Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.
Звуковая культура речи включает в себя:
· произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.);
· элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);
· двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
· элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);
· речевой слух и речевое дыхание;
· лексический запас;
· грамматические формы.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.
Определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи перед педагогом стоят задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей:
• Звуковысотный слух
• Слуховое внимание
• Фонематический слух
• Восприятие темпа и ритма речи
2. Формировать произносительную сторону речи:
· Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка
· Работать над речевым дыханием
· Развивать артикуляционный аппарат
3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию; воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; формировать нормальный темп речи, не убыстряя и не замедляя ее.
4. Воспитывать интонационную выразительность речи – это умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи включают в себя:
Формирование:
· четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения;
· ясного и чистого произношения слов и фраз;
· умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи);
· правильного речевого дыхания.
Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:
I этап – от 1 года 6месяцев до 3 лет
II этап – от 3 до 5 лет
III этап – от 5 до 7 лет
I этап – от 1,5 до 3 лет
Задачи:
· развитие понимания речи взрослых;
· развитие слухового внимания;
· развитие артикуляционного и голосового аппаратов;
· умения точно подражать словам;
· умение различать речевые интонации;
· производить длительный протяжный выдох через рот;
· поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими, выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений;
· знакомство их с названиями предметов и явлений
Методические приемы:
· Повторение по речевому образцу
· Использование дидактического материала – игрушек, картинок
На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания. Воспитатель вводит звукоподражания в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия.
II этап – от 3 до 5 лет
Задачи:
· развитие фонематического слуха;
· правильное произношение всех звуков родного языка;
· воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации;
· говорить в размеренном темпе;
· правильно произносить слова с точным употреблением в них ударения
Методические приемы:
· Речевой образец
· Заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, чистоговорок)
· Беседы
· Дидактические игры
С детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речиосуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу надзвукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы:
· уточнение движения органов артикуляционного аппарата;
· уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха;
· воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха;
· воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
Последовательная отработка звуков дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи. Эти виды работы над звуками речимогут осуществляется как на занятиях, так и вне их. Не рекомендуется все эти виды работы совмещать на одном занятии, т. к. процесс овладения правильным произношением звуков – это выработка определенного навыка, а его создание требует последовательности и систематичности. Проведение перечисленныхчетырех видов работы с интервалом между ними 3-6 дней дает возможность детям усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата и способствует лучшему формированию правильного произношения звука и восприятию его на слух.
III этап – от 5 до 7 лет
Задачи:
· дальнейшее совершенствование речевого слуха;
· закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи;
· дифференциация звуков.
Методические приемы:
· Дидактические игры
· Пересказ
· Рассказывание
· Заучивание наизусть
На этом этапе формирование можно связать с работой по дифференциациизвуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих- свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.
Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха, все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Планирование работы по звуковой культуре речи:
· Занятия по звуковой культуре речи: отработка всех разделов звуковой культуры речи осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.
· Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятий по развитию речи: можно осуществлять работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.
· Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия: музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий (утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой): предупреждает и устраняет несовершенство речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
3. Предложите дидактические игры и упражнения по решению данной проблемы в образовательной деятельности.
1. « Определи место игрушки».
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.
Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, спрашивает у него: « Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: « Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
2. « Приятный запах».
Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.
Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин.
Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.
3. « Повар».
Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Оборудование: Поварской колпак.
Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть,
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты.
То скорей кругом ходи.
После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.
4. « Успокой куклу».
Цель: Развитие тембра голоса.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.
5. « Перебежки».
Цель: Развитие силы голоса.
Оборудование: Мел, стульчики.
Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.
6. « Волк и семеро козлят».
Цель: Развитие высоты голоса и выразительности речи.
Оборудование: Маски животных.
Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом - более высоким.
7. « Кто кого».
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог следит, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не напрягали мышцы шеи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 543.