Предложите дидактические игры и упражнения, которые помогут ребенку усвоить способы словоизменения существительных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

«Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:

Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок Без шляп и ботинок.

- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки.

Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

Речевой материал: Даем честное слово:

Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).

2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».

Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки. Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

Игра «Разноцветные листья».

Цель: образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, со­гласование прилагательных с существительными в роде и числе; относительные прилагательные.

Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Воспитатель. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Пока­жите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками», так же как и кружки, нарисованные около деревьев.

Воспитатель. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом в кружке и вспомнить, какой это листок.

1-й ребёнок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый лис­ток.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

1-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

Воспитатель. С какого же дерева упал последний листок?

Дети. С каштана.

Воспитатель. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья де­ревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это - зеленые еловые иголки.

1-й ребёнок. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

1-й ребёнок. Желтый лист каштана.

Игра «Чего не стало?»

Цель: употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.

Ход игры: воспитатель помещает на магнитную доску четыре картинки.

Воспитатель. По­смотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, салат, свекла, укроп.

Воспитатель. Запомните эти названия. Сейчас вы закроете гла­за, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.
Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель. Чего не стало?

Дети. Баклажана.

Воспитатель. Верно.

Воспитатель помещает на доску следующий комплект.

Воспитатель. Что на картинках изображено?

Дети. Картошка, перец, петрушка, горох.
Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель. Чего не стало?

Дети. Петрушки.

Воспитатель. Правильно.

Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.

Воспитатель. А что на этих картинках изображено?

Дети. Огурцы, репа, лук, чеснок.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель. Чего не стало?

Дети. Огурцов.

Игра «Собери одежду из деталей».

Цель: употребление имен сущест­вительных в форме родительного падежа

Ход игры: на коврографе перед детьми— изображение куртки с недоста­ющими деталями.

Воспитатель. Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Пройдите к коврографу и попробуйте собрать один из предметов одежды, который очень нужен нам осенью.

Дети проходят к коврографу и собирают из деталей куртку.

Воспитатель. Что у вас получилось?

Дети. Мы собрали куртку.

Воспитатель. Без чего была куртка вначале?

Дети. Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов, без манжет.

Воспитатель. Какая теперь куртка?

Дети. Куртка нарядная, красивая, яркая, непромокаемая.

Игра «Чего не бывает?»

Цель: употребление существительных множественно­го числа в форме родительного падежа.

Ход игры: воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями обуви.

Воспитатель. Посмотрите на картинки, запомните, что на них изображено. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает картинку с изображе­нием сапог.

Воспитатель. Чего не хватает?

Дети. Не хватает сапог.

Воспитатель. Верно.

Воспитатель предлагает детям еще 2—3 задания, дети образуют формы имен существительных: ботинок, тапок, кроссовок.

Игра «Кого не стало?»

Цель: употребление имен существительных в форме ро­дительного падежа.

Ход игры: на коврографе изображения домашних животных.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?» Еще раз внимательно посмотрите на изображения животных. Теперь за­кройте глаза.

Воспитатель убирает одно изображение.

Воспитатель. Кого не стало? Начните свой ответ со слов не стало.

1-й ребёнок. Не стало барана.

Воспитатель возвращает изображение барана на место и убирает изображение другого животного, когда дети вновь закроют глаза. Игра проводится несколько раз, с тем чтобы все дети по очереди ответили на вопрос воспитателя.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 1251.