Пейзаж написан в 1895 году. Хранится картина в Государственном Русском музее, городе Санкт-Петербург
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На картине изображен хвойный лес, солнце освещает лишь небольшую поляну, тонкими полосками ложится на упавшие деревья, старый трухлявый пенек.

На переднем плане мы видим упавшие деревья, их стволы покрыты густым мхом, который растет в сумраке леса, там, куда не достают ласковые солнечные лучи, даже в самый ясный и долгий летний день. Пейзаж выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой, светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины.

Лес словно живой: хмурые, печальные деревья прячутся в чаще, больные, погибшие лежат укрытые моховым одеялом, а радующиеся жизни, свету, стоят красивые и сильные в самом центре.

Лес, изображенный художником, воспевает радость жизни, славит солнце. Ибо все, что озаряется солнечным светом, не может быть безрадостным и унылым. Будьте светом!

 

Вопросы-задания:

1. Какие требования предъявляют к структуре искусствоведческого рассказа при ознакомлении с живописью детей дошкольного возраста и были ли они выдержаны в предложенном варианте?

 

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

· сообщение названия картины

· сообщение фамилии художника

· о чём написана картина

· что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

· как оно изображено (цвет, построение, расположение)

· что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

· что красивого показал своим произведение художник

· о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства.

Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Структура рассказа-образца:

· название картины

· кто написал

· о чём произведение

· какими красками написано

· какое в нём передано настроение

· что особенно понравилось

· какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Второй этап

Задачи:

· развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

· выделять выразительные средства,

· формировать умения «читать» картины,

· мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

· О чём картина?

· Почему думаете так, расскажите?

· Как бы вы назвали картину?

· Почему именно так?

· Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

· Как он изобразил это в картине?

· Какое настроение вызывает картина?

· Отчего возникает такое настроение?

· Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантовпедагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

· Что понравилось на картине?

· Почему она понравилась?

· Чем она понравилась?

Третий этап

Задачи:

· Формирование творческого восприятия картины.

· Сравнение изображенного с личным опытом

· Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Требования к отбору картин

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

· актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

· произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

· единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

· колористическое решение (цветовой контраст)

· композиционное решение

· концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений

· индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений

· эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Данный искусствоведческий рассказ отвечает вышеперечисленным требованиям. Подходящая возрастная группа детей: старший дошкольный возраст. Данный рассказ действительно позволяет увидеть то, на что раньше, может быть ребенок, не обратил бы свое внимание. Оценивая познавательную ценность произведения, дети легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.

2. Что бы Вы изменили в представленном искусствоведческом рассказе?

 

На картине мы видим залитый летним солнцем уголок хвойного леса. Выбеленна солнечным светом полянка. Вся картина наполнена хвойным запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени говорят о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, хвойный лес привлек внимание мастера.

Пейзаж выписан темными красками, передающими сырость и промозглость затененного леса. Взгляд скользит дальше, и притягивается лучистой, светлой поляной с прозрачным воздушным светом. Лес как бы поделен на радостную и хмурую половины.

Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать хвойных дух. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность...

Как и любая другая работа Шишкина, картина поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.

 

3. Какую последующую работу вы можете спроектировать по ознакомлению детей дошкольного возраста с данным произведением?

Рассматривание набора иллюстраций «Лес», чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат», рисование «Хвойный лес. Солнечный день», описательный рассказ «Хвойный лес. Солнечный день», метод вызывания адекватных эмоций, через предложение детям вспомнить сходную ситуацию (вдруг кто-то из них уже бывал в подобных местах с родителями или знакомыми), рассматривание шишек с хвойных деревьев, игра «С чьей ветки детки», игра «Помогите елочке вырасти».

 

 

При проведении НОД по сюжетной аппликации педагог предложил детям изобразить свой день рождения. При вырезывании деталей у Миши не получалось получить заданную форму и обратился за помощью к педагогу. Воспитатель взял цветную бумагу и сам вырезал необходимый элемент для аппликации. Миша был крайне доволен получившимся результатом и в течение дня обращал внимание всех присутствующих на свою работу.

Вопросы-задания:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 388.