Определите и охарактеризуйте направления работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.

Звуковая культура речи включает в себя:

· произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.);

· элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);

· двигательные средства выразительности (мимика, жесты);

· элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);

· речевой слух и речевое дыхание;

· лексический запас;

· грамматические формы.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи перед педагогом стоят задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей:

• Звуковысотный слух

• Слуховое внимание

• Фонематический слух

• Восприятие темпа и ритма речи

2. Формировать произносительную сторону речи:

· Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка

· Работать над речевым дыханием

· Развивать артикуляционный аппарат

3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию; воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; формировать нормальный темп речи, не убыстряя и не замедляя ее.

4. Воспитывать интонационную выразительность речи – это умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи включают в себя:

Формирование:

· четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения;

· ясного и чистого произношения слов и фраз;

· умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи);

· правильного речевого дыхания.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

I этап – от 1 года 6месяцев до 3 лет

II этап – от 3 до 5 лет

III этап – от 5 до 7 лет

I этап – от 1,5 до 3 лет

Задачи:

· развитие понимания речи взрослых;

· развитие слухового внимания;

· развитие артикуляционного и голосового аппаратов;

· умения точно подражать словам;

· умение различать речевые интонации;

· производить длительный протяжный выдох через рот;

· поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими, выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений;

· знакомство их с названиями предметов и явлений

Методические приемы:

· Повторение по речевому образцу

· Использование дидактического материала – игрушек, картинок

На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания. Воспитатель вводит звукоподражания в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия.

II этап – от 3 до 5 лет

Задачи:

· развитие фонематического слуха;

· правильное произношение всех звуков родного языка;

· воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации;

· говорить в размеренном темпе;

· правильно произносить слова с точным употреблением в них ударения

Методические приемы:

· Речевой образец

· Заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, чистоговорок)

· Беседы

· Дидактические игры

С детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речиосуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу надзвукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы:

· уточнение движения органов артикуляционного аппарата;

· уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха;

· воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха;

· воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Последовательная отработка звуков дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи. Эти виды работы над звуками речимогут осуществляется как на занятиях, так и вне их. Не рекомендуется все эти виды работы совмещать на одном занятии, т. к. процесс овладения правильным произношением звуков – это выработка определенного навыка, а его создание требует последовательности и систематичности. Проведение перечисленныхчетырех видов работы с интервалом между ними 3-6 дней дает возможность детям усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата и способствует лучшему формированию правильного произношения звука и восприятию его на слух.

III этап – от 5 до 7 лет

Задачи:

· дальнейшее совершенствование речевого слуха;

· закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи;

· дифференциация звуков.

 

Методические приемы:

· Дидактические игры

· Пересказ

· Рассказывание

· Заучивание наизусть

На этом этапе формирование можно связать с работой по дифференциациизвуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих- свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.

Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха, все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.

Планирование работы по звуковой культуре речи:

· Занятия по звуковой культуре речи: отработка всех разделов звуковой культуры речи осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.

· Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятий по развитию речи: можно осуществлять работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

· Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия: музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий (утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой): предупреждает и устраняет несовершенство речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

3. Предложите дидактические игры и упражнения по решению данной проблемы в образовательной деятельности.

1. « Определи место игрушки».

Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.

Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, спрашивает у него: « Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: « Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

2. « Приятный запах».

Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.

Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин.

Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

3. « Повар».

Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование: Поварской колпак.

Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты.

То скорей кругом ходи.

После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

4. « Успокой куклу».

Цель: Развитие тембра голоса.

Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.

5. « Перебежки».

Цель: Развитие силы голоса.

Оборудование: Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

6. « Волк и семеро козлят».

Цель: Развитие высоты голоса и выразительности речи.

Оборудование: Маски животных.

Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом - более высоким.

7. « Кто кого».

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог следит, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не напрягали мышцы шеи.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 543.