В.Шубарт.  Европа и душа Востока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно закону эволюции, действие которого мы ощущаем, не будучи способны до конца его уяснить, духовные события совершаются в некоей ритмической последовательности. Пред взором, обращенным в прошлое человеческой истории, выделяются отдельные эпохи с ярко выраженными типическими чертами, определяющими духовный облик как всего общества, так и отдельных личностей. Эонические архетипы, изначальные душевные прообразы с резко очерченным характером, в вечной смене следуя один за другим, стремятся найти свое воплощение в живущем человеческом поколении. Развитие того или иного архетипа, его борьба против своих предшественников и преемников придает истории культуры ритм и, в известной мере, напряженность и противоречивость.

Всякий раз, когда человечество оплодотворяется новым архетипом, повторяется начальный процесс созидания и культуру охватывает кипучее ощущение молодости. Только тогда кажется найденным смысл бытия. Все существовавшее ранее осмеивается, разрушается, отбрасывается как изжившее себя. Начинается "новое время". Но и оно постепенно стареет, уступая место более новому. Видимо, за этой сменой ионических архетипов скрывается какой-то непостижимый закон, согласно которому божественные силы вливаются в материальный мир и вновь покидают его. Об этой закономерности мы можем лишь догадываться, до конца уяснить ее нам не дано. О ней можно говорить лишь иносказательно или молчать.

История представляет собой наиболее захватывающую картину как раз в тот момент, когда одна эпоха меркнет, а за ней начинают проступать очертания новой; когда линия ритмической волны меняет свое направление; когда волна, достигнув низшей точки, прекращает движение вниз и начинает подъем на новый гребень. Это - не что иное как междувременье, апокалипсические моменты в жизни человечества. С ними приходит ощущение разрыва со всем прежним, хотя на самом деле происходит лишь вытеснение старого архетипа новым. Но переживание контраста между сегодня и вчера столь сильно, что человек смотрит на происходящее, повторявшееся и прежде бесчисленное множество раз, как на исключительный случай истории. Так появляются учения о делении истории на две части, особенно это свойственно религиям; их зарождение - это, как правило, прелюдия к целой эпохе. При этом на прошлое смотрят как на ошибку, в лучшем случае как на начало процесса, а в будущем ищут смысла и оправдания, в том числе и прошлого…

 

 

В.Шубарт.  Европа и душа Востока (афоризмы)

 

Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм.

 

Англичанин жаждет добычи, француз — славы, немец — власти, русский — жертвы.

 

Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего…

 

 

Н.Бердяев. О культуре

 

В жизни общественной духовной примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля.

Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведет к цивилизации. Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утонченно культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века. Никогда еще не было такого острого конфликта между избранным меньшинством и большинством, между вершинами культуры и средним ее уровнем, как в наш буржуазно-демократический век. Ибо в прежние века конфликт этот ослаблялся более органическим складом культуры. Но в культуре, утерявшей «органичность», отступившей от иерархического своего строения, в культуре по своему строению «критической» этот конфликт становится невыносимо мучительным. Он вызывает невыразимую печаль лучших людей нашей эпохи. Вам, людям демократического духа, незнакома эта печаль и непонятно это зловещее чувство одиночества в современной культуре. Для вас культура — лишь средство вашей политики и экономики, лишь орудие благоденствия, лишь культура для народа. Вы не в силах преодолеть своего исконного утилитаризма. И сколько бы вы ни пробовали украшать себя культурой, слишком видно и ясно, что никаких ценностей культуры для вас не существует. Вам нужна цивилизация, как орудие вашего земного царства, но культура вам не нужна.

Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным и с самой позитивно-научной точки зрения. Культура — символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenue (выскочка (фр.). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.

Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов. Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда стремится к воскресению.

 

 

Раздел 2. Особенности духовной к ультуры европейского средневековья. (V–XV вв.)

Тезаурус

Абсолютизм – особая социально – политическая система, складывающаяся в период перехода от традиционного к индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил

Авиньонское пленение пап, (вавилонское пленение пап) -  вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне в марте 1309 — январе 1377 (с перерывом в 1367—70). Пленению предшествовала победа французского короля Филиппа IV над папой Бонифацием VIII в споре о прерогативах духовных и светских властей.

Аллитерация – (аллитерационный стих) — древнегерманский стих, употреблявшийся в англо-саксонской, древне-верхненемецкой и староисландской поэзии в период с VIII до средины XIII в. Каждая его строка (Langzeile) имела четыре ударения и разделялась при помощи цезуры на два полустишия (Kurzzeile), в которых было по два главных ритмических ударения, причем число безударных слогов в полустишиях могло не совпадать. Согласные звуки, стоявшие перед первым (а иногда также и перед вторым) главным ударением первого полустишия, обязательно должны были повторяться (аллитерировать) во втором полустишии перед его первым главным ударением (напр. "Ferahes frôtóro her fragen gistuont"). Благодаря такому постоянному повторению, аллитерация в древнегерманском стихе играла организующую ритмическую роль, представляя по существу один из видов начальной рифмы ("Stabreim") и являясь одним из существенных факторов его ритмической конструкции.

Англиканская церковь – протестантская церковь, возникшая в XVI в. В Великобритании является государственной. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. Церковная иерархия возглавляется королем.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр мироздания, его высшая цель и единственный смысл.

Апостериори – знание, полученное на основании опыта.

Апофатическое богословие – путь богопознания, в основе которого лежит отрицание каких бы то ни было атрибутов, понятий и свойств, связанных с Богом.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него, порожденное только рассудком.

Артефакт - явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов. Артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

Бифуркация – «раздвоение», в теории синергетики – момент максимального увеличения и одновременного преодоления хаоса, когда происходит стихийный выбор дальнейшего предсказуемого пути развития системы и формируется ретросказуемый образ прошлого.

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.)

Гуманизм – воззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям. Уважением к человеческому достоинству.

Деизм – воззрение, согласно которому Бог является первопричиной мира, но после творения мира не имеет к нему никакого отношения, следовательно для человека нет никакой возможности вступить с Ним в какие-то отношения.

Европоцентризм – концепция, согласно которой полноценное развитие культуры имеет место только в Европе

Каролингское возрождение - эпоха подъема раннесредневековой культуры, базирующаяся на синтезе предыдущих культурных достижений и христианстве, проявляющаяся в консолидации государственных структур на основе христианской церкви и усилении центральной власти.

Католицизм – одно из трех направлений христианской религии наряду с православием и протестантизмом. Окончательно сформировался в результате церковного раскола в XI веке.

Кеннинг - разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской. Принципы построения кеннингов и многочисленные примеры можно найти в Младшей Эдде. Представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее, как минимум, из двух существительных, и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример: «сын Одина» — Тор, «вепрь волн» — корабль, «волк пчёл» (то есть Беовульф) — медведь. Могут быть составными, например «ясень бури мечей» (буря мечей — битва, ясень битвы — воин). Встречаются также очень сложные многосоставные кеннинги, такие как «липа пламени земли оленя заливов» («олень заливов» — корабль, «земля кораблей» — море, «пламя моря» — золото, «липа золота» — женщина).

Куртуазность – согласно средневековому кодексу рыцарской чести единство таких качеств как смелость, верность, щедрость, галантность, изысканная учтивость

Лэ - (точнее лай или лэй, соответственно старофранцузскому произношению XII века «lai») — слово очевидно кельтского происхождения, первоначально обозначало мелодию, музыкальный элемент поэтического произведения, и только во французской куртуазной литературе значение lai сливается со значением aventure — небольшого рассказа о необычайном приключении, первоначально лиро-эпического, позднее просто эпического. Лэ — яркое выражение куртуазного стиля в новеллистической продукции средневековья, фантастическая «новелла настроений», переносящая действие в неведомые экзотические страны, страны средневековой романтики — во времена короля Артура.

Мейстерзанг - (нем. Meistersang, Meistergesang) — поэзия мейстерзингеров (от нем. Meistersinger — «мастер пения»), членов профессиональных цеховых объединений поэтов-певцов в Германии в XIV—XVI веках, пришедших в конце XIII века на смену миннезингеров.

Ментальность - совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. По определению А.Я.Гуревича, "ментальность" - "психический инструментарий", "духовную оснастку", "специфическую структуру сознания", "осознание людьми самих себя, природного и социального окружения"; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; расхожая психология и миропонимание, способ мировосприятия.

Миннезингеры (нем. Minnesinger, от Minne — любовь и Singer — певец), немецкие рыцарские поэты-певцы. Поэзия М. складывалась со 2-й половины XII-XIII вв. под влиянием лирики провансальских трубадуров. Темы М. — рыцарская любовь, служение богу и сюзерену, поэтизация военной жизни рыцарей и крестовых походов.

Миф - (др.-греч. μῦθος) в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. п., они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

“Молот ведьм” - (Malleus maleficarum) - теологический трактат на латинском языке. Написан двумя монахами-доминиканцами: деканом Кельнского университета Иоганном (Якобом) Шпренгером и профессором теологии Зальцбургского университета Генрихом Кремером (Инститорисом) и впервые издан в 1486. До конца XVI в. трактат выдержал 28 изданий и долгое время служил важнейшим идейным обоснованием “охоты на ведьм”.

«Новый сладостный стиль» -  (dolce stil nuovo) - итальянская поэтическая школа эпохи Предвозрождения (конец XIII в.). Главой ее был Г. Гвиницелли, в состав школы входили флорентийские поэты Г. Кавальканти, Данте, Л. Джанни и др. Поэзия школы возникла под влиянием лирики трубадуров, однако, в отличие от трубадуров, поэты “нового сладостного стиля” не только воспевают свою любовь к женщине (донне), но и рассматривают ее как необходимое условие для нравственного и религиозного самосовершенствования поэта. Ведущими поэтическими жанрами школы были сонет и канцона.

Пассионарность – согласно Л.Н.Гумилеву, энергия этноса, направленная на радикальное историческое переустройство сложившегося социального порядка.

Патриархальность – верность старине, отжившим обычаям, традиционность, консерватизм.

Патристика – совокупность философско-богословских учений христианских отцов церкви до VII века. Основная цель – обоснование и защита христианского вероучения.

Понтифик – священнослужитель; коллегия понтификов играла главную роль в римском государственном культе. Они осуществляли надзор за другими жреческими коллегиями, составляли календари, обладали сакральным правом.

Провиденциализм – видение исторического процесса с так называемого «высшего замысла», лежащего за пределами собственно истории.

Рационализм – философские направления, представители которых видят в разуме основу мировоззрения и познания.

Ренессанс (гуманизм) - духовное обновление, подъем культуры после тысячелетнего упадка, культура переходной эпохи от феодального к капиталистическому строю, отразившая устремление передовых слоев феодального общества с достижениями в области гуманитарного знания, литературы, искусства, архитектуры.

 

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X- XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

 

Саги - (saga) - повествовательный жанр в древнескандинавской литературе. Создавались в прозе начиная с X в, позднее в них включались поэтические вставки - стихи скальдов (см.). Были записаны в Исландии с конца XII в. Различают три вида саг: 1) королевские, рассказывающие о событиях в Норвегии, среди них выделяется монументальная сага “Круг земной” Снорри Стурлусона (см.); 2) легендарные (или саги о древних временах), к которым принадлежит, в частности, “Сага о Вельсунгах” (ок. 1270), повествующая о событиях V в.; 3) исландские (или саги об исландцах), рассказывающие о событиях в Исландии начиная с X в., важнейшие среди них - “Сага о Эгиле”, “Сага о Ньяле” и “Сага о Гисли” (все - XIII в.). По аналогии со скандинавской литературой, сагами также называют памятники ирландского эпоса, сложившиеся в течение первого тысячелетия н. э. и дошедшие до нас в записях начиная с XI в.

 

Секуляризация – отход от религиозных и церковных норм и принципов, обмирщение культуры. Первоначально – передача церковного имущества и земель в государственные владения.

 

Скальды - скандинавские (норвежские и исландские) поэты IX - XIII в. Первоначально стихи скальдов бытовали в устной форме и стали записываться лишь начиная с XII в. Стихи скальдов (висы) дошли в составе саг и “Младшей Эдды” Снорри Стурлусона.

Схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Сциентизм – концепция, приверженцы которой рассматривают науку в качестве высшей ценности. Абсолютизация науки, придание ей высшего статуса в системе культуры. Противостоит антисциентизму, который указывает на ограниченные возможности науки.

Теодицея – оправдание Бога; богословское учение, примиряющее зло и несовершенство мира с благостью и всемогуществом Творца.

Томизм - учение Фомы Аквинского (Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В XIII в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм.

Труверы - средневековые французские поэты XII - XIII вв. Творчество труверов сложилось под влиянием поэзии провансальских трубадуров (см.), которым оно обязано формой и содержанием произведений. Крупнейшие труверы - Рютбёф (см.), Кретьен де Труа (см.), Конон де Бетюн (см.), Жан Бодель (см.), Тибо Шампанский (см.), Гас Брюле и др.

Утопизм – построение идеальной социально – политической реальности в условиях человеческого бытия; иногда – создание «царства Божьего на земле», преимущественно на внешних (социальных) началах, без внутреннего (онтологического) преображения мира.

Фаблио - (от лат. fabula — басня, рассказ) — один из жанров французской городской литературы XII — начала XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в фаблио с моральным поучением. Авторами фаблио были люди различного социального положения, клирики, но главным образом жонглёры. Отличаются тематическим разнообразием: значительную группу образуют рассказы, разоблачающие жадность, лицемерие церковников («Завещание осла»), в другой группе с большой симпатией и сочувствием показана жизнь простых людей, полная лишений, прославляется их ум, смекалка («Тытам», «О бедном торговце»). В фаблио широко отображена жизнь Франции XII—XIII вв.: быт и нравы города, жизнь рыцарского замка и деревни.

Фастнахтшпиль - (нем. Fastnachtspiel) — «масленичные действа», небольшие стихотворные комедии, распространённые в Германии в XV—XVI веков. Фастнахтшпили возникли из обычая, согласно которому молодёжь на масленицу ряженая ходила по городу, импровизируя небольшие сценки, пересыпанные грубыми шутками, в которых в комическом виде воспроизводились различные происшествия из обыденной жизни. Со временем подобные представления приняли более организованный характер. Расширился круг тем: наряду с буффонадным изображением случаев из брачной жизни, насмешками над простоватостью мужиков и прочее, фастнахтшпили начинают затрагивать вопросы политики и религии. Вместе с тем фастнахтшпиль обращается к литературным источникам, драматурги заимствуют сюжеты из обширной литературы новелл, фацеций и шванков.

Фацеция - короткий юмористический рассказ, часто с грубыми эротическими подробностями, - жанр, возникший в Западной  Европе в эпоху Возрождения и существовавший в русской литературе в конце XVII в.

Филиокве - (лат. Filioque – и от сына) – католическое добавление к христианскому символу веры: Святой Дух исходит и от Бога – Отца и от Бога-Сына, а не только от Бога-Отца.

Шванк - (нем. Schwank, от средневерхненемецкого swanc — весёлая идея) — жанр немецкой городской средневековой литературы, аналогичный французскому фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, а позднее в прозе, часто сатирического и назидательного характера. Шванк возник в Германии в XIII в., расцвета достиг в творчестве австрийского поэта Штрикера (середина XIII в). В цикле весёлых шванков («Поп Амис»), в центре которых стоит фигура ловкого попа, извлекающего для себя пользу из любой ситуации, представлена немецкая действительность XIII в.

Шпильманы - (буквально - игрец) - странствующие поэты-певцы, носители народной культуры, исполняющие под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные песни, героические поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами.

Эзотерика – тайное учение, доступное только посвященным, которые не имеют права на его дальнейшее распространение. Наиболее распространенные и известные учения – древнегреческие мистерии, еврейская каббала, гностицизм, масонство, теософия и т.д.

 

Персоналии:

 

АБЕЛЯР (Abaelardus), Пьер (1079 - 1142) - французский философ и писатель, один из основоположников схоластики. С 1113 преподавал в Париже. Его трагическая любовь к Элоизе закончилась уходом в монастырь в 1119. Автор многочисленных теологических сочинений, среди них выделяется трактат “Да и нет”. Учение Абеляра было дважды осуждено церковью. Биография Абеляра изложена в его книге “История моих бедствий” (1132 - 1136). Сохранилась также переписка Абеляра и Элоизы, относящаяся к 1132 - 1135.

 

АВГУСТИН (Augustinus), Аврелий (354 - 430) - латинский христианский философ и писатель, один из отцов церкви. С 395 - епископ г. Гиппона в Северной Африке. Автор большого количества философских и теологических трудов, среди которых наиболее важный - трактат “О граде Божьем” (413 - 416). Создал первую в историю литературы религиозную автобиографию - “Исповедь” (400), целью которой было побудить язычников принять христианство. Оказал значительное влияние на развитие средневековой христианской литературы.

 

АЛКУИН (Alcuinus) (ок. 732 - 804) - латинский средневековый поэт и ученый, англосакс по происхождению. Был учителем в монастырской школе в Йорке. В 781 встретился в Италии с Карлом Великим и был приближен к его двору. С 793 - руководитель придворной школы в Аахене и глава каролингской Академии, с 796 - аббат в Туре. Автор трактатов по философии, богословию, математике и грамматике. Из его поэтического творчества сохранилось ок. 300 стихотворений, созданных по образцам античной литературы, но по содержанию не выходящих за рамки средневекового мировоззрения.

 

АНЕЙРИН (Aneirin) (кон. VI в.) - кельтский поэт-бард, жил в северной Англии. Автор поэмы “Гододдин”, сохранившейся в т. н. “Книге Анейрина” (около 1250). Поэма, рассказывающая о битве бриттов с англами, считается древнейшим памятником валлийской литературы. В ней впервые упоминается имя короля Артура.

 

БАРБОР (Barbour), Джон (1316 - 1395) - шотландский поэт. Автор эпической поэмы “Брюс” (1375), повествующей о борьбе шотландцев за независимость от Англии в начале XIV в.

 

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (Beda Venerabilis) (672 или 673 - 735) - английский ученый, прозаик и поэт. Писал на латинском языке. В раннем возрасте стал монахом, с 685 жил в монастыре Джарроу в северной Англии. Главный труд Беды - историческая хроника “Церковная история английского народа” (731), в которой автор одним из первых использовал датировку событий от рождения Христа. Беде также принадлежат другие исторические и ученые труды, гимны и эпиграммы.

 

БЕРНАРТ ДЕ ВЕНТАДОРН (Bernart de Ventadorn) (г. рождения неизвестен - ок. 1195) - провансальский поэт-трубадур. Жил в Тулузе, ездил в Англию, последние годы жизни провел в монастыре. До наших дней дошло 45 его песен, которые сочетают простоту и легкость стиля с эмоциональной напряженностью. Считается одним из наиболее талантливых представителей куртуазной лирики.

 

БЕРСЕО (Berceo), Гонсало де (ок. 1198 - ок. 1264) - испанский поэт, автор первых стихов на испанском языке. Воспитывался в монастыре, затем был священником. Его произведения “Житие св. Мильяна” (ок. 1234), “Таинство мессы” (ок. 1237), “Чудеса Богоматери” (ок. 1245 - 1260) и др. - образцы средневековой религиозной поэзии.

 

БЕРТРАН ДЕ БОРН (Bertran de Born) (ок. 1140 - 1210) - провансальский поэт-трубадур. Был подданным английского короля и активно участвовал в междоусобных войнах. В конце жизни принял монашество. Сохранилось около 40 песен поэта, из них особый интерес представляют политические песни - сирвенты.

 

БОДЕЛЬ (Bodel), Жан (ок. 1167 - 1210) - французский поэт-трувер и драматург. Жил в Аррасе. Автор старейшего французского миракля “Игра о святом Николае”, в котором заметен процесс перерастания духовной драмы в светскую. Также написал рыцарскую поэму “Гитеклин де Сассуань” и ряд песен.

 

БОККАЧЧО (Boccaccio), Джованни (1313 - 1375) - итальянский писатель. Жил во Флоренции, участвовал в общественной жизни города, занимался дипломатической и научной деятельностью. Автор трактатов “Генеалогия богов”, “О знаменитых женщинах”. Был близким другом Ф. Петрарки. В своих произведениях испытал сильное влияние традиций античности и рыцарских романов. На античные сюжеты написаны поэмы “Филострато” (1338), “Тесеида” (1339), “Фьезоланские нимфы” (1345), пасторальная повесть “Амето” (1341), роман “Филоколо” (1336). В повести из современной жизни “Фьяметта” (1343) предпринята попытка изобразить духовный мир женщины. Главным произведением Боккаччо является “Декамерон” (1350 - 1353) - книга новелл, объединенных общей сюжетной рамкой. Другие произведения Боккаччо - сатирическая поэма “Ворон” (1354 - 1355) и биография “Жизнь Данте Алигьери” (ок. 1360).

 

БРУНИ (Bruni) Леонардо (настоящее имя; прозвище — Аретино, Aretino) (1370 или 1374 — 1444), итальянский гуманист, писатель и историк. В основе его мировоззрения — вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. В морально-философских и педагогических трактатах отстаивал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм. Высоко ценя классическую латынь. Выступал в защиту итальянского языка как языка научной и художественной литературы. На итальянском языке им написаны "Жизнь Данте", "Жизнь Петрарки" и новелла "История Антиоха, сына Селевка"; на латинском языке — комедия "Поликсена" и "Речь Гелиогабала" Переводил на латинский язык Платона и Аристотеля. Его сочинение "О правильном переводе" — одна из первых попыток создать теорию перевода. В политических памфлетах выступал против тирании, защищая республиканский строй. В работах по истории ("История Флоренции", "Записки о событиях моего времени") критически подошёл к историческим источникам и пытался вскрыть причины исторических событий и явлений. Подчёркивая значение гражданских свобод в истории Флоренции, видел в последней наследницу республиканских традиций Древнего Рима, призванную отстоять эти свободы в борьбе с тиранами Милана.

 

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ (Walther von der Vogelweide) (ок. 1170 - ок. 1230) - немецкий поэт-миннезингер, родом из Австрии. Странствовал по Австрии и Германии. Из 200 сохранившихся песен Вальтера половина посвящена религиозным, моральным или политическим проблемам, другая половина - любовная лирика. Впервые в рыцарской поэзии воспел любовь к девушке из народа. Считается наиболее выдающимся немецким лирическим поэтом средневековья.

 

ГАЛЬФРИД МОНМУТСКИЙ (Galfridus Monemutensis) (г. рождения неизвестен - 1155) - английский писатель, возможно, родом из Бретани. Большую часть жизни провел в Оксфорде. Автор написанной на латинском языке “Истории королей Британии” (1135 - 1139) - красочной псевдоисторической хроники, в которой, наряду с другими событиями, впервые систематически изложены легенды о короле Артуре и волшебнике Мерлине. “История” была очень популярна в средние века и стала источником для первых рыцарских романов. Гальфриду также принадлежит поэма “Жизнь Мерлина” (1148 - 1151).

 

ДАНТЕ (Dante), полное имя - Данте Алигьери (1265 - 1321) - итальянский поэт, крупнейший представитель итальянского Предвозрождения. Родился во Флоренции, происходил из старинного дворянского рода. Писать стихи стал в начале 1280-х гг., примкнув к школе “нового сладостного стиля”. Ранние стихи Данте (сонеты и канцоны) посвящены Беатриче Портинари. После ее смерти (в 1290)  выпустил книгу “Новая жизнь” (1292) - первую в истории итальянской литературы лирическую автобиографию. С 1295 начинает активно участвовать в политической жизни Флоренции на стороне белых гвельфов. В 1300 избирается приором Флоренции. В 1302 после перехода власти в городе к черным гвельфам Данте, который в это время был в Риме, заочно приговаривается к смертной казни. С этого года поэт живет в изгнании в различных городах Италии, последние шесть лет жизни он провел в Равенне. В изгнании Данте пишет первый в истории философский трактат на итальянском языке “Пир” (1304 - 1308) и латинские трактаты “О народном красноречии” (1304 - 1308) и “О монархии” (1313). Главное произведение писателя - поэма “Божественная комедия”, начатая, видимо, в 1300 и завершенное за несколько месяцев до его смерти. Поэма считается наиболее выдающимся произведением эпохи средневековья.

 

ДОНАТЕЛЛО (1386 —1466) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. В скульптуре  придерживался реалистических принципов.

 

ДЖОТТО ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267 — 1337), итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280—90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений.

С его именем  связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи,  вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ  относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299).

 

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (ок. 560 - 636) - испанский писатель и церковный деятель. С 599 - архиепископ Севильский, канонизирован в 1598. Писал на латинском языке. Был широко образованным ученым, знатоком античной и христианской литературы. Автор исторических хроник (“История царей готов”), моральных сочинений (“Сентенции”), научных трактатов (“О порядке творений”, “О природе вещей”). Главное произведение Исидора, носящее название “Этимологии” (или “Начала”), явилось одной из первых средневековых энциклопедий.

 

КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА (Chrétien de Troyes) (ок. 1130 - ок. 1191) - французский писатель. Был связан с двором графини Марии Шампанской. Автор пяти рыцарских романов в стихах, написанных на сюжеты артуровского цикла: “Эрек и Энида”, “Клижес”, “Ланселот, или Рыцарь телеги”, “Ивэйн, или Рыцарь льва”, “Персеваль, или Повесть о Граале”. Произведения Кретьена де Труа сыграли важную роль в становлении рыцарского романа.

 

ЛЕНГЛЕНД (Langland) Уильям (ок. 1330 - ок. 1400) - английский писатель, автор аллегорической поэмы “Видение о Петре Пахаре” (ок. 1362). Был выходцем из крестьянской семьи, получил монастырское образование и, видимо, жил в каком-то монастыре в Лондоне. “Видение о Петре Пахаре” написано аллитерационным стихом и представляет собой попытку передать сложную религиозную символику языком, понятным простому народу. Поэма имела большой успех в демократических кругах средневековой Англии.

 

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564 гг.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса. Учился во Франции у Гирландайо, испытал значительное влияние работ Джотто и Мазаччо, с которых увлечённо писал копии. В1496 г. Микеланджело переехал в Рим, где и создал свой первый шедевр - скульптуру "Пьета" (1498-1499 гг.) для собора. Св.Петра. Его мраморная статуя "Давид" (1501-1504 гг.) стала одной главной достопримечательностью Флоренции. В 1505 г. Микеланджело получил от папы Юлия II два крупных заказа и снова уехал в Рим. Один заказ - на изготовление папской усыпальницы, однако, для неё была выполнена только скульптура "Моисей" (1513-1516 гг.). Вторым заказом была роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Именно эта грандиозная работа 1508-1512 гг., выполненная с поразительным совершенством, принесла Микеланджело славу величайшего художника своего времени. Прожив во Флоренции с 1516 по 1534 г., Микеланджело вернулся в Рим, получив заказ написать фреску "Страшный Суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541 гг.). Это произведение с массивными фигурами устрашающей силы по духу было совершенно иным, чем фрески на своде капеллы. В тот период Микеланджело отдавал много сил архитектуре. С 1546 г. руководил перестройкой собора Св.Петра, работал над проектом его купола.

Поэтические произведения Микеланджело, впервые опубликованные его внучатым племянником в 1623 г., дают возможность оценить другие аспекты многогранной личности великого мастера, глубже понять его отношение к вере, искусству и любви. Современники Микеланджело считали его гением наряду с великими Леонардо и Рафаэлем.

 

ПАЛЬМИЕРИ МАТТЕО (итал. Matteo Palmieri; 1406—1475) — итальянский гуманист и политический деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти различных должностей, дважды избирался на высший пост гонфалоньера правосудия (1452, 1468). Представитель гражданского гуманизма. В гуманистическом учении Пальмиери основной акцент сделан на общественный характер природы человека, который раскрывается в гражданской активности, служении общему благу (определяющий принцип этики Пальмиери), в подчинении личных интересов коллективным. Принципы гражданского гуманизма, этико-политические и педагогические идеи Пальмиери изложил в диалоге «О гражданской жизни» (ок.1439). Он не осуждал стремление к богатству, накопительству, при условии, что состояние нажито честным путём. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, в которой власть принадлежит как верхушке, так и среднему слою граждан. В более поздней поэме «Град жизни» (1464) Пальмиери задумывается над причинами социальной несправедливости, связывая её с господством частной собственности. Пальмиери — автор ряда исторических сочинений: «Жизнеописание Никколо Аччайуоли» (ок. 1440), «О взятии Пизы» (40-е гг.), «История Флоренции» (начата в 1432 г., охватывает события до 1474 г.) и др. Особый интерес представляют публичные речи Пальмиери, в частности «Речь о справедливости» (1437 или 1440), где обосновывается справедливость как норма морали и права. Подлинными носителями справедливости, по мысли Пальмиери, являются полноправные граждане, народ.

 

 

  ПЕТРАРКА (Petrarca), Франческо (1304 - 1374) - итальянский поэт. Писал на латинском и итальянском языках. Родился в г. Ареццо. Получил юридическое образование, но юристом не стал. В 1326 принял сан священника. С 1334 поселился на юге Франции неподалеку от г. Авиньона. В это время он пишет свои лучшие произведения - оставшуюся незаконченной латинскую поэму “Африка” (1342) и большую часть итальянских сонетов, посвященных Лауре (прототипом ее, видимо, была жительница г. Авиньона Лаура де Нов). За свои поэтические достижения в 1341 Петрарка первым из итальянским поэтов был коронован лавровым венком в римском Капитолии. После смерти Лауры в 1348 Петрарка продолжает писать посвященные ей стихи. Первая редакция сборника его сонетов и песен “Канцоньере” (или “Книга песен”) была закончена в 1368, вторая - в 1373. Окончательный вариант “Канцоньере” включает 366 стихов: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала и разделен на две книги: “На жизнь мадонны Лауры” и “На смерть мадонны Лауры”. Лауре посвящена и аллегорическая поэма “Триумфы”. Кроме того, Петрарка является автором многочисленных религиозно-философских трактатов, среди них “Мое убежище” (или “О презрении к миру”) (1342 - 1343), “Об уединенной жизни” (1346), “О религиозном досуге” (1347), “О средствах против всякой фортуны” (1354 - 1366), “О невежестве моем собственном и многих других людей” (1367 - 1370) и др., а также исторических сочинений “О славных мужах” и “О достопамятных событиях”. Большой интерес представляет автобиография поэта “Письмо к потомкам” (1374). Последние годы жизни провел в Аркуа близ Падуи. Считается первым гуманистом эпохи Возрождения. Творчество Петрарки оказало большое влияние на развитие европейской литературы XV - XVI вв.

 

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА, ДЖОВАННИ (Pico della Mirandola, Giovanni) (1463-1494), итальянский философ и ученый, родился 24 февраля 1463 в Мирандоле, городке в Эмилии близ Модены. Изучал каноническое право и философию в Болонье и Падуе, жил в Париже и Флоренции; позднее приступил к изучению греческой, латинской, еврейской и арабской литературы. Прибыв в Рим в 1486, объявил о публичном диспуте по 900 тезисам, частью сформулированным им самим, а частью заимствованным из трудов других авторов. 13 из этих тезисов были осуждены папскими властями как еретические (обвинение было снято лишь в 1492). Когда Пико опубликовал Апологию (Apologia, 1487) в защиту осужденных тезисов, ему пришлось иметь дело с церковной цензурой, и обсуждение тезисов было запрещено. Пико бежал в Париж, где у него были друзья в университете и при королевском дворе; в 1488 по просьбе Лоренцо Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции. Пико состоял в дружеских отношениях с М.Фичино и А.Полициано, а позднее с Савонаролой.

 

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483 — 1520) — итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все его картины кажутся легкими и воздушными. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514—1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514—1515). Проектировал собор св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520 года) в Риме.

 

САНДРО БОТИЧЕЛЛИ (1445 — 1510) — живописец тосканской школы. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию, и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине, и боги ветров осыпают ее дождем из роз, и гонят раковину к берегу. Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана. Выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория.

 

СНОРРИ СТУРЛУСОН (Snorri Sturluson) (1178 - 1241) - исландский писатель. Принадлежал к знатному роду, занимал видное положение в Исландии, дважды ездил с посольствами в Норвегию. Был убит по приказу норвежского короля Хокона IV. Автор двух важнейших произведений скандинавской литературы: своеобразного учебника для скальдов “Младшей Эдды” (1222 - 1223) и огромной саги “Круг Земной” (ок. 1220), излагающей историю Норвегии с древнейших времен до 1184. При жизни славился также как скальд, однако стихи его не сохранились. Некоторые исследователи приписывают Снорри также авторство “Саги об Эгиле”.

 

УИКЛИФ (Wycliffe), Джон (ок. 1330 - 1384) - английский религиозный реформатор, церковный деятель и писатель. Один из предшественников реформации. Большое значение для развития английской литературы имел выполненный Уиклифом и его учениками перевод Библии на латинский язык (1380 - 1381).

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (Franciscus Assisiensis), настоящее имя - Джованни Бернардоне (Bernardone) (1181 или 1182 - 1226) - итальянский религиозный деятель и писатель, основатель монашеского ордена францисканцев. Вел активную проповедническую деятельность, был причислен церковью к лику святых. Помимо религиозных сочинений на латинском языке (“Похвала добродетели”, “Похвала Богу”), первым из церковных писателей написал песню на итальянском языке “Кантика брата Солнца” (1224).

 

ФИЧИНО МАРСИЛИО (Ficino, Marsilio) (1433-1499), философ, теолог и ученый, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, оказавший значительное влияние на развитие философии 17-18 вв. Изучал латинский и греческий языки, философию и медицину, по-видимому, во Флоренции, рано заинтересовался Платоном и его школой и благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Стал священником в 1473 и занимал несколько высоких церковных постов.

 

ЧИМАБУЭ, ДЖОВАННИ (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 — ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. (род. ок. 1240). Настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает "Быкоголовый". Был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

 

ЧОСЕР (Chaucer), Джеффри (ок. 1340 - 1400) - английский поэт, “отец английской поэзии”. Служил при королевском дворе, участвовал в Столетней войне, выполнял дипломатические поручения, был членом парламента. Творчество Чосера распадается на три периода. В первый из них (“французский”, до 1380) он испытывает сильное влияние французской куртуазной литературы: переводит “Роман о Розе” (см.) и пишет поэму “Книга герцогини” (1369). Второй период (“итальянский”, 1380 - 1386) связан с поездкой Чосера в Италию, где он знакомится с творчеством Данте (см.) и Дж. Боккаччо (см.). В это время  создает поэмы “Птичий парламент”, “Дом славы”, “Троил и Хризеида” (ок. 1385) и “Легенда о славных женщинах”, любовные стихи, баллады и несколько прозаических произведений. Третий период творчества Чосера (с 1386) связан с работой над его главным произведением - поэмой “Кентерберийские рассказы”. Книга написана по модели “Декамерона” Боккаччо и состоит из пролога и сборника стихотворных новелл, которыми обмениваются паломники, едущие в Кентербери. В “Рассказах” даны характеристики различных социальных групп, представлена яркая картина быта Англии XIV в. “Кентерберийские рассказы” - крупнейшее произведение английского Предвозрождения.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.