Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

· этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

· этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11—12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3-х и 11 − 12-ти лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет − кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей. Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. По мнению Д.Б. Эльконина, психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений.

Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Ученый считал, что можно выделить 2 группы ведущих деятельностей. Первую группу Эльконин назвал «ребенок – общественный взрослый». Её образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относят следующие виды деятельности:

· непосредственно-эмоциональное общение младенца;

· ролевая игра дошкольника;

· интимно-личнсотное общение подростка.

Во вторую группу (её Эльконин назвал «ребенок – общественный предмет») входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами):

·предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;

·учебная деятельность младшего школьника;

·учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Д.Б.Эльконин считал, что в деятельностях группы «ребенок – общественный взрослый», главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельностях группы «ребенок – общественный предмет» – познавательная сфера.

На основе этого Д.Б. Элькониным следующие стадии психического развития:

1) младенческий возраст (до 1-ого года). Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение. Деятельность направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К новообразованиям возраста относятся потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова.

2) раннее детство (1 – 3 года). Ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, направленная на познание предметного мира. Способствует развитию познавательной сферы. К новообразованиям возраста относят прямохождение, речь, наглядно-действенное мышление.

3) дошкольный возраст (3 – 6 (7) лет). Ведущей деятельностью является ролевая игра. Направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К основным новообразованиям возраста относят потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценку и др.

4) младший школьный возраст (6 (7) – 10 (11) лет). Ведущим видом деятельности является учебная деятельность, направлена на познание начала наук. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.

5) подростковый возраст (11 – 14 лет). Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое направлено на познание системы общения в различных ситуациях. Преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера. К новообразованиям возраста относятся чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам.

6) ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная, направлена на познание профессии. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся мировоззрение, познавательные интересы.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б.Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.