Вопрос 5. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Линию Л.С.Выготского продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: соц. Сит. развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; основной (ведущий) тип деятельности; осн. Новообр. развития; кризис.
Вопрос 6. Периодизация развития личности З.Фрейда.
Зигмунд Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:
Оральная (0 – 18 мес.)Анальная (2 – 3 года)Фаллическая (4 – 5 лет)Латентная (6 – 12 лет) Генитальная (12 – 18 лет)
Оральная стадия. В этот период (выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Удовлетворение либидо достигается за счет орального контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких пороков, как курение, чревоугодие, словесная агрессия (любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему). Личность человека характеризуется такой чертой, как зависимость от окружения и пассивность, что сформирует в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основные его черты:ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе;постоянно требует одобрения;чрезмерно зависим и доверчив;испытывает потребность в поддержке и принятии;жизненная пассивность.
Анальная стадия начинается в возрасте около 1,5 лет и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Первая – принуждающая, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия. Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей, и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.
Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально-выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.
Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1 стадия. Страх перед правом силы.
2 стадия. Страх быть обманутым и недополучить благ.
Вопрос 3. Возрастная периодизация психического развития.
Возрастная периодизация – выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.
Развитие отдельного человека в онтогенезе зависит от особенностей нервной системы и мозга, от условий развития и от достижения уровня на предыдущем этапе развития. Психическое развитие не всегда совпадает с возрастом, может совпадать, отставать или опережать.Психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития (ССР), новообразования возраста (НВ) и ведущая деятельность (ВД).
Социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних условий развития психики, определяющее отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.Ведущая деятельность – вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Новообр. возраста – психич.изменения, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на опред. возрастном этапе, что позволяет перейти к новой стадии развития.
В истории психологии неоднократно предпринимались попытки построить периодизацию психического развития. Их систематизация была предпринята Л.С.Выготским в работе «Проблема возраста».
Л.С.Выготский различал три группы периодизации. Первая группа – построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. К этой группе относятся периодизации С.Холла (создана по аналогии с представлениями о ступенях развития общества), Рене Заззо (в ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения) и др.
Ко 2 группе (самой многочисленной) Л.С.Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример периодизаций такого типа являет собой схема П.П.Блонского, построенная с учетом дентиции (появления и смены зубов) и периодизация Зигмунда Фрейда (критерий – развитие детской сексуальности). Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж.Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур.По аналогии со стадиями, выделенными Ж.Пиаже, в основе периодизации Л.Колберга лежит становление морали.
В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
К этой группе можно отнести периодизацию Э.Эриксона, важным достоинством которой является охват всей жизни личности, а не только ранних возрастов.
Проблема периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой – влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения.
Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство (1–3 года);дошкольное детство (3–6 лет); младший школьный возраст (6–10 лет); подростковый возраст (10—15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15–17 лет), второй период (17–21 год); зрелый возраст: первый период (21–35 лет), второй период (35–60 лет); пожилой возраст (60–75 лет); старческий возраст (75–90 лет); долгожители (90 лет и выше)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.