По мнению Громова С.П., физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, требующим напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.
На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОО.
Перед поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.
В области физической культуры и здоровья детей старшего дошкольного возраста предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.
1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников,которая включает в себя:
1. Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.
2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста.
3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:
· рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;
· оптимальный двигательный режим;
· эффективное закаливание;
· обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
· преобладание положительных эмоций у детей;
· использование психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.
4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).
5. Разработку образовательных технологий:
· занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
· приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;
· занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);
· формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);
· приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);
· приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).
2-й блок- для достижения высокого качества работы по физической культурепланируются:
1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.
2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониторинга физического развития и состояния здоровья детей.
3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.
3-й блок - модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:
1. Разработка дифференцированных занятий пофизической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.
2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.
3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.
4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организманеобходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).
5-й блок - взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются:
· коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия);
· индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратная связь", консультации, беседы, домашние задания, "Почта доверия" — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);
· наглядно-информационное сотрудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);
· активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги "воспитатель — родитель — ребенок");
· посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.
12. На прогулке воспитатель предложил детям подготовительной к школе группы придумать новую подвижную игру с определенными основными движениями. Сначала дети совместно вспоминали, какие подвижные игры с этими движениями они знают, каковы их правила, какие атрибуты в этих играх используются. Затем воспитатель предлагает название новой игры и организует обсуждение возможного сюжета, правил, атрибутов и двигательных действий для развертывания этой игры. Каждое предложение воспитанника обсуждается группой и принимается (не принимается) путем голосования. Воспитатель обобщает принятые решения посредством комплексного описания новой игры и предлагает детям в нее поиграть.
Вопросы-задания:
Дата: 2019-02-02, просмотров: 569.