Основные подходы и способы осмысления западной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕЗАУРУС

Архетип – прообраз, первоначало. В коллективном бессознательном – изначальные психологические структуры, образы, фантазии, формирующие константные модели духовной жизни и являющиеся основой для систематизации и схематизации культурного опыта.

Артефакт – любой объект, созданный человеком; собственно а. является чистой предметной единицей культуры

Ассимиляция – полное или частичное поглощение одной культуры другой в результате неравноправного взаимодействия между культурами, находящихся на разных уровнях развития

Витальные циклы – жизненные циклы, этапы развития биологических и социальных систем. Связанные с универсальной динамикой рождения, развития, зрелости, старости, смерти.

Диахрония – историческое развитие событий во времени

Диффузия культуры – процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие

Картина мира – совокупность мировоззренческих представлений о мире, формирующих полноценное сознание человека и понимание им смысла своего бытия и окружающей действительности

Код культуры – совокупность символических значений, указывающих на её органические характеристики

Контркультура – разновидность нигилистического отношения к традиционным ценностям. В узком смысле – отказ от идеалов потребительского общества; в широком – пренебрежение культурным опытом человечества

Концепт - умственный образ, обобщенная мысль

Креационизм – учение о творении мира Богом из ничего

Культурные универсалии – нормы, идеалы, ценности, имеющие наднациональный характер и присущие человечеству как единому целому в ходе всего его исторического бытия. Реальность к.у. – предмет острой дискуссии среди ученых с различной мировоззренческой ориентацией (главным образом среди либералов и консерваторов)

Католицизм – одно из трёх направлений христианской религии (наряду с православием и протестантизмом). Окончательно оформилось в в результате раскола христианской церкви в XI веке.

Конфессия – форма исповедания в рамках определенной религии.

Компендиум  - понятие для обозначения сокращенного изложения основных положений. Широко известно следующие высказывание К. Маркса из "К критике гегелевской философии права. Введение". «Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания»

 Культура (в общем смысле) - духовная жизнь общества в целом, достижения науки и искусства, усвоенный в процессе обучения и воспитания способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-нибудь (культура труда, быта, речи и т.д.), совокупность традиционно передаваемых норм деятельности и поведения.

Культура (в социальном смысле) - целостный исторический феномен, возникающий на основе территориальной, этнической, языковой, экономической и политической общности (немецкая, английская, русская, китайская и т.д. культура), совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах – совокупность плодов усилий по пересозданию, пересотворению им мира.

Магия – способность воздействовать на окружающую действительность с помощью сверхъестественных средств, нарушающих логический, причинно – следственный ряд эмпирического мира. Как культурный феномен, магия присуща всем ступеням развития человеческой истории, безотносительно к уровню научно-технического развития

Менталитет или ментальность – своеобразный срез индивидуальных и коллективных психических качеств и свойств, а так же их внешних социокультурных проявлений, связанных с рациональным осмыслением жизненного опыта. Доминирующих в обществе стереотипов, ценностей, условностей. Ментальная система сочетает в себе элементы подсознательного и осознанного, опирается на коллективные эмоциональные поведенческие шаблоны, стереотипные психологические реакции и относительно устойчивые ценностные установки, образы, традиции.

Миф – многомерное понятие культуры, заключающее в себе специфический способ человеческого постижения мироздания и ситолкования его фундаментального смысла

Монотеизм – учение о едином Боге

Морфология культуры – изучение типичных форм и структур культуры как единого организма

Общественно-историческая формация – совокупность устойчивых общественных отношений, тип общественной системы, основанный на определенном способе производства как способе общественного воспроизводства жизненных средств, и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества.

Окказионализм – направление в западной философии, согласно которому все видимые причины явлений – лишь случайные поводы, тогда как истинной причиной всегда является Бог

Онтология – учение о бытии, его формах, фундаментальных принципах и универсальных свойствах

Осевое время – период между 800 и 200 гг. до н.э., в который произошел самый резкий поворот в истории, приведший к появлению человека современного типа. Понятие введено немецким философом К.Ясперсом

Пантеизм – форма религиозного натурализма, обожествление вселенной. Утверждение абсолютного единства Бога и мира

Религиозная картина мира – обращение к «вечным» проблемам общественного бытия, основанное на религиозном опыте и ощущении сакральности как «предельной реальности».

Религиозный опыт – наличие у индивида «предельных» (сакральных) ценностей и вера в их реальное существование

Рефлексия – обращение назад – размышление, обращение сознания на самого себя.

Рецепция – восприимчивость. В культурологическом смысле – восприятие ценностей одной культуры и их творческий перенос (переработка) в другую

Ритуал – строго установленные формы поведения. Регламентируемые сакральной нормой

Символ – одно из фундаментальных понятий человеческой культуры; в расширенном смысле - образ, являющийся представителем другого образа. Процесс символизации лежит в основании механизмов человеческого мышления и художественного творчества

Синергизм – событийность человека и Бога, основывающаяся на наличии внутренней свободы человека и благодатной помощи Святого Духа.

Способ производства – тип человеческой деятельности, сформированный уровнем развития производительных сил вкупе с производственными отношениями, развивающийся под влиянием природной среды.

Субкультура – подкультура. Культура в культуре, маргинальная культурная подсистема внутри «официальной» системы

Табу – универсальная форма человеческого мышления и поведения, определяемая наложением немотивированного запрета на что-либо, нарушение которого неминуемо влечет наказание

Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовным лицам

Типология культуры – систематизация различных культур по наиболее общим признакам, свойствам, а так же различение культур по существенным основаниям

Тотемизм – архаическая форма религиозности, характеризуемая верой в сверхъестественную кровную связь данной родовой группы с каким – либо тотемом (животным, растением, предметом, явлением природы)

Традиционное общество – тип общества, связанный с существованием многоукладной, технически и технологически консервативной экономики, не ориентированной на расширенное воспроизводство, преобладанием в социальной структуре сословных, кастовых, корпоративных связей и отношений, минимальной социальной мобильностью, патриархальной, традиционалистской духовной культурой.

      Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») Под ним М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временны́х и пространственных отношений». Данный термин после выхода в свет работ М.М.Бахтина получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Из историков его активно использовал медиевист А.Я. Гуревич.

Цивилизация – 1) Цивилизация как общефилософское понятие, характеризующее социальную форму движения материи, обеспечивающую её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабах космического устройства), 2) Цивилизация как историософское понятие, характеризующее единство мирового исторического процесса, и совокупность материально – технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли). 3) Цивилизация как определённая стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением особого уровня социальности – стадии саморегуляции и самовоспроизводства при относительной независимости от природы дифференцированного общественного сознания, 4) Цивилизация как локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации – общества представляют собой целостные системы с единством экономической, социальной, политической и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов (европейская традиционная средневековая цивилизация, индустриальная цивилизация, постиндустриальная цивилизация). Локальные цивилизации – культуры представляют собой систему социализации, основанную на определенных факторах цивилизационной идентичности - этнических, религиозных, региональных (французская цивилизация, христианская цивилизация, европейская цивилизация).

Ядро культуры – фундаментальная система ценностей. Обеспечивающая устойчивость и жизнеспособность конкретной культуры

 

Персоналии

Карл Теодор Ясперс (1883 - 1969) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Работы его оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики. В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о конкретных переживаниях и спонтанной свободе. Стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии.

Уайт Лесли ( 1900 - 1975) — выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог. Ввел в науку термин «культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. Выступал в защиту эволюционизма против критиков и стал одним из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии. Культура, согласно Уайту, — это способность человека создавать символы. Сформулированный закон эволюции культуры он рассматривает с точки зрения энергии: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией или то и другое вместе».

Шпенглер Освальд  (1880–1936), немецкий философ и культуролог. Автор известного труда «Закат западного мира». В этой самой значительной из своих работ Шпенглер предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций, которая последует за жестокой «эпохой цезаризма». Сама история, на его взгляд, есть калейдоскоп из восьми «органических» культурно-исторических типов, или культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магической (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Девятая – культура будущего, русско-сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер пытался доказать два тезиса в отношении этих культур. Согласно первому тезису, все культуры, которые он рассматривал как «организмы», следуют одной и той же схеме развития и гибели, которая разворачивается в продолжение одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того же типа и аналогичными событиями и фигурами. Согласно второму тезису, каждая культура обладает своей уникальной «душой», или формой опыта и творчества, которая выражена в искусстве, мышлении и деятельности. Западная «фаустовская» душа характеризуется стремлением к бесконечности, которое одинаково выражено в готическом соборе, исчислении бесконечно малых, музыке Баха, империалистической дипломатии силы, радио и банковском кредите.

Данилевский Н.Я. (1822 – 1885) - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Основной труд "Россия и Европа" был завершен в 1869 г. В нем он разработал ставшую впоследствии знаменитой теорию культурно-исторических типов. По Данилевскому, отнюдь не обязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, например, рабовладение, феодализм, капитализм и т. п. В этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов. История человечества складывается из своеобразной истории отдельных культурно-исторических типов. К числу наиболее яростных критиков концепции Данилевского принадлежал Вл. Соловьев. Концепция культурно-исторических типов явилась предшественницей концепции локальных цивилизаций, разработанной в XX в. О.Шпенглером и А.Тойнби.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим Министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли XX в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934-1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории.  Стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и социальному опыту XX в. Подлинным объектом исторического изучения считает цивилизации - общности, большие в пространственно-временном плане, чем нации, и меньшие, чем все человечество. При этом историческая концепция Тойнби  антропоцентрична: личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой. Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и социальным детерминизмом своей сознательностью и способностью осуществлять выбор, разрабатывает оригинальное - "драматическое" - понимание истории.

Тайлор Эдуард Беннет (1832-1917) - признанный лидер английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность ему принесла, разработанная им анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э. Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии.

Шубарт Вальтер (1887-1941) - немецкий философ. Обосновал идею спасения Европы и мира на основе православной славянской идеи. Согласно его концепции, русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. Она стремится к всеобщей целостности, к живому воплощению идеи о всечеловечности. Она переливается через край – на Запад. Поскольку она хочет целостности, она хочет и его. Она не ищет в нем дополнения к себе, а расточает себя, она намерена не брать, а давать. Она настроена по-мессиански. Ее конечная цель и блаженное упование – добиться всеединства путем полной самоотдачи. Ни одна революция никогда прежде с самого начала и с такой решительностью не бросала взгляд за пределы своих границ. Это широта русской души расширила даже революционные проекты и перспективы так, что они охватили весь мир. При этом направленность на мировую революцию, как и панславизм, считал Шубарт, нельзя объяснить в первую очередь властно-политическими соображениями.

Сорокин П.А. (1889-1968), русский социолог и культуролог. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя "эмпирическим позитивистом"). Автор теории социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937-1941) и «Кризис нашего времени» (1941). В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных "суперсистем", каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим "стилем", уникальной "системой ценностей". Ученый выделял три типа "суперсистем": "идеациональный", в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; "чувственный", в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, "идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых "идеальных целей".

Бродель Фернан (1902 - 1985) — известный французский историк. Произвел революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса. Заложил основы мир-системного подхода. Яркий представитель французской историографической школы «Анналов», занимавшейся доскональным изучением исторических феноменов в социальных науках. Самой известной работой Броделя считается его трёхтомник «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.», вышедший в свет в 1979 году. Это широкомасштабное исследование доиндустриального мира, в мельчайших деталях показывающее, как функционировали экономики европейских (и не только) стран в данный исторический период. Особенно подробно в нём характеризуются развитие торговли и денежное обращение, много внимания уделяется также влиянию географической среды на социальные процессы.

 Ратцель Фридрих (1844 – 1904) - немецкий географ и этнолог, социолог; основатель антропогеографии, геополитики, а также теории диффузионизма. Исходил из идеи, что государство представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает; законы этого развития зависят от географических факторов.

 Макс Вебер (1864 - 1920) — немецкий социолог, историк и экономист. Внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Понятие «культура»

 

 


     

 

 

   

 


       
 
 
 
 
 
 

 

 


Основные элементы культуры

Культура включает в себя три вида элементов:

 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.