Высокое Возрождение. Маньеризм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отказ от целого ряда вещей: фигуры застывшие, окаменевшие. Очерк. Фоны, которые мб разные — золоченые - мозаика, цветные — фрески (особенно голубой). Перспектива, оперирующая линиями.

Ударение на личную точку зрения.

Открытие перспективы — не практическое, не механическое, а осмысленное открытие.

Леонардо да Винчи

Его построение Тайной вечери — комната строится так, что в глубину стены начинают сходится

Леонардо определял Высокое, Зрелое Возрождение.

Центр — папский Рим и папские заказы получают крупнейшие мастера. В это время в Ватикане как живописцы работают Рафаэль 1509-1511 (нецерковные помещения) и Микеланджело (Сикстинская капелла) 1508-1512.

Рафаэль

Станца делла Сеньятура (Афинская школа, Диспута,Парнас)

Афинская школа

Включил себя в число персонажей — это становится характерной чертой.

Архитектура создают глубокую перспективу. Перспектива открывает также и свет. Философы — Платон и Аристотель, выходят в проеме арок. Перекличка с триумфальной аркой, зародившейся в римские времена. И реальное, и символическое. Две фигуры и похожи друг на друга, и контрасты — светлое и темное, указующего на небеса и на землю.

Подготовительный рисунок — синопия.

Конец 15в — утверждается новая практика — работа по картонам. Во всю величину на картоне ручного исполнения делается вся композиция, разрезается, наклеивается на стену, по контуру отверстия прокалывают, сверху сыпят, например, уголь, потом обводят. А листы (картоны) могли собираться и хранится, и по ним потом учились. Поэтому сейчас в Вене и в Милане выставлены они в музеях.

Стройная картина, организованная ступенями. Это отнюдь не способствует разрушению плоскости. Заполнение плоскости по вертикали.

Микеланджело

Сикстинская капелла

Часть фресок не Мик-о, а Перуджино.

Страшный суд не на западной стене, а на восточной, что явл полным разрушением традицией. Восточную стену Мик-о оставляет свободной. Мик-о как создатель тем, которые не как подобие чел фигур, а как совершенные строение. Могучие, пропорциональное, сильное сложение фигур. Но эта сила потенциальна, она подается в силе сдерживающих начал — архитектуры, доп сцены и тд

Путти — образ младенца, символизирующий обновленный мир — поэтому часто похожи на Божественного Младенца. Это важно, тк до Ренессанса Христос воспринимался как жертва. Ренессанс культивизирует младенчество. Путти даются сдвоенным и в виде кариатид.

Отроки, окружающие комп-ию — в разных позах и странных ракурсах

Ощущение зарождающейся жизни.

 

 

Страшный суд

 

В Страшном суде проступили очень тонкие цвета, в отл от всего остального.

 

Маньеризм

Понтормо. Вертумн и Помона. Фреска виллы Медичи в Поджо-а-Кайяно. Фрагмент. 1520-1521 гг.

 

 

Вилла Мазер. Вестибюль

Для отдыха, охоты приема гостей.

Паоло Веронезе

Тьеполо

изысканность, сладостность утонченность

Китайщина

МОЗАИКА

Украшение полов и стен

Александрия

Мозаика, принимающая на себя обязанность представить некий горный мир

Смальта

Мавзолей в Равенне

Баптистерий

Корнация — из-ие всего телесного

Тень становится геометризованной, игра складок

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

сначала тоже был рисунок подготовительный, вроде синопии — контуры.

СВЕТ

Акцентирующие жесты — руки и глаза особенности

Сан Витале

групповой портрет

нет глубины пр-ва.

 

мозаика имеет швы и разный направления рядов кладки

 

 
Лекция 06.12.2012: Мозаика. Витраж.

Смальта

фигуры как бы парят

София Константинопольская, 9в.

2 ярус - 1260г

для мозаики нужны длинные боковые лучи

линейность, расчленяющая форму

Осиос Лукас

Конха — богоматерь, деисус в сводах и арках

 

Христос-Вседержитель

сила киевской державы -гор и тд

мужественная и упорная молитва Б-ри, адресованная Вседержит.

Сюжет Благовещания

на интрадосе арки — мученики, как бы как устои христ веры

зап стена в Софии Киевской не сохранилось

на саркофагах в круглых эмблемах мб изобр-ие усопшего

крест и круг

световая сторона и конструкция

идея равентсва земного и небесного начала

Свет кажется идущим изнутри на нас.

Ореол

на ур-не самой Бог-ри находится комп-ия Благовещ. Гавриил и Мария в разных местах. Гавриил слева направо, как преодоление препятствия

Под ними сцена Евхаристии

центральная осевая линия

 


ВИТРАЖ

Византия — свечение

движение из божеств среды в нашу сторону — обратная перспректива

в гот розе, окнах на боковых сторонах здания, в поздней готике — в порталах, завершения транссептов, хор

идея цветущего сада

чаще всего — фигуры фронтально

у витража короткая судьба


Лекция 08.12.2012

Реймский собор

мотив роз, лепестков в интерьере

разная степень освещенности

 

 

Вновь интерес к витражу появился в 20 веке, после 2ой мировой, в Сен-Поль-де-Вансе

Капелла Четок (капелла Матисса) нужно построить небольш часовню для женского монастыря, Анри Матисс.

Он мастер цветной живописи

свет скользит и отражается от поверхности

тяготение к холодным цветасм. Это цвета связанные с горним, потусторонним, снами, Богом и тд

синий+желтый=зеленый

 

Просто готика и подражание готике — почти 1 непрерывная линия

 

 

Эйфелева башня

принцип каркасности

 

Джотто и Чимабуэ

 

сбитость фигур

золотой фон и тд

 

Дуччо 13в

Мадонна маэста

чувство линейного ритма и цыветовое богатство

лещатка

ритмика фигур

распределение цветов по 2 принципам — тональному и локальному

обрамление, согласующееся с арх

 

очень разные по формату комп-ии для алтаря. Для капелл — вытянутые

бывает комп-ия по оси, бывает отклонение

 

Фра Анджелико

скрытие черт и скрытие ног

лилия\колокольсик на

тунике — излюбленный мотив

 

Пьеро делла Франческа

тема жертвенности тк у заказчика умерла жена


Джованни Беллини

Святое собеседование

 

 

Ангел Золотые власы — гавриил из деисуса

Спас Неруктворный. Божественное Слово имело воплощение. Идея жертвы. На фоне нимба как на фоне подноса

есть оборотная сторона у этой иконы

 

иногда были крупного размера настолпные\настенные иконы, посвященные празднику храма

Успение. Мотив предстояния

 

Спас Неруктворный Рублева. Стали появляться ансамбли иконные, крупного размера, образовывающие единый ряд, отгор наос от алтаря. Звенигородский чин. Поясные из-ия

 

Архангел михаил

конные иконы Георгия. Кр фон на смену золотому

лаконичность

 

Нидерландская живопись

Снятие с креста, часть триптиха Рогир ван дер Вейден акцент на правый нижний угол -трагичность

 

 

Ян Ван Эйк

Гентский алтарь

чувство смущения и трактовка фигур как простых людей

изенгеймский алтарь грюневальда

весь такой раскладной

 

Иероним Босх

тонкий, переливчатый мазок

почва для сюрреализма но! Босховская картина мира воспринимается в нерушимой целостности, устойчивости, сюрреалисты берут деталь, торжество осколка над целым. Эстетика тлена

 

Венеция

Антонелло да Мессина. Св. Себастьян

Андреа Мантенья

Мертвый Христос

 

Смерть Девы Марии →

 

Беллини - Преображение

сцена чуда перенесена на реальную землю

 

 

Боттичелли. Благовещение (есть еще другое, в ГМИИ)

 

пейзаж вкл все


Лекция 13.12.2012: Алтарная живопись. Портрет.

Алтарная живопись Рождество Христово и поклонение младенцу, масло, Гуго ван дер Гус, Нидерланды. Выполнено на заказ (итальянец Портинари). Произведение крупное, хотя для Нидерландов характерна малоформатность, дробность, пестрота. Точка зрение «сверху», вазы с цветами (характерно). Остановленный характер – тема моления. Внедрили масляную живопись (соединяет свет и цвет, придает сияющий характер). Веронезе, Италия, 16в, Благовещение. Итальянская природа – пластическая форма, несколько планов кулис (в архитектурных формах), в просвете арки виднеется аллея с садом (будущий рай). Мадонна в гроте, Леонардо. Групповая композиция (несколько ангелов), сзади нависающие сталактиты и дальний пейзаж. Вертикальный формат. Рафаэль. В группе свободная ритмика и естественные позы, но группа не теряет своей целостности. Мадонна – верхнее часть принадлежит идеальной картине, нижняя – земному темному миру. Обручение Марии с Иосифом, Рафаэль. Вертикальная линия. Ротонда с обходной колоннадой, разлинованное поле.

 

Асунта

Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Вознесение Богоматери

Мадонна Пезаро — Тициан

Эль Греко — в церкви св Фомы- памяти графа Оргаса

 

 




Станковая картина

ботичелли весна

явление божества без конкретизации

рождение венеры

джорджоне венера

Тициан венера

Веласкес Венера

 

ПОРТРЕТ

 

Пизанелло. Портрет принцессы из дома Эсте (Джиневры)

Пьеро делла Франческа. «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца

Боттичелли - джулиано медичи

Пинтуриккио — дрезденский мальчик

 

Изображение в три четверти.

Молитвенный образ

Ян ван Эйк

Рогир ван дер Вейден

портрет молодого человека

 

 

 

Петрус Кристус

 

Рафаэль, Костильоне

тициан портрет мужчины

 

 

Филипп 4. Веласкес

Инокентий 10

Веласкес Портрет КарликаСебастьяна де Морра

рембрандт ян сикс

 

Рембрандт

Автопортреты

 


Лекция 15.12.2012


БАРОККО

 

Архитектура

сначала был маньеризм, но о нем мы не будем говорить.

Памятник на границе позднего Возрождения и начала барокко — Иль-Джезу

Барокко – фигура из логики, силлогизм. Нечто не проясненное, затуманенное, недосказанное, причудливое.
Иль Джезу, Джакомо Вигнола (1568) – иезуитская церковь, Рим. Стена сводится к узким участкам, заполненными нишами, в которых статуи. Элементы (пилястры и колонны), если и есть, то комбинируются по два. Архитектура обретает живописность. Есть эффект декорации. Ложно представить то, что скрывается за главным фасадом. Купольная базилика. Альберти первый предложил вместо боковых нефов поставить капеллы, сохраняя целостность. Перекрытие цилиндрическое. Движение в 2х направлениях: от входа к алтарю; с низу вверх в подкупольном пространстве.
Во время барокко в музыке формируется искусство оратории и процветает органная музыка. Барочные церкви нужно смотреть в ракурсе.

 

Персонажи

 


Сант-Андреа-аль-Квиринале

Барочная церковь построена по планам архитектора Джованни Лоренцо Бернини

 

Базы направлены углами. Принцип ротирпоющий — вращшающиеся колонны

Лестницы класс! - связь этажей, террас, ярусов. Впечатление выплеснутой массы воды, растекающейся полукружиями и идущей вам навстречу.

Разорванные дуги фронтонов.

 

Legend: (1) Main entrance, (2) Chapel of Saint Francis Xavier, (3) Chapel of the Passion, (4) Chapel Saint Stanislas Kostka, (5) Chapel of Saint Ignatius of Loyola, (6) Main altar , (7) Entrance to novitiate and access to the rooms of Saint Stanislas Kostka.

 

ОВАЛ, а не круг

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 289.