Государственный строй. До II в. до н. е. в полисах возобладали демократические принципы, согласно которым решающая роль принадлежала демоса (народа - гражданам города), а все институты государства, включая высшим властным органом - народным собранием - преимущественно отстаивали Интересы полноправных граждан. Однако уже с I в. до н. э основные должности и фактическое управление полисами попали в руки небольшой группы аристократических семей, и демократическую форму правления заменила аристократическая. Однако в начале Ольвия, Тира, Херсонес и ряд других полисов развивались как рабовладельческие демократические республики, законодательная власть в которых принадлежала народу - демоса, что выбирал архонтов, стратегов и других правительственных лиц. Рабы, женщины и иностранцы не имели права гражданства. Все же граждане клялись п, и верность городу и его законам. Камень с текстом такой присяги найдены в Херсонесе.
Другим законодательным органом власти в городах считались народные собрания, которые назывались еклесия. В них принимали участие все свободные граждане - мужчины, которым исполнилось 25 лет. Народное собрание принимали декреты и постановления относительно внутренней и внешней политики, выбирали должностных лиц, рассматривали вопросы в области морской торговли, принятие в гражданство, нормирования денежной системы, заключения внешнеполитических соглашений, увольнения иностранных купцов от уплаты пошлины урегулирования правоотношений граждан с полисом.
Постоянно действующим органом исполнительной власти был совет города (буле), которую избирали народные собрания в год, во главе с председателем и его секретарем. В состав совета входили суд присяжных и главный жрец - базилевс, ведавший религиозными культами. Совещании готовились проекты решения народного собрания, проверялись кандидаты на выборные должности, контролировалась деятельность должностных лиц, проходило награждение граждан, имевших заслуги, принимались пожертвования богачей в городскую казну и бесплатное обеспечение ими города хлебом в неурожайные годы. В Ольвии такие граждане получали почетный декрет и награждались золотым венком или установкой статуи.
Подобно почитали также иностранцев за предоставленные значительные услуги полиса. В частности, они получали торговые привилегии и право гражданства. Отраслевыми ведомствами были магистратуры (финансовая, военная, торговая и т.п.) или магистраты (должностные лица). Руководила ими коллегия архонтов (5-6 человек) во главе с первым архонтом, которая созвала еклесию. Среди чиновников упоминаются также базилевсы (жрецы), стратеги (военачальники), демиурги (судьи), коллегия Продик (юристов), номофилаков (администраторы).
11.Право античных городов-государств Северного Причерноморья.
Право. Ведущими отраслями права можно считать гражданское (право собственности, владения), обязательственное, семейное, брачное, уголовное. Источниками права служили правовой обычай, декреты (законы) народного собрания, совета города, распоряжение (псефизмы) коллегии, магистратур. Закон и обычай часто отождествлялись, и лишь в конце V в. до н. н.э. стали отдавать приоритет законам. Однако, принимая нормативные акты, органы государственной власти не могли не считаться с обычаями и традициями местных племен. В свою очередь, обычаи и законы вытекали из принципа широкой право-и дееспособности граждан.
Чаще регламентировались право собственности, право владения, обязательственное право, личные отношения между гражданами и отношения в семье. Нормы права защищали государственную и частную собственность на землю, вещи, скот, движимое и недвижимое имущество, лицо, рабов. Тяжелейшими считались преступления против государства: заговор с целью свержения демократического строя или попытка его ликвидации, разглашение государственной тайны, государственная измена; преступления против собственности, посягательство на жизнь, честь и достоинство. Они обычно карались смертью. За другие правонарушения применялись конфискация имущества, казни на теле, штрафы.
Судебные функции в полисах исполняли народные собрания, совет города, магистратуры, коллегии, члены правительства. В судопроизводстве принимали участие судьи, обвиняемые, свидетели, истцы, ответчики. Суды использовались как институт обеспечения народного контроля как над должностными лицами, так и над самими законами. Судебный процесс имел состязательный характер: истец и ответчик сами защищались, приводили доказательства, приводили свидетелей. Системы апелляций и кассаций не существовало, вердикт выносился голосованием. Суд ограничивался голосованием, сначала о наличии вины, а потом, если ее доказано, относительно вынесения вердикта после того, как одна из сторон не предложила справедливого, по ее мнению, решения.
Итак, в городах Северного Причерноморья господствовало рабовладельческое право с соответствующими типичными признаками, и по сути, форме и содержанию оно напоминало правовую систему афинской полисной демократии классической эпохи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 953.