачут и возрыдают и не получат утешения себе в бесконечной скорби: увы, без конца! Но сетующие и плачущие ныне о грехах своих, и из сострадания к страждущим в тот день, возрадуются. И радости их не будет конца. Они вступят в жилище бесконечно веселящихся, и уже радость их не отнимется от них. Убеждай, матушка, и слезами и делами и благим словом Н.Н., чтобы он оставил вовсе вольнодумство и обратился бы к долго­терпению и милости Господа нашего Иисуса Христа. Надобно ему призвать священника и исповедать, как пред самим Бо­гом, весь грех свой подробно, что он предпринимал и сколько душ уклонил в прелесть сию от правой веры. Когда чисто­сердечно во всем сознается, то Господь, дивный в милости, за правое исповедание его устами, простит его и изымет от рук дьявольских под руку смотрения своего.

Не могу умолчать пред вами о страждущих. Келью мою, по милости Божьей, день и ночь окружают стонущие и плачущие о бедствиях и нищете своей. Ах! могу ли я сам от себя делать что бла­гое? Всех и вся наставляет Христос, он посылает бедных убеждать меня жестокого к состраданию; я плачу, да пошлет на них Господь милость свою чрез милостивых. 1824 г., Апр. 7.

 

Марии Петровне Колычевой

Лишь только предадим себя Про­мыслу Отца Небесного, тотчас пременяемся на лучшее и уже не ищем ничего, кроме только Его святого благоволения о нас, да будет воля Его, якоже на небеси и на земли. Ведь отчая­ние — самая погибель; почто ж отчаиваться нам, когда что делается не по-нашему, а как угодно Его святому назначению? Буди имя Гос­подне благословено (Иов 1, 21). Скорбный путь всегда ведет нас к Царст­вию Божию; и в самой лютейшей болезни мы обязаны благодарить Господа и просить Его, да подаст нам великодушное терпение к пере­несению болезней; уже никто не может проти­виться судьбам Божиим, и что делать бедству­ющей душе, как только предаваться Богу и охотно повиноваться Его святому Промыслу? Надобно спросить свое сердце: ежели оно любит более всего Господа своего Иисуса Христа, то поэтому уже ничего предпочесть Его святой любви не захочет, и что не угодно Богу, то не угодно и сердцу, любящему Бога; а как изволяет Бог, так изволяет и сердце, пре­данное Богу. Сердце, любящее Бога Иисуса Христа, не уклоняется в суетную печаль и не противится судьбам Его, но всегда любит с благоговением покоряться святым Его предо­пределениям и благословляет, подобно Иову: буди имя Господне благословено! Якоже восхоте Господь, тако и бысть. Слава Богу о всем! Не вдавайтесь в наносимую от врага печаль.

 

К М.П. Колычевой

Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается. Жертва Богу дух сокрушен. Господь прибежище и сила. Тер­пите, матушка, вся находящая; все прейдет, минет, и все из­менится, а правда воцарится и всякая ложь исчезнет. Состра­даю вам. Ах! не можно избежать скорбей! Это добрый путь наш к вечной радости. Покойтесь в Господе. Св. Ангел да не отступит от вас, подавая вам святое утешение чрез пи­сания священных книг. С нами Бог—Спаситель наш Хри­стос! Мы в его любви утверждаемся во веки; наша крепость — неизреченное Слово—Бог. Июля 26-го, 1825 г.

А душевный человек не может молиться духом: это от­вет молодому вольнодумцу.

 

К М.П. Колычевой

Одна радость наша — с нами Бог!

Чувствую скорбь твою, и принимая как свою, вопию к Уте­шителю: святым утешением Твоим, Душе Святый, утешь нас скорбью объятых, и пленяй нас в любовь Твою, Царь Небесный! Сердцеведче, царствуй в сердцах наших благодатью Твоей, прощая нам согрешения наши. В скорби распространил меня еси. Дивен Бог во Святых Своих, Бог Израилев! Молит­вами Святых Твоих! Господи, помилуй нас.

Начинаю выписывать. Один учитель церковный пишет: христианам свойственна добродетель, а те, которые думают противное, благодарить Создателя, и в самых пагубах и бедах воздавать Богу благодарение всегда, говоря: благословен Бог! Знаю, что меньшее терплю, чем достоин терпеть; мала суть сия против грехов моих; ничто же мне по воздаянию воздается. Сей ум христианский, который крест свой нося, последует Спасителю: и никакая обида, ни лишения не оскорбят Его. К сему же добрая весть, что не всегда за грехи по­пускаются скорби и печали и злоключения: но иногда человеко­любивый Бог, любя раба своего, нарочно влагает его в раз­личный беды, как же в огонь руду златую, да как злато в горниле искусив, сделает его достойным себе. Как искушается в горниле золото и серебро, глаголет Приточник, так избранных сердца от Господа. Смотри Иова и Товию, праведных и любимых Богом людей: как многими скорбями и печалями были долгое время как злато искушаемы, потом каковыми радостями и веселиями утешены: претерпели же много зла не грехов ради своих; но да большая их вера любви к Богу явилась. Вот и Моисей к Израилю говорил: искушает Господь Бог вас, узнать хотя, любите ли Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душою вашею. Если Бога любишь, не скорби об окруживших тебя неприятностях, ибо любящим Бога вся способствует во благое. Все, которое думаются быть неприятностями мира сего, как то гонения, досады, озлобления, уничижения и многое другое, все для любящих Бога не пагубу, но спасение приносит обычно. Силен же есть Бог, рыдание и плач на веселье и уте­шенье приложит вскоре. Услышь злато глаголивые уста говорящие: все кажущееся быть скорбным, как беда, как нищета, как узилища, как глады, как смерти, как и иное что-либо злое найдет, силен Бог во благое все это преложить: есть это все несказанные Его силы, думающие нужное и огорчающее легко нам сотворить и в нашу обратить помощь.

Почему прискорбна душа моя; и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, и Тот изведет как свет, правду твою, и судьбу твою, как полудне.

Словом, или делом, или самым молчанием моим оскорбил вас, матушка, простите меня; я любезно вас прощаю.

 

К М.П. Колычевой

Благодать Господа Иисуса Христа — буди с вами!

Видно из Св. писания предреченное к утверждению спасаю­щихся: что хотящие о Христе благочестиво жить гонимы будут. Посещаемые многими скорбями, они имеют надежду вечных благ—в воздаянии за кратковременное претерпение скорбей. Буди нам сие крепким основанием в подвиге нашем, да не потребуем самим себе ни от кого ни малейшего уважения, ни почестей от презирающих нас. В нас вера и любовь всегда пребудет нам неизменною наградою здесь и там вечно без конца.

Не смущайтесь в уповании на Господа: не делами спасаемся, но верою, свидетельствуемою делами. Истинное слово не требует для объяснения своего от мира сего умственных приложений, Господь чрез пророка Иеремию говорит: что плевы ко пшени­це? Мы уверены в том, что сами по себе не можем творить ничего: поэтому бежим от всякого самомнения, и воссияет в сердцах наших свет истинный, благодатью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мир вам, покойтесь в Господе! Покров ваш — Матерь Божья! Да сохранит нас Св. Храни­тель Ангел Божий! Марта 28-го, 1826 г.

 

К М.П. Колычевой

Обышедше обыдоша меня, как пчелы соты, и как огонь в тернии разгорелись сопротивные: и именем Господним сопротивлялся им. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Сие псаломник вопиет, и мы, ему подражая, повторим единодушно прискорбными сердцами от находящих. Многими скорбями по­добает нам войти в царство Божье.

Радуюсь приближающемуся празднику Воскресенья Христова. Если с ним страждем, с ним и прославимся, свидетельствует Апостол. Дух Божий устами Иоанна Богослова говорит: не люби­те мир, ни того, что в мире: весь мир во зле лежит. Христос воскрес!

Кто хочет мудрствовать и мудрствует в смирении о спасе­нии души, тот всегда должен покоряться промыслу Божьему и ни­когда себе не искать от людей почтения и не желать того, чтобы угождали ему, — но чтобы всегда, храня любовь взаимную, угож­дали Богу деланием заповедей Его. В нем пылающую взаим­ную любовь погасить ничто не может.

Не оскорбляйтесь на меня за немощь мою в деятельности по внешнему человеку: я слаб и непотребен; я есть червь, а не человек! поношение человеков и уничижение людей. Про­стите меня: вас Бог примет. Апреля 4-го, 1826 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу о всем! Кротким духом, смиренным сердцем, благою мыслью благоволи во мне, Господи, прославити имя Твое и сообщить верующей ду­ше благоприятное и спасительное слово.

Вы утешили меня своею искренностью. Я знаю эту благодатную сладость, которая не дает чувствовать верующим тиранства, на­носимого ударами от обидящего, и радостно приветствую вас искренним поздравлением. Вы удостоились принять подобное тому, что пре­терпел Царь Небесный, Господь Иисус Хрис­тос, приявший ударение по ланите от раба же­лезной рукой, от которой звук раздался по всему судилищу и двору. Все облеченные во Христа радуются, когда случится претерпевать какую-либо обиду напрасную. Это видно и на апостолах гонимых. О, пустите нас вы, немилосердые, наду­тые и запаленные духом ненависти и злобы; отсторонитесь, держащие суетные и ложные свидетельства,— все прочь! Теперь вступим в палату Пилатову. О жалостное зрелище! Увы! коль горьких слез исполняешь ты наше зрение! Покройтесь, глаза, слезами; вы не можете ви­деть сухо такое славное и ужасное видение. Кто это приемлет по ланите от раба Своего сильный удар? Это Бог и Человек! Это Сам Творец и Вла­дыка всей твари, Которому Херувимы и Сера­фимы предстоят с трепетом! Это праведный и страшный живых и мертвых Судия самовласт­но благоволил так смириться и позволить не­праведному суду осудить Себя на крестную смерть, чтоб претерпением напрасной смерти научить нас явным Своим примером терпению ради имени Его в сей жизни до конца.

Теперь, пользуясь спасительным воззрением на Спасителя нашего Иисуса Христа, побеседуем о перенесении обид. Христиане всегда Должны ожидать оскорблений от гонителей Христа; нам надлежит со всех сторон ограждаться терпением и блюдением благих мыслей сердца и ума; надлежит побеждать зло благим делом, словом и мыслью. Мы призрели школу мира сего и не ощупью приемлем истинное по­знание небесной жизни, но видим и достойно познаем верою Господа нашего Иисуса Христа, что нам не опасно быть обидимыми, и поноси­мыми, и оплеванными от гонителей Креста Христова, в Котором вечная жизнь наша. Опаснее для нас притворные ласки и ложные угождения от обольщающих чувства наши; от таковых искусных приятелей приятнее принимать раны, нежели ласки, и есть великая мзда на небеси за претерпение напрасных ран. Приличное нам дело всегда побеждать зло благом.

Нужно обратить мысль и на вашу женщину. В ее пользу ей нужен страх; и долг почитания, какой требуется от рабов к госпо­дам их, никак бы не допустил до такой крайней оплошности, в которой усматривается явное небрежение ее о сохранении вашего спокойст­вия. Иногда издали виднее, чем вблизи. Непрекословящий раб со страхом и уважением исполняет волю господина своего, не против­ную закону Божию. Благодать в дому, где нет прекословящих; повиновение с любовью про­изводит благоговейный мир, приносит сла­дость небесного безмолвия. Спасительно вну­шать рабам долг их: они тем смиряются и познают самих себя. Ежели раб за исправление его назовет своего господина или госпожу гор­дыми, то какой гордости не превзошел сам он? Ах, повсюду нужно привлекательное слово смирения и побеждать гордых силою Креста Господня.

В книге «Сокровище духовное» пре­освященного Тихона, есть желание, счастие и свеча горящая. С особенным назиданием себя я читал о сих предметах и внимал действующей благодати.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу и Господу Иисусу Христу! Пишу сии строки с надписью: «Господь по нас, кто на ны?» Это выражение свойствен­но сердцу, преданному воле Божией; упование не посрамит! Получение письма вашего меня обрадо­вало; прочитание нанесло маленькое уныние; помыслил: какая тому причина, что вам спаса­емая обитель уже представляется не светом Утешителя Духа, но мраком, носящим скуку и некоторое томление души? Место, где славо­словится устами и сердцем имя Божие, душе, дышащей именем Христовым, всегда благопри­ятно. Место, где хулится языками Спаситель мира, спасающейся душе несносно: хотя и мо­жет она по нужде пребывать на оном, только это ей мучительно и прискорбно. Впрочем, и тут она может, слезами омываясь, в сердце своем славословить имя Христово.

Матушке Евфимии Григорьевне те­перь немножко полегче, а потом вновь страданиями посещается. Утешилась, услышавши от меня о вас; на лице радостная улыбка покрыла всю болезнь. «Ну слава Богу! Здорова ли она?» — отвечаю: «Жалуется на слабость».— «Мне представлялась дорога,— продолжала она,— как будто она едет к нам. Но возврати­лась вспять по немощи своей: у них там переме­нилась погода, да и мысль с погодою заодно также переменилась». При ответах сострада­тельность ее сердца свидетельствовалась сле­зами. К чему стремится сердце, к тому и обра­щается... Воля всегда действует и уклоняется по направлению сердца. Воля Божия есть спа­сительное призывание: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф 11, 28). Прочее ж — идти или не идти — есть воля человеческая. Спасайтесь во имени Христовом. Июля 4-го, 1826 года

 

Марии Петровне Колычевой

Н.Н. запрещает вам и грозит: что ж из этого? Это — проба вашего сердца и правого намерения: ежели что против совести, то боязнь и страх человеческие обымут душу; а ког­да во славу Божию и ради спасения,— тогда су­етно такое запрещение. Не трудно и не велико жить и обращаться по влечению чувственного пожелания и сообщения, но то славно и пред святыми Ангелами честно, что смертный чело­век старается и нудится, подобно им, провождать жизнь свою. Вы припомните, когда вас расслабляла страсть к чувственному плотскому услаждению... и мощи святых были вам ограж­дением. Поэтому явно разумеется, что непо­рочная чистота и воздержание очень приятны Господу. При этом нужно каждый час преда­ваться в покровительство Матери Божией и не полагаться нимало на взаимные ласки, которые по страсти, а не о Господе... Но чем ближе вы к Богу сердцем, тем ближе N. N. к обращению, где бы он ни был и в каком бы расстоянии от вас ни находился. Молитва, пост и уединение, которые могут быть ограждением вашим о имени Христове, проженут всякую мрачность и всякую лесть бе­совскую обнаружат и разорвут, да не связана будет душа ваша, дышащая именем Господним и стремящаяся к Царствию Божию... Смире­ние — высота.

Пылкость, скорость, жаркий на минуту гнев, продолжающийся только до здравого рассуждения,— вот ваш характер; сии качества души вашей да обратит Господь Бог наш во благо именем Своим!.. Не любопытство, но ве­ра спасает нас.

От сердца сердцу сообщаю мысль мою, чтобы вы, при помощи Всемогущего, были дол­готерпеливы и не мнительны в отношении себя к посторонним вещам. Июля 11-го, 1826 года

 

К М.П. Колычевой

Бог в нас!

Да облегчит Господь правосудный и милостивый тяжесть вашей болезни! Верую и умоляю вас: к славе Божьей повторите трижды нижеследующую сию молитву

Метафраста, по стихом, 3.

Давший пищу мне плоть Твою волею, огнь этот и опаляющий недостойные, да не опалишь меня, Создатель мой, паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всю мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякого дела и слова душетленного: очисти и омый, и украси мя. Удобри, вразуми, и просвети меня. Покажи мне Твое селение единого духа, и не ктому селение греха. Да как Твоего дома, входом причащения, яко огня, меня бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу все Святые, чиноначалия же бесплотных, Предтечу Твоего, Пре­мудрые Апостолы, к сим же Твою нескверную, чистую Матерь. Их же мольбы благоутробне приими Христе мой, и сыном света соделай служителя Твоего. Ты же есть освящение, и единый на­ших, блаже, душ и светлость, и Тебе лепоподобно, как Богу и Владыке, славу все воссылаем на всяк день.

И еще прошу вас: во всяком случае не оставьте повторять сию молитву пред образом Спасителя. Силен Бог по благо­сти Своей удивит на нас милость Свою, укрепит вас и утешит о Христе! Ноября 8-го, 1826 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Прочитал письмо священника и ва­ши строки. Что делать? По здравому суждению, в горестнейших и смертельных обстоятельст­вах нужно всеми мыслями стремиться к едино­му могущему облегчить страдание — Господу Богу! Господи, прости ми согрешения мои, де­лом, или словом, или мыслью прогневал бла­гость Твою, помилуй мя, призри на смирение мое, вразуми мя познать правду и милость Твою; управи сердце мое по словеси Твоему благодарно повиноватися судьбам Твоим, подобно благодарному рабу Твоему Иову, лишенному всего имения и любезнейших чад, и уязвленному от диавола по всему телу бо­лезнью; и тако, искушенный, не похулил он смотрения Твоего, но благословлял имя Твое. Истинно, Господи праведен еси, и судьбы Твоя недоведомы нам; да будет воля Твоя!

Покойная моя родительница открывала мне смертельную горесть свою и скорое облег­чение от оной милостью Божиею — посредст­вом ежедневных молебнов. А когда я или сестра моя очень заболеем и близ смерти, тогда она призовет священника особоровать маслом, прольет просительные слезы ко Господу, Вра­чу душ и телес — и мы в тот же час как будто вновь отрождаемся, начинаем вставать и вы­здоравливать; а радость материнского сердца никаким словом перо описать не может, пото­му что радость выше всякого человеческого слова, по благодати Божией, тогда действова­ла на ее сокрушенное сердце. Еще припоминаю вам ее слова. Ей казалось, что она нетерпелива и неблагодарна в несении находящих горестей, по смотрению Божию попущаемых; и она гово­рила себе: «Когда на все это есть воля Божия, от коего ж духа наносится мысль ропотливая? Нет! я не соизволяю ей, разумея верно, что многие несравненно более меня претерпевают горькие скорби с благодарностью! Вселенная обширна и пространна. Кто может видеть, сколь много есть скорбящих и бедствующих по разным приключениям и несравненно более меня! Буди имя Господне благословенно! Укре­пи, Господи, сердце мое на терпение и повино­вение судьбам Твоим!..» По молитве душа по­лучает упокоение в Господе. Состраждущий вам о Христе, негодный раб Е... Марта 18-го, 1827 года

 

Марии Петровне Колычевой

Ах! мне ли уклоняться от скорбей, когда они сопутствуют в любви моей к до­стижению, по преселении нашем в вечность, совершенного блаженства? Пусть буду я пе­чален и грусть стесняет грудь мою многими воздыханиями, но печаль о небесных и воздыхания к Вездесущему Богу приятно ходатайствуют, мне в отраду, благость Божию и премирный покой неизреченного утешения. Оскорбление, наносимое чрез человека, укло­нившегося завистным духом древней злобы, и нехотя содействует к вышнему просвещению моему — в крепости терпения о имени Христо­вом. Господь просвещение мое и Спаситель мой... Наше украшение существует внутрь нас, и нет нашего изволения наружно нравиться ук­лоняющимся от истины, коим прелесть не ка­жется прелестью, но приятным наслаждением, и так ложно представляется тьма — светом, темный — светлым. Августа 21-го, 1827 года

 

Марии Петровне Колычевой

День празднования Божия Матери чудотворной иконе Владимирской.

Поздравляю вас, возлюбленная о Христе сестра ноя, с освящением храма в славу Божию в Кирсанове. Сим священным содействием спасению спасающихся много-много я утешился. Со­знаюсь смиренно: многоболезненное сердце, по претерпении мно­гих скорбей, восхищается к созерцаниям небесных благ. Ах! оно погружается в безмолвный мир и в нем приятно объемлемое неизреченною радостью, утешается надеждою Царствия Бо­жия. От радости сердца свидетельствую вам любовь и благодар­ность—путешественник, идущий по дороге к Иерусалиму. На сей дороге бывает и великая мгла, или пар от дышущей земли, и тою мглою все покрывается от взора путешествующего стран­ника; глаз его не проникает в даль сгустившегося воздуха: и бы­вает скучно—не видеть, какая дорога и та ли самая? Однако странник все идет, трудится и претерпевает наносимые сомнения..............

Я должен более ста рублей, и никого не могу отягчать моей просьбой, и меня ничто так не томит, как долг. Любовь же к нищим заменяет мне всю скорбь надеждою утешения, какая радость! По таком недоумении вдруг солнце, светлейшими лу­чами мгновенно прогнавши мрак, освещает путь, и озарением своим, к утешению путешественника, ясно и весело являет взору его всю поднебесную страну; ведь нельзя не улыбнуться: рад, рад, что видит столбы, удостоверяющие его о шествии его по правому пути....

Многими скорбьми подобает внити в царствие Божие: это наш предмет. Мудрствуйте небесная, а не земная, напоминает Св. Апостол Павел. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, вещает Св. Царь и Пророк Давид. А Господь Иисус Христос к претерпевающим скорби на сердце утеши­тельную весть приносит: претерпевый до конца, той спасен будет! Враг тот, кто не друг во Христе Иисусе верою и любовью! Господь крепость и утверждение наше: Его благость простирается на всех призыванием в соединение веры и в разум неприступныя славы Его: но очень мало тех, которые избираются и решаются всем сердцем последовать званию Его. Многие во многая уклоняются и представляют свои изветы: кто заботится о своем имении, кто о скотах своих, а кто о же­нитьбе, и не имеют уха слышати призывающего их в покой вечной радости. Не каждый ли ищет жить по одному желанию сердца своего, и не терпит, ежели сердце оскорбляется, хотя бы то и спасительно было; тотчас отвергает меру спасительного терпения и предается весь греховному удовольствию по воле сердца своего? Стократно лучше иметь сокрушенное сердце.

Августа 26-го, 1827 г.

 

Марии Петровне Колычевой

 

Покойтесь в Господе, Д. М. Горесть и оскорбления, которые вы чувствуете на сердце вашем, силен Господь пременить в радость и утешить вас о истине... Долготерпите! Не земля, но небо ожидает злостраждущих о имени Христове. Смирен­ные не могут возноситься, Сам Бог возносит их. Даруй, Господи, безропотно терпеть оскорбления, но чтобы самим ни­кого не оскорблять... Кто равен был А. Павлу? однако и он все время препроводил в напастях, в слезах и воздыханиях день и ночь. Со слезами, говорит он, три лета нощь и день не престаях уча; и еще говорит: нападение еже по вся дни; не сегодня радовался, завтра болезновал, но каж­дый день печалиться не переставал... Для того праведные здесь в скорбех живут, что они странные и пришельцы, и что на чужой земле живут: следовательно праведные для искушения сия сносят. А грешники если иногда и страждут нечто подобное, то за грехи наказываются. Почему о всем да благодарим Бога хотя Он таким, хотя иным образом творит: ибо и то и другое нам полезно. Ничего он не делает, или ненавидя, или отвращая нас: но обоя, имея попечения о нас. Свидетельствуете сие Св. Златоуст. Господь же да исправит сердце ваше в лю­бовь Божию и в терпение Христово.

Февраля 22-го.

 

Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас!

Известно вам, что многие скорби многую пользу приносят претерпевающим во благочестии. Судите же здраво, благоразумно ли бежать, или скрываться от скорби? По этому видно, какая мысль смущает вашу душу и услаждает сердце уклонением от терпения... Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущае­ши мя?... Господь просвещение мое и Спаситель мой... + Пре­терпевайте до конца.

5-го Октября, 1828 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу!

Едино утешение мое в печали Спаситель мой! Не попусти мне уклонится от Тебе: приими сие взывание сердца моего, о радосте моя! Боже сердца моего! Услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Д. М.! слышу во мне вещающее сло­во: в терпении вашем стяжите души ваши: повинуюсь слову Божию и уповаю на него...

Возлюбленная сестра моя о Господе! Не только не роптать на Бога, что есть страшно и ужасно, но не роптать на ближнего своего убеждает нас христианский нрав... Что же есть любить врагов, по заповеди Божией?—не иное что видится, как только во всякое время побеждать злобу благотворением. Без любви же не может быть благотворения... Приими к серд­цу своему слово, вещающее во мне с тобою в памяти моей: душа, внимающая слову Божию, не пожелает не подвергнуться приходящим по воле Божией страданиям, не пожелает по во­ле своей уклоняться от временных горестей, которыми она со­провождается в сладость вечную. О радость моя, истребляющая всякую печаль мою, душу же и сердце исполняющая неизреченного веселия, и сие вечно—без конца!... Но что-то не охотно ступается на многоскорбный путь; мысль смущается от какого-то находящего устрашения. Ах! почто многие мнения помрачают веру во единого Бога? Пусть кажется сначала больно и прискорбно ид­ти путем многоскорбным; но потом—благо и легко, а наконец очень приятно. Сей путь Христов идущих по нем вводит в царствие Божие! Ах! есть ли что страшнее разлуки той, ко­торою душа разлучается от Бога?... Теперь я душой моей мо­люсь единомысленно с тобою: Господи помилуй; помилуй, —не разлучи меня от Тебе: весь Тебе предаюсь; Тебе единому вручаюся; простри руку Твою; изми от страха вражия обуреваемую душу мою; как ступающему по волнам воздымающегося моря и устрашившемуся Петру подал еси руку спасения, так и меня маловерного, утвердив словом Твоим, спаси, Господи! Ты мне Сам, по благости Твоей, дал сердце само­властное, да взыщу усердно всем изволением моим Тебя, Со­здателя моего; Господи, помилуй нас! Ты веси, что и сие самое взывание по изволению моему к Тебе произношу, побужденный Твоею благостью непотребный и многогрешный раб Твой: услыши мя, Господи; не попусти никогда уклониться сердцу мо­ему в посторонние пожелания; но все желание мое и воздыхание мое в Тебя да углубится; радосте моя! избави мя от обышедших мя. Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша мо­литву мою...

Теперь я обращусь сердцем моим к сердцу вашему: ко­гда Господь наше упование, то удостоверяемся, что сие нас ни­где не посрамит... блажени хранящии слово Божие и творящии е.

Октября 12-го, 1828 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Напишите мне о ваших страдани­ях и простите меня, много оскорбившего вас моим молчанием. Мое намерение и все желание — никого не оскорблять: как больно серд­цу оскорбление, разлучающее со Христом! Все то грех, что бывает, хотя и в малой мере, противу воли Господа и заповеди Его. А наше на­блюдение покрывает нас мраком и удаляет от познания таковых тайных движений сердца, и мы, охотно уклоняясь от спасительных скорбей, попадаем в сеть, услаждающую непосто­янные чувства наши, и так забываемся, покоясь в чувственности. Ни, Господи! Не попусти нам сего забвения. Лучше временные скорби пре­терпеть до конца имени Твоего ради и быть от всего мира презираемым, нежели уклоняться от святой любви Твоей по воле сердца, к чему-либо пристрастного, и погибать или навлекать на себя праведный гнев Твой! Накажи нас здесь временно и помилуй там вечно. Любовь и мир царствуют, покойно наслаждая предан­ных Тебе в любви Твоей, Царь царей и Бог бо­гов, вовеки; мое сердце, покуда Ты удержива­ешь, не уклоняется от Тебя.

Истинная любовь подлежит сражениям и оскорблениям от находящих, но не подлежит изменению. О вечная любовь! Люблю тебя ис­кренно.

Видим из Писания, что Господь всегда обращается более с претерпевающим скорби и плачущих ныне ублажает, а, напротив, смею­щимся ныне предопределяет нечто страшное и ужасное, глаголя: горе, горе смеющимся ны­не (см.: Лк 6,25)! Это я разумею о тех смеющихся, которые не хотят разуметь грехов своих и того, что ими отпадают от Бога и прогневляют Его спасительную благодать, а потому и не пере­стают грешить и осмеивать других, не подра­жающих им в грехах.

Презирающие Истину — Христа — не могут терпеть свято почитающих ее, не могут быть мирными, покуда не склонят кого к своей вольности и греховному подражанию, чтобы жить по сердцу в свое удовольствие. Но Спаси­тель человеческого рода насыщающимся ныне угрожает горестным алканием. Что же говорить к любящим Его, которых Он, премного любя, возводит к вечному утешению? Он им указывает неминуемо имеющее последовать знамение, что мир возрадуется, а вы восплачете: в мире скорбни будете. Какая тайна! Вот чем прикрывается любовь!..

Декабря 7-го, 1828 года

 

Марии Петровне Колычевой

Христос посреди нас.

Аз же нищ есмь и убог: Господь попечется о мне: бла­го тому, кто всю печаль свою возлагает на Господа. Да подает вам Господь за терпение утешение! Душа и сердце, ум и мысль со всеми чувствами да славословят Творца своего во всеобъемлющей любви Его.

1июня 9-го, 1829 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу о всем!

Свидетель и Спаситель мой Бог, и потому все силы небесные спослушествуют мне, непотребному рабу, в том, что ни на час я не был сопротивумыслящим Православной Церкви. Мне Создатель и Промыслитель моего спасения дал разум видеть лжеумствователей, заблудших в суете по их зломудрствованию.

Смотри мысль свою: свойственно ли блуждать сведущему ис­тинный путь к блаженству вечному? Путь и истина Иисус Христос. Свидетельствую, что уклоняющиеся от Него погибнут, а последующие учению Его спасутся: Его учение кротость и смирение, чтобы вся скорби претерпевать до конца. Ах, я чувствую твои скорби и знаю, что им будет конец. Слава Богу!— Покров вам Матерь Божия!

Мирный Ангел да оградит сердце твое мирными мыслями.

О Господе любящий Георгий.

Сентября 14-го, 1829 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Слава Богу!

Душа светлеет от скорбей; в скорби есть таинство спа­сения и истинная мудрость. И так будем радоваться, когда мы скорбны; сие сближает нас с Богом! — „Если бы кто меня поставлял с Ангелами на небе, или связанного с Павлом: я избрал бы паче темницу": так истинно сознавался пред вселенною Св. Иоанн Златоуст. И еще о Св. Павле в похвальном слове ему пишет Златоустый: „яко же царь в глубокое утро возшед на престол, и седши в царских чертогах, тако Павел, в темнице седяй несравненно множайшия и получал и непрестанно посылал писания всюду к относящимися к его премудрости о всем касающемся до дел их; и тем множайшими, нежели царь, располагал делами, чем вящшее вверено ему было начальство. На земле стоял держимый и долу поницаяй: и все, оставивши злато и колесницы, сему внимали; да и праведно: Цепью обложен был, и украшенного царским венцем Нерона низложил; в гнустные рубища, поколику в тем­нице живый, облечен был, и паче багряницы обращал очи всех к возложенным на него узам. Ибо нет ничего лучше, как злопострадать что нибудь ради Христа".

Пространство же истинного разума даруется ищущим прежде всего царствия Божия. И так, почто же нам унывать, когда с верою приемлем, что за сие самое прочее само приложится нам?

За богословские выписки усердно благодарю вашу любовь к моему недостоинству. Очень то приятно, что животворит и питает душу.

Ноября 3-го, 1829 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Все благонамеренные подвиги, труды, скорби, мысли и слова не будут тщетны пред Назирающим глубины сердечные. Волею предпринимаются спасительные средства, во­лею же оставляются оные; но нужным терпением временных прискорбий и тесноты за бла­гочестие душа входит в пространство вечно блаженной жизни...

Нет ничего лучше, как что-нибудь по­страдать Христа ради!

1829 года, декабря 15-го

 

2.196. Марии Петровне Колычевой

Каких болезней, мук Спаситель не сносил!

Поруган, обнажен, биен и связан был,

И кровию имел ланиты обагрены,

И острым тернием изъязвлено чело,

И руки ко Кресту, и ноги пригвождены:

На Праведника всех зол бремя возлегло!

Теперь, когда Твое страдание вообразится,

Даждь, Господи, на зло терпеньем ополчиться,

Широкого пути, усыпана цветами,

Избави, Господи! Сей путь ведет во ад;

Сокрытые змеи лежат там под листами,

Готовые пролить свой неисцельный яд.

С Тобою мучиться, страдать и распинаться,

С Тобою, Господи, хощу я вечно быть,

И где Ты. повелишь, готов я там остаться;

Лишь только мне позволь везде Тебя любить.

В покое истинна любовь не пребывает:

Иль действует она, или всегда страдает;

Приносит скорби, крест; приносит также радость;

Но временная скорбь дарит навеки сладость.

При сообщении вам сего утешения, искренно благодарю за искренность вашу. Господи! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Благонамеренное ваше терпение приоб­ретает душу; упование на Господа не посрамит. Мир вам!

Здесь носится слух, что в Воронеже в соборе проявляются мощи святителя Митрофана, который епископствовал еще при пер­вом императоре Петре Великом. Слава Богу о всем!

1830 года, марта 9-го

 

Марии Петровне Колычевой

Три слова часто мне напоминаются:

1. Вся вам любовию да бывают:

2. Аще что творите, вся во славу Божию творите, и

3. Друг друга тяготы носите.

Кто положил солнце на небеси, да озаряет землю, и луну в нощи поставил, как свечу, подобно искрам рассыпал звезды по всему небесному своду, Тот же Самый кладет вам на сердце слово спасения, да примется верою и даст плод свой в тридесят, шестьдесят и сто.

Вся исполняяй Духом уст Своих да исполнит сердце ва­ше утешением, превосходящим все утешения! Исполнит—и скорби уничтожатся. Как в небе солнце, так в душе лю­бовь согревает, радует и утешает, веселит и животворит. Покойтесь в Господе. Здесь же всякое утешение прежде предваряет скорбь.

Июня 26-го, 1830 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Гимн Святой Церкви: «Все упование мое на Тя полагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!» Позднее поздравление с Покровским праздником примите от искрен­него моего сердца. Прошу прочесть радостный акафист Царице Ангелов, да пребудем мы до самого конца, до самого преселения нашего в премирный свет, под Ее милостивым покро­вом. Когда грустно сердцу и тоскливо, читайте сие радостное приветствие Божией Матери и получите в себе неизреченное утешение...

Вы знаете, что и маленькое уклонение в шуточные разговоры противно Господу и по­тому лишает душу святого утешения: тогда смущение и скорбь обымут душу, отвратившу­юся от Слова Божия, покуда придет она в чувство покаяния и вновь обратится ко Господу. Спасайтесь, матушка, о Христе Иисусе! Гор­дым Бог противится, смиренным же дает бла­годать (см.: 1 Пет 5, 5).

Хвала пламень угашает: благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки (Дан 3, 26).

Песнь 7-я.

«Не посрами нас,— умоляют Господа три отрока,— но сотвори с нами по кротости Твоей и по множеству милости Твоея и изми нас по чудесем Твоим и даждъ славу имени Тво­ему, Господи. И да посрамятся вси являющии рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы, и крепость их да сокрушится. И да ра­зумеют, яко Ты еси Господь Бог един и славен во всей вселенной... Благословен еси, видяй бездны, седяй на Херувимех, препетый и пре­возносимый во веки (Дан 3, 42-45, 54)».

Огорченное сердце ваше да усладится словом Божиим...

Помнящий вас Георгий

Октября 11-го, 1831 года

 

Марии Петровне Колычевой

При самом крайнем умножении великой скорби, Божиею милостию является внутрь сердца некоторое приятное наслаждение и мирная тишина, и мысль изрекает слово: не унывай, предайся Божию промыслу и разумей, что судьбы Божии не­исповедимы! Что с тобой это сделалось? о чем ты плачешь? Почто забываешься и не помнишь о том, что един Господь просвещение твое и утешитель твой; а все прочее—небо и земля—мимо идет? Он в скорби распространяет сердце твое на обширное познание святой воли Его. Пусть тебя беспокоят находящие помыслы; пусть оскорбляет тебя и весь мир, —о чем ты прежде сего предупрежден был:—пусть тебя оставляют и искренние твои: молись о них, по заповеди Господ­ней, и не страшись, что это больно переносить чувствительному твоему сердцу. Конечно, это очень больно, и неиспытавшие сего никак не могут разуметь силу болезни сей: однако Го­сподь призирает на тебя и не оставит утешением Своим в скорби твоей, где бы ни был; только ради Бога переноси с любовию всякую тяжкую скорбь, и взывай к Нему ежечасно в сердце своем: прибежище, стена и заступление мое Ты един Сам да будеши, Господи; пристанище и утешение мое—Твоя Божественная любовь: паче же сего—ни на земли, ни на небе­си, ничтоже да вожделею, ничтоже да взыщу, но сим единым доволен буду и здесь и там. О Боже мой! Ты весь еси желание, весь еси сладость, Ты—всегда вечный и неизменяемый! И горесть в сладость, и скорби в радость Твоею единствен­но любовью мгновенно переменяются, и уже непрестанно бо­лее я награжден, нежели оскорблен. О, коль удобно душа ос­корбленная приближается к Богу и приемлет неизреченное уте­шение от Господа! Покойтесь в Господе и поминайте меня в славу Божию, или совсем выкиньте из памяти вашей как недостойного, непотребного.

Ночь не светла неверным; верным же просвещение в сладости слова Божия.

Января 20-го, 1832 г.

 

Марии Петровне Колычевой

Господи, свет истинный, просвети тьму мою!

Погасла свеча, —и все покрылось тьмой;

Не вижу ничего теперь перед собой:

Зажечь ее нужно огнем, —

И будет мне видно, как днем:

Затмилась память, —и сердце не горит;

Сокрылось слово, перестал говорить:

Сомнение, уныние—отчаяться велит

И искорку веры грозит потушить,

О нет! Еще надежды луч блистает:

Не помрачен, кто в вере пребывает!

Бога любящим тьмы нет:

Слово Божие — нам свет!

Сон и мрак проходят!

Жизнь и свет приходят!

Еще есть в душе любовь!

Сердце пламенеет вновь!...

На это прошу обратить особенное внимание: как свечка зажигается огнем, так сердце словом Божиим. Потухло ли оно? надобно зажечь. Вы истинно разумеете, что читаете: поэтому стало светло вам. Только не вверяйтесь человеческим мнениям и пребывайте в судьбах Божиих. Око не видело, и ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило, какое блаженство и сладкий мир уготовал Господь любящим Его... Господи, сподоби мя любити Тя! Господь просвещение мое, и тьма не обымет меня. Господи, свет истинный! просвети тьму мою.

Июля 30-го, 1833 г.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.