Устремленность к протяженности
Готика
раньше так называли все средневековье. Слово осталось за поздним периодом
Северная Европа
вторая половина 12 в, расцвет в 13 в, особенно на первую треть, продолжается до 15 в
Зародилась во Фр
Эльзас и Лоторингия
декор
косые линии, а не вертикальные
пространственная ячейка — более гибкая, более свободная, не отделяется от соседней.
Отпадает связная система романики, нет жестких пропорций
убыстренное, всесвязывающее движение, включение динамического начала
образ толпы, нерасчлененная общность
архитектор оч квалифицированный и артель
лиерны — линии, идущие из углов квадрата к замковому камню
Конструктивные элементы
· Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
· Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
· Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
· Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
· Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
o Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
o Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
o Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
o Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
o Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).
o Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
o Замковый камень (розетка)
Когда мы см на гот храм, мы не можем понять, что внутри.
Амьенский собор
Стремление к зальности, единому пр-ву
главное — это столбы, принимающие вертикальное давление
боковой распор
Усилия конструкции сосредотачиваются в отдельных точках, промежутки тончают
стена — система оконных прорезов
2 новых эффекта — утонение стены
сама ячейка тоже члениться на мелкие части и имеет заостренное завершение
ВИТРАЖ для бокового света
начинали строить с закладки алтаря
С аббатства Сен-Дени все началось
Шартрский собор
плотные фигуры рельефы
но уже есть разнообразие, выраженные одухотворенные типы
страшный суд — в витражах
мотив лепестка
Красивый цвет
Нотр Дам де Пари
вторая половина 12 в
14 в — фасад трансепта, конец 14 — башня на средокрестие воздвигнута
слитность пространств колец обхода, окружающих алтарь
Фигуры — хиазм
почсти расстались со стеной
Мария, мать Иоанна — Елизавета.
Скульптуры были раскрашены
Лекция 10.11.2012
Готика — прорабатывается единство пр-ва залов
Сначала во Фр, потом только в Германии.
Частная церковь, капелла Людовика (Сент-шапель)
в готике важен порыв
Ощущение преображенного камня — как растительные мотивы.
Амьенский собор
42 м
Контрфорсы противостоят аркбутанами бок распору, просвечивающий каркас.
Собор Святого Петра (Бове)
только восточный фасад
Готическая скульптура
Южный портал Страсбурга
Церковь и синагога
новый шаг в образной и идеологической характеристикой. Новый худ язык - S-образный изгиб
Германия.
Готика пришла в Герм позже и очень часто она соседствовала со средневек соборами, романскими
Особое отношение к скульптуре, несмотря на то, что многое повторяется, как во Фр, скульптура, в отл от Фр, переносится во внутрь храма.
Бамбергский собор
Церковь и синагога
возведение алтарных преград
Бамберг. Рельеф на ограде Георгиевского хора в соборе. Камень. Около 1230.
Бамберг. Статуя всадника в соборе. Камень. Около
1230—40.
Наумбургский собор
западный фасад — 12 скульптур, мб заказчики
муж и женское
пристенные фигуры, были покрашены.
«Маркграф Эккехард и его жена Ута»
способ драпировки, женственность
Складывается образ городов в Европе
Италия. Сиена
зебра, частое чередование плиток светлых и темных
В Италии не было готики как таковой
Палаццо Публико с башней
Дата: 2019-02-02, просмотров: 357.