Схема 1.
|
|
|
|
|
Схема 2 .
Схема 3.
Схема 4.
|
Схема5.
|
Схема 6.
| |||||
| |||||
| |||||
|
Схема 7.
Схема 8.
|
Схема 9.
Схема 9.
| ||||||
| ||||||
Таблица 1.Культурно-морфологический метод сравнительного исторического анализа в концепции Освальда Шпенглера
Таблица одновременных духовных эпох | Таблица одновременных эпох искусства | Таблица одновременных политических эпох |
Весна Ландшафтно-интуитивная стихия.Мощные творенияпробуждающейся души. 1.Рождение мифа, большого стиля как выражение нового богочувствования. Мировой страх 2. Раннее мистико-метафизическое оформление нового взгляда на мир. Высокая схоластика. | Глубокая древность Хаос первозданных выразительных форм. Мистическая символика | Глубокая древность Тип первобытных народов. Племена и предводители. Политики нет. |
Лето Созревающая сознательность Первые ростки гражданско-городского и критического движения. 3. Реформация: в рамках религии народный протест против великих форм ранней эпохи 4. Начало чисто философской формулировки мирочувствования. Противоположность рационалистических и реалистических схем. 5. Создание новой математики. Концепция числа как отражения и сущности формы мира. 6.Пуританизм: рационалистически мистическое скудение религиозного начала | Культура История жизни стиля, формирующего все внешнее бытие. Язык форм глубочайшей символической необходимости. I .Ранняя эпоха: Орнамент и архитектура как элементарное выражение юного мирочувствования («примитивы»). 1.Рождение и подъем, вырастающие из духа ландшафта, бессознательно сотворенные. 2.Завершение раннего языка форм. Исчерпание возможностей и противоречивость | Культура Группы народов подчеркнуто выраженного стиля и единого мирочувствования: «нации». Влияние имманентной государственной идеи. I . Ранняя эпоха Органическое членение политического бытия. Два ранних сословия: духовенство и знать. Феодальное хозяйство чистых меновых стоимостей земли. 1.Феодализм. Дух крестьянской страны. «Город» как рынок или бург. Рыцарски-религиозные идеалы. 2.Кризис и распад патриархальных форм: от феодального союза к сословному государству |
продолжение | ||
Лето Интеллигенция больших городов. Кульминация строгого умственного творчества. 7.»Просвещение»: вера во всемогущество разума, культ природы», «разумная религия» 8.Кульминация математического мышления. 9.Великие завершающие системы идеализма, теории познания, логики. | II . Поздняя эпоха Образование группы урбанистически-сознательных, избранных, несомых отдельными личностями искусств («великие мастера»). 3.Выработка зрелой художественности. 4.Внешнее завершение одухотворенного языка форм. 5. Угасание строгой творческой силы. Разложение большой формы. Конец стиля «классицизм и романтика». | I . Поздняя эпоха Осуществление созревшей государственной идеи. Город против деревни: возникновение третьего сословия. Победа денег над имуществом. 3.Образование мира государств строгой формы. Фронда. 4.Высшее завершение государственной формы («абсолютизм»). Единство города и деревни 5.Крушение государственной формы (революция и наполеонизм). |
Зима Начало космополитической цивилизации. Угасание душевной творческой силы. 10.материалистическое мировоззрение: культ науки, пользы. Счастья. 11.Этико-общественные идеалы: «эпоха философии без математики». Скепсис. 12.Внутреннее завершение математического мира форм. 13.спад абстрактной мыслительности до профессионально-научной катедер-философии. Литература компендиумов 14.Распространение последнего миронастроения. | Цивилизация Существование без внутренней формы. Искусство мировых городов как привычка, роскошь, спорт. Стресс. Изменчивые модные стили 1.Искусство «модерн». «Проблемы» искусства. Попытки олицетворить и пробудить космополитическое сознание. Превращение музыки. Зодчества и живописи в голые прикладные искусства. 2.Конец развития форм вообще. Бессмысленна, вымученная архитектура и орнаментика. Подражание архаическим и экзотическим мотивам. 3.Исход. Выработка стационарной сокровищницы форм. Роскошества цезарей с материалом и массовое воздействие. Провинциальное прикладное искусство | Цивилизация Растворение народного тела, расположенного к жизни в больших городах, бесформенных массах. Мировой город и провинция: четвертое сословие (масса), космополитическое начало. 1.Господство денег. Хозяйственные силы. Пронизывающие политические формы и структуры власти. 2.Восхождение цезаризма. Победа политики силы над деньгами. Возрастающе примитивный характер политических форм. Внутренний распад наций и превращение их в бесформенное население. Обобщение последнего в империю примитивно-деспотического характера. 3.Созревание окончательной формы: частная и семейная политика отдельных государей Мир как добыча. Византизм. Медленное воцарение первобытных состояний в высокоцивилизованных жизненных условиях. Внеисторическое окоченение. |
Тексты источников
Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.