Опорные методические материалы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Схема 1.

Аксиологическая (валюативная)
Ценностная

         
Интегративная
 
Латентная
 
Деятельностно-креативная



Схема 2 .

 


                                           




Схема 3.



Схема 4.


Религиозная   (Наиболее стабильная)


Схема5.

 


 
5. Религия

 




Схема 6.

       
 
1. Зарождение   Возникновение на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии элементов новой социальной философии – поведенческих стереотипов, этических норм, мировоззренческих идей, форм экономической активности, критериев стратификации, составляющих основу для формирования альтернативного механизма социализации и самоидентификации личности
2. Развитие   Формирование целостного социального порядка, отражающего базисные ориентиры цивилизационной системы. Формирование цивилизации как определенной модели социального поведения индивида и структуры общественных институтов, объединяющих все виды культурной деятельности, обеспечивающих самовоспроизводство общественной системы
3. Расцвет- кризис   Расцвет культурной парадигмы, связанный с достижением качественной завершенности в ее развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и имперской экспансией. Эти обстоятельства отражают остановку качественного саморазвития общества и культуры в результате относительно полной реализации базовых принципов цивилизационной парадигмы и перехода от динамичного, созидательного характера развития к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса – качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм цивилизационного развития  
4. Угасание   Цивилизация вступает в стадию кризисного развития, нарастания противоречий между системными институтами и маргинальными социальными группами. В ходе этого противостояния формируются предпосылки цивилизационной революции – постепенной ликвидации предшествующей общественной системы и развития в том же цивилизационном очаге новой системы. Динамика этого периода определяется в большей степени не угасанием остаточных форм предыдущей цивилизации, а становлением и новой цивилизационной системы. Данные предпосылки характерны для модели западной культуры и цивилизации.  



Схема 7.



Схема 8.

 

Идеологическое

             
 
   



Схема 9.


 Схема 9.

                                     

         
Ислам
 
Буддизм




Таблица 1.Культурно-морфологический метод сравнительного исторического анализа  в концепции Освальда Шпенглера

Таблица одновременных духовных эпох Таблица одновременных эпох искусства Таблица одновременных политических эпох
Весна Ландшафтно-интуитивная стихия.Мощные творенияпробуждающейся души. 1.Рождение мифа, большого стиля как выражение нового богочувствования. Мировой страх 2. Раннее мистико-метафизическое оформление нового взгляда на мир. Высокая схоластика. Глубокая древность Хаос первозданных выразительных форм. Мистическая символика Глубокая древность Тип первобытных народов. Племена и предводители. Политики нет.
Лето Созревающая сознательность Первые ростки гражданско-городского и критического движения. 3. Реформация: в рамках религии народный протест против великих форм ранней эпохи 4. Начало чисто философской формулировки мирочувствования. Противоположность рационалистических и реалистических схем. 5. Создание новой математики. Концепция числа как отражения и сущности формы мира. 6.Пуританизм: рационалистически мистическое скудение религиозного начала Культура История жизни стиля, формирующего все внешнее бытие. Язык форм глубочайшей символической необходимости.   I .Ранняя эпоха: Орнамент и архитектура как элементарное выражение юного мирочувствования («примитивы»). 1.Рождение и подъем, вырастающие из духа ландшафта, бессознательно сотворенные. 2.Завершение раннего языка форм. Исчерпание возможностей и противоречивость   Культура Группы народов подчеркнуто выраженного стиля и единого мирочувствования: «нации». Влияние имманентной государственной идеи.   I . Ранняя эпоха Органическое членение политического бытия. Два ранних сословия: духовенство и знать. Феодальное хозяйство чистых меновых стоимостей земли. 1.Феодализм. Дух крестьянской страны. «Город» как рынок или бург. Рыцарски-религиозные идеалы. 2.Кризис и распад патриархальных форм: от феодального союза к сословному государству  

                                                                                                                                            продолжение

Лето Интеллигенция больших городов. Кульминация строгого умственного творчества. 7.»Просвещение»: вера во всемогущество разума, культ природы», «разумная религия» 8.Кульминация математического мышления. 9.Великие завершающие системы идеализма, теории познания, логики. II . Поздняя эпоха Образование группы урбанистически-сознательных, избранных, несомых отдельными личностями искусств («великие мастера»). 3.Выработка зрелой художественности. 4.Внешнее завершение одухотворенного языка форм. 5. Угасание строгой творческой силы. Разложение большой формы. Конец стиля «классицизм и романтика». I . Поздняя эпоха Осуществление созревшей государственной идеи. Город против деревни: возникновение третьего сословия. Победа денег над имуществом. 3.Образование мира государств строгой формы. Фронда. 4.Высшее завершение государственной формы («абсолютизм»). Единство города и деревни 5.Крушение государственной формы (революция и наполеонизм).
Зима Начало космополитической цивилизации. Угасание душевной творческой силы.   10.материалистическое мировоззрение: культ науки, пользы. Счастья. 11.Этико-общественные идеалы: «эпоха философии без математики». Скепсис. 12.Внутреннее завершение математического мира форм. 13.спад абстрактной мыслительности до профессионально-научной катедер-философии. Литература компендиумов 14.Распространение последнего миронастроения. Цивилизация Существование без внутренней формы. Искусство мировых городов как привычка, роскошь, спорт. Стресс. Изменчивые модные стили 1.Искусство «модерн». «Проблемы» искусства. Попытки олицетворить и пробудить космополитическое сознание. Превращение музыки. Зодчества и живописи в голые прикладные искусства. 2.Конец развития форм вообще. Бессмысленна, вымученная архитектура и орнаментика. Подражание архаическим и экзотическим мотивам. 3.Исход. Выработка стационарной сокровищницы форм. Роскошества цезарей с материалом и массовое воздействие. Провинциальное прикладное искусство Цивилизация Растворение народного тела, расположенного к жизни в больших городах, бесформенных массах. Мировой город и провинция: четвертое сословие (масса), космополитическое начало. 1.Господство денег. Хозяйственные силы. Пронизывающие политические формы и структуры власти. 2.Восхождение цезаризма. Победа политики силы над деньгами. Возрастающе примитивный характер политических форм. Внутренний распад наций и превращение их в бесформенное население. Обобщение последнего в империю примитивно-деспотического характера. 3.Созревание окончательной формы: частная и семейная политика отдельных государей Мир как добыча. Византизм. Медленное воцарение первобытных состояний в высокоцивилизованных жизненных условиях. Внеисторическое окоченение.

Тексты источников

Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.