Размещение восточнославянских союзов племен на территории Восточной Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее достоверную картину расселения славянских и других племен Восточной Европы дает Повесть Временных лет. И хотя возникла она в начале XII в., хронологически описание относится к более раннему времени — ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. Если древнейшие сведения о народах основаны на библейских легендах, которые нужны были летописцу для обоснования принадлежности славян к группе европейских народов, установления исторических связей между народами и выяснения ряда других вопросов, то описание племен восточных славян отличается конкретностью и точностью. Подтверждение этому мы находим при сопоставлении Повести Временных лет с другими письменными источниками как русского, так и иноземного происхождения, а также с археологическими, этнографическими и другими данными. Наложение на карту этих материалов дает нам следующую картину.

Район лесостепной области Поднепровья, между устьями рек Десны и Роси, занимало племя полян. Летописец объясняет их название местоположением: «зане в поли седяху».

К западу от полян. Правобережную Украину, Полесье, течения рек Тетерев, Уж, Уборть, Случь, Горынь, Стырь, т. е. район к югу от р.Припяти, населяли древляне. Летописец подчеркивает географическое отличие этого района, отмечая, что древляне «седоша в лесех».

К северу от древлян, «межю Ирипетью и Двиною» лежала область расселения дреговичей, которые по Западной Двине соприкасались с племенем полочан. О последних летописец говорит, что они «седоша на Двине и нарекошася полочане речьки ради яже втечеть в Двину, — именем Полота.

Значительный район занимали словене (ильменские). Область их расселения на севере доходила до р. Невы, озера Нево (Ладожское), линии рек Сясь, Чагода, Чагодоща. Западные границы расселения проходили несколько отступая от побережья Финского залива, по р. Нарове и Чудскому озеру.

Поречье Десны, Сейма и Суды занимала группа восточнославянских племен, объединенных общим названием север (северяне), соседствовавших на западе с древлянами и полянами.

К западу от полян и древлян летописец называет бужан «зане седоша по Бугу», «после же велыняне» (волыняне). Возможно, что бужане и волыняне своими предшественниками имели племенное объединение восточных славян, известных летописцу под именем дулебов. Видимо, этот союз в Х в. распался, и племена вошли в состав Древнерусского государства под именем волынян и бужан. Область, заселенная волынянами и бужанами, охватывает оба берега Западного Буга и верховья рек Южный Буг и Припять.

К числу племен восточных славян относят уличей и тиверцев. Первые населяли междуречье Прута и Днестра, вторые — территорию между Днестром и Южным Бугом. Впрочем, этническая принадлежность тиверцев и уличей очень неясна. Существует мнение, что это были тюркоязычные племена, подвластные славянам. Обширную полосу по верхнему течению Днепра, Волги и Западной Двине, а также южной части бассейна Чудского озера занимали кривичи, а бассейн Верхней Оки — вятичи.

В левобережье Днепра, по р. Сож и ее притокам была область расселения радимичей, ограниченная с востока землями северян, с запада — дреговичей, а с севера — кривичей.

К восточным славянам относились племена белых хорватов, занимавших, в основном, северную часть западных склонов Карпатских гор.

Перечисленные племена представляли собой большие союзы племен, которые имели внутренние подразделения. Однако письменные источники не дают о них сведений, поэтому выделение их возможно, прежде всего, на основе археологических данных.

Таким образом, территория расселения восточных славян представляется весьма обширной. Граница ее на западе проходила от впадения Невы в Финский залив вдоль прибрежья к р. Нарове; тянулась по Чудскому и Псковскому озерам; пересекала Западную Двину в среднем течении; от среднего течения Немана, через верховья рек Нарев, Вепрь граница почти достигала верховьев р. Вислы, охватывала северную часть Карпатских гор и, западнее р. Серет, опускалась на Дунай в его низовья. Северная граница восточнославянских племен от р. Невы проходила по южной оконечности оз. Нево (Ладожское), рекам Сяси, Чагоде, Чагодоще, Шексне и выходила на Волгу в районе р. Которосль. На востоке граница шла примерно по рекам Нерль и Клязьма, на Москва-реку в среднем ее течении, Москвою-рекою до ее впадения в Оку и, охватывая верховья Дона, Оки, Сейма, спускалась по Псёлу на Днепр На юге, от устья Псёла, граница шла вверх по Днепру и, не доходя р. Рось, уходила на запад к Бугу, а затем по Бугу на юг к Черному (Русскому) морю.

Эти границы восточнославянского населения сложились к концу IX — началу X вв. Вполне естественно, что они весьма условны. Соприкосновение с соседними народами в приграничных районах приводило к значительным смещениям. Это нашло отражение в том, что в ряде случаев наблюдается выход восточнославянского населения на соседние территории. Повесть Временных лет, четко разграничивающая славян и неславянское население («а се суть инии языцы»), свидетельствует о проникновении славян в земли финно-угорских племен веси, мери, муромы, мещеры.

Уже к концу IX — началу X вв. славянское население достигает Онежского озера, оседает по р. Свири, Белоозеру, Щексне, т. е. по территории племени весь. Аналогичный процесс наблюдается в Окско-Клязьмпнском междуречье, где на земли муромы, мери и мещеры пришли славяне с вятичской и кривичской земель.

В XI-XII вв. в бассейне р.Протвы, притока р. Москвы, жило племя голядь, принадлежащее к группе балтийских племен. Процесс ассимиляции этого племени был быстрым и уже к XII в. оно исчезает среди славянского населения.

Указанные области расселения восточнославянских племен следует дополнить двумя районами. По крайней мере в VII — X вв. славянские поселения располагаются не только в верховьях, но и по среднему течению Дона. Возможно, что по Дону осуществлялось передвижение славян к Азовскому морю.

Источники, в том числе и русские летописи, позволяют нанести на карту основные племенные группы, соседствовавшие с восточными славянами и населявшие различные области Восточной Европы. На западе, от Дуная до Вислы и Буга жили племена словаков, моравов, вислян. мазовшан, относившихся к западным славянам. На северо-западе соседями восточных славян были балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. Среди летто-литовских племен выделялись пруссы, населявшие побережье Балтийского моря между нижними течениями Вислы и Немана. Правобережье Западной Двины и земли до Псковского озера занимала летьгола (латгалы), к югу и юго-западу от них жили зимиголы (земгалы), а по побережью Балтийского моря корсь (курши). Эти племена принадлежали к группе летто-литовских племен, так же как и литва, населявшая область среднего и нижнего течения р. Вилия и среднего Немана, и жившее между Западной Двиной и Неманом племя жмудь. Северную Прибалтику населяли финно-угорские племена — чудь и ливы. Область расселения чуди (эстов) охватывала территории к западу от Чудского озера до Финского и Рижского заливов. Несколько южнее — по побережью Рижского залива, ближе к правому берегу Западной Двины и по нижнему течению р. Гауя жили ливы (либь).

Территории, примыкавшие к восточнославянским племенам с севера и северо-востока, занимали финно-угорские племена.

По побережью Финского залива, между реками Нева и Нарова, жило племя водь, которое уже в IX в. испытывало сильное влияние соседних ильменских славян, а к XIV в. окончательно растворилось среди славянского населения. С землями води соседствовало племя ижоры, населявшее побережье Невы и юго-запад Приладожья.

К западу, северу и востоку от озера Нево (Ладожское) жили племена корел. К востоку от них от Олонецкого перешейка до бассейна реки Кемн лежали земли саами (лопи). На территории между Ладожским, Онежским и Белым озерами, ограниченной с севера Свирью, а с востока Шексной, жило племя весь. Славянское продвижение рано затронуло территорию этого племени, процесс смешения населения шел здесь интенсивно.

К северо-востоку от Белоозера, в бассейнах Онеги, Северной Двины, Пинеги жили племена, получившие в русских источниках название чуди заволжской (или заволочской).

Племена, населявшие Верхнее Прикамье и бассейн Вычегды, известны под названием перми. Племена печоры, населявшие бассейн одноименной реки, этнически не определены. В русских источниках сведения о них встречаются с XII в.

В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили племена югры. Район их расселения достигал, а иногда заходил за Уральские горы.

Волго-Окское междуречье занимало племя меря. Их соседями в междуречье Волги и Ветлуги, а также частично в правобережных районах по Волге были черемисы (мари).

Окско-Клязьминское междуречье населяла мурома и мещера. Эти племена были родственны мордве, населявшей правобережье Средней Волги. Мордовское население довольно далеко заходило на запад по низовью Оки, Цне и Хопру.

Далее на юг, вдоль Волги, жило родственное мордве племя буртасов. Обособленную группу составляли волжско-камские болгары, принадлежавшие к группе тюркоязычных племен. Область их расселения на востоке начиналась от впадения р. Белой в Каму, а на запад тянулась до Средней Волги. На юге волжско-камские болгары заселяли земли до р. Самары.

На восток от волжских болгар лежали земли, населенные башкирами. Их относят к группе тюркоязычных племен. В целом вопрос об этническом происхождении башкир не решен, хотя несомненно, что на их складывание оказали влияние печенеги и половцы-куманы (кипчаки). Южными соседями башкир в Приуралье до VIII в. были мадьяры — финно-угорские племена кочевников-скотоводов.

Громадная территория, лежащая полосой от бассейна р. Яик (Урал) через Нижнюю Волгу до Нижнего Днепра, представляла собой область расселения кочевых племен.

Здесь в VIII — IX вв. между Доном и Днепром расселились мадьяры, а затем южнорусские степи заняли печенеги. Однако к середине XI в. печенежские племена сменяются половцами, которые соседствуют с восточными славянами до татаро-монгольского нашествия XIII в.

На Нижней Волге и по западному побережью Каспийского моря жили тюркоязычные племена хазар, входившие в свое время в Тюркский каганат, а с VII в. образовавшие самостоятельное политическое объединение — Хазарский каганат. Хотя противоречивые источники не дают возможности установить границы каганата, можно считать, что в него входили степные пространства между Каспийским и Азовским морями, часть Северного Причерноморья, возможно, земли Северного Кавказа. В период наивысшего расцвета Хазарии в середине IX в. ей платили дань буртасы, мордва, черемисы, а также славянские племена — вятичи, радимичи, северяне, поляне.

Приведенные сведения о расселении по территории Восточной Европы племен, с которыми в той или иной степени сталкивались восточные славяне, позволяют говорить об основных областях, занимавшихся балтийским (летто-литовским), финно-угорским и тюркским населением.

Область балтийских племен (корсь, летьгола. земигола, литва, жмудь) примыкала к северо-западным границам восточных славян и охватывала, в основном, современные Латвию и Литву. Затем следует значительная область финно-угорских племен. Она тянется от Прибалтики на северо-восток до Печоры, Камы, Волги. И, наконец, проходит обширная область тюркоязычных племен юга и юго-востока Восточной Европы.

18. Социально-политическая структура восточных славян накануне образования государства.

Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие. Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел. Большое количество римских монет II-IV вв. новой эры, найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.

Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись,- поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово "рос" ("рус" и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о "законе русском", под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Император Византии Константин Багрянородный, правивший в Х в., в известном сочинении "Об управлении империей" неоднократно говорит о росах как народе и даже о "России" как стране.

Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина "русь" от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Напрашивается вывод: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. (т.е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами -дружиной, все более явственно возвышаясь над массой своих соплеменников. Под влиянием завоевательных походов различные славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку.

Немало сведений по политической истории (и предыстории) Древнерусского государства содержит древнейший летописный свод "Повесть временных лет", автором которого был монах Киевско-Печерского монастыря летописец Нестор. По свидетельству летописного свода, в среднем течении Днепра в VI в., сложилось княжество полян, ставшее важным этапом в процессе возникновения Древнерусского государства. Во время, непосредственно предшествовавшее его образованию, существовали княжества полянское, древлянское, дреговичское, полоцкое, словенское. Применительно к VIII в. источники говорят о трех восточнославянских объединениях - Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось на Киевской земле, второе - в районе озера Ильмень, местоположение третьего не выяснено. Некоторые историка отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшейся на Таманском полуострове; другие исследователи помещают ее на Волге. Разумеется государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной, имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства (Киевской Руси) - одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья.

Народы, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. У них возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права. Переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу. Это" переходный период получил в литературе различные наименования (варваре кий, дофеодальный, период становления феодальных отношений и т.п.).

19. Охарактеризовать "княжение" как переходную форму правления в союзах племен восточных славян.

Племенные княжения предшествовали Древнерусскому государству. Кое-где они сохранились и позднее, во времена образования и расцвета Древнерусского государства. Они были зародышевой формой государственности в полупатриархальной-полуфеодальной Руси в тот период ее истории, когда основная масса сельского населения не утратила еще своей общинной собственности и не стала зависимой от феодала. Развитие государственной организации, как и развитие феодальных отношений, не шло на Руси равномерно, одинаковыми темпами. Поэтому кое-где сохранились племенные княжения и племенные центры, в то время, как в других местах (Киев, Чернигов, Новгород, Переяславль, Смоленск и др.) существовала уже чисто феодальная государственность и стояли города - ремесленные, торговые, культурные и политические центры древнерусского феодального общества, а не «грады» древлян, являющиеся «село-городами».

 

Отсюда их борьба между собой, оттеснение на задний план феодальными городами старых племенных центров, удовлетворяющих требованиям местного населения во времена относительно слабого развития ремесла и торговли, истребление (в отдельных случаях) племенной знати киевской княжеской дружиной. Для местного населения племенная знать была олицетворением относительного благополучия, а киевские князья - поборов и тягот. Князья опираются на родоплеменную знать, порождены ею, тесно связаны с советом племенных старейшин - «лучших мужей», с вечем-сходом племени, на котором решали все вопросы «земли». Племенные княжества носили различный характер. Одни из них соответствовали племенным землям (древляне, родимичи, витячи), другие представляли собой сложные межплеменные политические объединения (волыняне) или создавались на части территории данного племени (полочане). Эпоха разложения первобытнообщинных отношений, время распада племенного строя и военной демократии характеризуется созданием на Руси, как и во многих других странах, особой военной организации. Этой организацией была так называемая «десятичная» или «тысячная» организация. Воины древнерусских «земель» и «волостей» объединялись в десятки, сотни и тысячи, которые возглавлялись десятскими, сотскими и тысяцкими.

Начальные страницы летописи говорят о том, что у восточных славян в глубокой древности и в период образования Древнерусского государства все важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Так было задолго до начала Киевского государства, когда поляне, собравшись вместе на вече, послали хазарам меч. Не раз собирались на вече и древляне. «Сдумавше со князем своим Малом» они послали в Киев лучших мужей своих сватать Ольгу за Мала. Огромное значение вече чувствуется и позднее на начальном этапе образования Древнерусского государства, когда особенно важную роль оно играет в период отсутствия князя. Так было в Киеве в 968 году, когда под городом стояли обложившие его со всех сторон печенеги. Нет сомнения в том, что явившиеся в 970 году в Киев к Святославу просить себе кого-либо из его сыновей в князья люди новгородские были посланы вече.

Вече - один из наиболее архаических институтов народовластия, уходящий в родоплеменной строй. Но уже в период племенных княжений, непосредственно предшествовавших Древнерусскому государству, на вечевых сходах главную роль играют «нарочитые мужи», «лучшие мужи», «старцы», т.е. знать, которая стоит на пороге перерастания племенной верхушки в феодальную. По мере развития феодальных отношений на Руси эволюционирует и вече, оказавшееся либо на службе у князей и феодалов в виде своеобразной феодальной демократии, либо являвшееся началом социального взрыва, восстания «простой чади», «меньших людей» против князя, боярства, ростовщиков. С эволюцией вече, как, впрочем, и с другими понятиями времен первобытнообщинных отношений (род, племя), термин «вече» становится аморфным понятием, обозначающим совещание вообще, независимо от его социального содержания. В племенных княжениях существовала какая-то система обложения населения в пользу своих племенных «нарочитых», «лучших мужей» и князей, которые хоть и «были добры», но все же что-то собирали со своих соплеменников. На севере эту систему поборов одно время использовали норманны, на юге - хазары.

Существовало и обычное право, являвшееся предшественником закона. Может быть, тогда уже закладывались основы «Закона Русского», о котором говорят договоры Руси с Византией. Наконец в племенных княжествах возникает новая военная организация, ставшая основой владычества князей. Ею стала дружина. Термин «дружина», в древности обозначающий всякое содружество, союз, общность, приобретает теперь другое значение и начинает означать княжеских воинов и сотрудников, княжих «мужей». Дружинники окружают древнерусских «великих и светлых» князей, живут с ними под одной крышей, разделяя их интересы. Князь советуется с ними по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, административного управления. С ними вместе князь принимает законы, постановления, решения. Дружинники помогают князю управлять его домом, двором, хозяйством, разъезжают по его поручениям, творя суд и расправу, собирая дани, созывая воинов, следя за княжеским хозяйством, за селами и челядью. Они же отправляются послами князя в другие страны, «гостят» там и торгуют княжими товарами, которые он добыл, собирая дань, или в результате удачного похода «в чужую землю», заключают от его имени договоры и, снабженные княжьими полномочиями, ведут дипломатические переговоры. Дружина делится на три группы.

На первом месте стоит «старшая дружина», «бояре светлые», выросшие из «лучших мужей». Они имеют свое хозяйство, двор, челядь, своих дружинников, «отроков». Они выполняют важнейшие функции княжеского управления. Им принадлежат большие курганы с мечами, саблями, украшениями, с сопроводительными погребениями жен - наложниц, рабынь. Младшая дружина («детские», «пасынки», «отроки») обслуживает его двор, дом, хозяйство, выступая в роли слуг. С ней делится князь частью своих доходов от сборов дани, судебных штрафов, частью военной добычи. Из ее среды выходят слуги князя, его телохранители, младшие должностные лица, агенты княжеского управления. Многочисленные деревенские курганы с боевыми топорами и другим оружием (мечами, наконечниками копий и стрел) связывают с младшей дружиной. Это еще не боярский двор, но обилие оружия и украшений выделяет его от селища. Третья группа состоит из «воев», «мужей храбрствующих». Это были воины в широком смысле слова, набранные из народа, реликт древней поры, когда на войну шел вооруженный народ отстаивал свою землю или завоевывающий чужую. Чем дальше в глубь, тем большее значение имели «мужи храбрствующие», составляющие основной боевой контингент военных сил князя. Отражая собой эпоху военной демократии, когда на арене истории выступал вооруженный народ, они с течением времени XI - XII вв. теряли свое значение и уступали место четко оформленным политическим и социальным группировкам - «старшей», «передней» и «молодшей» дружине. «Мужи» - воины входили в состав «передней» дружины или поглощались «молодшей», либо попадая в подчиненное положение и к тем и к другим, снова сливаясь с народом. Но на заре Русского государства они играли огромную роль и составляли едва ли не основную силу княжеских дружин. Путь их в княжескую дружину пролегал едва ли не через тысячную организацию. И если известная, большая часть воинов города составляла городской «полк» во главе с тысяцким, то «волость» - земля, да и сам город часть своих боевых сил должен был уступить князю. Племенные княжения не были объединены в одно целое - это произойдет лишь в период образования Русского государства, но и в этом своем качестве они выступают как переходная форма от союзов племен к государству, как своеобразные протогосударства восточных славян. Без учета существование такого рода форм предгосударственной жизни трудно представить себе истоки древнерусской государственности, начальный период которой нельзя связывать только с событиями второй половины IX столетия. Племенные княжества еще не были государствами, но таили в себе зародыши государства. Неясные абрисы территории и истории некоторых из этих племенных княжений выступают на страницах «Повести временных лет», новгородских летописей и Никоновской летописи. «Повесть временных лет» отмечает, что «свое» княженье существовало «на Полоте». Но первое население на Полоцкой земле - кривичи. Второе крупное племенное княжение - «словени свое в Новгороде». Вряд ли центром земли словен был Новгород. Более древними центрами края являлись Ладога, Перынь и другие поселения близ Новгорода. А весь северо-запад представлял собой как бы политический союз словен и кривичей, а также фино-угорских племен: чуди, мери и веси.

Образование государственности у восточных славян.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить, как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Потоки расселения: обогнули Карпаты и вышли на Днепр; с юга Балтики к Ладоге.

Военная демократия.

Община влияла сильно.

Племенные союзы – думбы. 8в – города.

Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 902.