Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. Таким образом, психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности. Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.
Л.С. Выготский определил 4 основные закономерности психического развития:
Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.
Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.
«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, замирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Помимо указанных закономерностей иногда выделяется и ряд других. Например, сензитивность развития, дивергентность и конвергентность хода развития. Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психики к внешним воспитательным и обучающим воздействиям. Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свёртывание, усиление избирательности.
Детский психолог Галина Анатольевна Урунтаева выделила следующие закономерности психического развития:
1. Неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени.
2.Стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, определяющие характерные возрастные особенности психического развития.
3. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельность. Так, память выделяется из восприятия и становиться самостоятельной функцией. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи на более высоком, качественно новым уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С дифференциацией и интеграцией связана кумулятивностью, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка. Характерный пример – последовательное становление и развитие мышления: наглядно-действенное →наглядно-образное →словесно-логическое, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предшествующего и включает его в себя.
4.Смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение.
5. Пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций.
Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности являются движущими силами психического развития. К ним относятся:
· противоречие между потребностями и возможностями;
· ведущая деятельность в каждом возрастном периоде;
· сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития;
· соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;
· психическое и психологическое здоровье ребенка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 283.