Вопрос 4. Периодизация психического развития Л.С. Выготского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Л.С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс и предложил собственную периодизацию.. Исследуя динамику перехода от одного возраста к другому, ученый пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются в развитии стабильные и критические стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка; длится несколько лет и составляет большую часть жизни человека. Изменения, которые происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обусловливают качественный скачок в развитии, что определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1кризис новорожденности; 2стабильный период младенчества; 3кризис первого года жизни; 4стабильное раннее детство (1 – 3 года); 5кризис трех лет; 6.стабильный дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7.кризис семи лет; 8.стабильный школьный возраст (8 – 12 лет); 9.кризис 13 лет; 10стабильный пубертатный возраст (14 – 18 лет); 11.кризис 17 лет.

Отличительными особенностями периодизации Л.С. Выготского считают:

1.исключение эмбрионального периода развития (т.к. развитие ребенка понимается как развитие социального существа);2.включение возраста полового созревания (пубертатного периода) в число стабильных а не критических, т.к. в этот период происходит большой подъем, высшие синтезы психических функций;3.исключение периода юности (после 17 – 18 лет), т.к. во взрослости действуют другие закономерности психического развития;4.!!! введение в периодизациию критических периодов.

Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

· кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;кризис трех лет — переход к дошкольному возрастур, кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту;кризис 17 лет.

Переход человека от одной стадии развития к другой осуществляется в результате прохождения возрастных кризисов, которые могут переживаться и субъективно ощущаться человеком более или менее остро. Кризисы длятся недолго, обычно до 2-х месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до 2-х лет. Для кризиса характерно бурное развитие человека.

 К особенностям протекания кризисов относят:1) неотчетливость границ, т.е. сложность в определении того момента, когда он начнется и сколько будет продолжаться;2) часто кризис сопровождается эмоциональной неустойчивостью человека, его переживающего. Для детей в период кризиса может стать характерной трудновоспитуемость, капризность;3) кризис сопровождается снижением работоспособности.

В связи с данными особенностями протекания кризиса, родителям и педагогам чрезвычайно важно знать его симптоматику, чтобы, учитывая происходящие изменения, эффективно строить свои взаимоотношения с ребенком. В этом случае процесс протекания кризиса можно значительно смягчить, что обеспечит снижение негативных побочных эффектов.Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. После прохождения кризиса человек переходит на новую стадию развития. В результате чего происходят психические и социальные изменения, то есть возникают психологические новообразования.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 336.