Под воздействием эксплуатационных нагрузок и окружающей среды в любом сооружении возникают и накапливаются неисправности. В условиях военного времени неисправности в элементах моста могут появляться не только из-за дефектов материала или нарушения технологии строительства. Причиной появления неисправности может быть воздействие противника. Неисправности могут быть разной значимости: незначительные, т. е. не требующие ограничений условий для нормальной эксплуатации, но могут быть и значительные, требующие, например, ограничения веса пропускаемых поездных нагрузок или скорости их движения, и в самом крайнем случае – прекращения движения поездов по железнодорожному участку из-за аварийного состояния моста.
Чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов, необходимо своевременно обнаруживать и устранять неисправности. Многих дефектов можно избежать путем ликвидации причин, их порождающих. Все это определяет круг вопросов, решаемых при организации содержания искусственных сооружений.
В мирное время ответственность за поддержание в исправном состоянии мостов и труб возложена на дистанцию пути. Постоянный надзор за искусственными сооружениями и устранение мелких дефектов выполняют путевые (на больших мостах – мостовые) обходчики, текущий осмотр и организацию ремонта осуществляют мостовые мастера. Плановый ремонт с большим объемом работ выполняют мостопоезда Министерства путей сообщения.
В военное время к содержанию восстановленных мостов будут привлекаться мостовые части Железнодорожных войск. Исходя из сегодняшней ситуации, можно отметить, что из-за малочисленности эксплуатационных подразделений МПС и практической ликвидации спецформирований бывшего. Министерства транспортного строительства основной объем работ по содержанию мостов в ходе восстановления железных дорог может быть реально выполнен только Железнодорожными войсками.
Все вопросы обеспечения сохранности восстановленных объектов необходимо решать более оперативно, чем в мирное время. Работы по устранению дефектов во многих случаях будут выполняться вслед за осмотром, обследованием и испытанием сооружения.
Но для начала надо сдать восстановленный мост в эксплуатацию. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Большие и внеклассные железнодорожные мосты сдаются в эксплуатацию по мере их готовности. Средние и малые мосты сдаются одновременно со сдачей в эксплуатацию перегонов (обходов), на которых они расположены.
Для приемки искусственных сооружений приказом Начальника железнодорожных войск фронта назначается приемочная комиссия.
Восстановительная организация (батальон, полк) представляет приемочной комиссии исполнительную техническую документацию по каждому сооружению.
Состав исполнительной тех. документации по большим мостам, оформление акта и ведомости сдачи приемки работ, особенности оформления тех документации на средние мосты и малые ИССО.
По большим мостам исполнительная документация представляется в следующем объеме:
утвержденный проект;
исполнительные чертежи на индивидуальные конструкции и перечень использованных чертежей типовых проектов, с документами, обосновывающими отступления от проекта;
паспорта конструкций заводского изготовления;
журналы погружения свай;
данные исполнительной инструментальной съемки плана и профиля пути на мосту и пролетных строений по главным фермам (или балкам);
техническая документация существовавшего до разрушения сооружения (при ее наличии);
паспорт-карточка сооружения (см. приложение № 24 ВМ-67);
ведомость сдачи-приемки работ (см. приложение № 25 ВМ-67).
По средним и малым искусственным сооружениям допускается составление сводных ведомостей с приведением основных проектных данных в табличной форме с указанием допущенных отступлений. К сводным ведомостям прилагаются паспорта-карточки сооружений.
Сдаваемые в эксплуатацию мосты и трубы должны быть детально обследованы комиссией. Большие и средние мосты должны быть также подвергнуты обкатке пробной нагрузкой, а при необходимости и испытаны.
Обследованием устанавливается общее состояние сооружения и соответствие его проекту, объем недоделок и очередность их устранения, готовность сооружения к пропуску временной нагрузки (обкатке).
Основное внимание при обследовании должно обращаться на:
качество и состояние использованных материалов и инвентарных конструкций;
на постановку всех скреплений в монтажных соединениях конструкций, на надежность соединений и креплений элементов;
на величину отклонений в положении отдельных конструктивных элементов сооружения, на обеспечение габарита и общей устойчивости сооружения;
на плотность врубок и качество металлических скреплений в деревянных конструкциях.
Обкатка сооружения пробной нагрузкой производится сначала отдельным локомотивом (для ликвидации неплотностей в соединениях), а затем – поездами из подвижного состава, предназначенного для обращения по данному участку. Иногда практикуют обкатку моста сначала вагонами (локомотив находится в хвосте поезда), и только после этого разрешают заезд на мост локомотиву.
Перед пропуском пробной нагрузки должна быть выполнена нивелировка пути на подходах и на самом мосту по головке рельса и по опорным брусьям, а также зафиксировано положение каждого пролетного строения и опоры по отношению к оси моста и продольной оси опоры.
При пропуске нагрузки по мосту ведется тщательное наблюдение за всеми его частями. После пропуска нагрузки производится повторная нивелировка пути и определение положения опор и пролетных строений в плане и профиле, а также детальный осмотр сооружения. При необходимости производятся выправка рельсового пути на мосту и подходах, поддтяжка болтов, подклинка опор и пролетных строений и т. п.
Нагрузка по мосту пропускается несколько раз с различными скоростями, начиная от так называемого «проползания» (3-5 км/ч) и заканчивая наибольшей по расчету (15, 30 или 50 км/ч). Ступени изменения скорости обычно назначают в пределах 5-10 км/ч. Если остаточные деформации при этом не затухают, то обкатка моста прекращается. После устранения дефектов в сооружении обкатка должна быть повторена.
На основании изучения исполнительной документации, результатов обследования и обкатки (испытания) комиссией по сдаче-приемке большого моста составляется Акт о передаче сооружения в эксплуатацию. В акте должны быть определены условия эксплуатации сооружения, допускаемая к обращению временная подвижная нагрузка, скорость движения поездов, объем необходимых доделок и других мероприятий с указанием сроков и исполнителей. Должны быть выделены работы, подлежащие выполнению до отмены ограничений по нагрузке и скорости движения, если комиссия их установила.
По средним и малым искусственным сооружениям аналогичные данные указываются в акте о передаче в эксплуатацию соответствующего перегона.
Для производства работ по содержанию мостов и труб выделяются специальные подразделения, командиры которых несут ответственность за безопасное движение поездов и сохранность сооружений.
Для правильного содержания должен производиться текущий осмотр всех восстановленных мостов и труб. Текущий осмотр больших и средних мостов производится главным инженером восстановительной организации, а малых мостов и труб – командирами подразделений, обеспечивающих их содержание. Сроки текущего осмотра устанавливают старшие начальники. Результаты текущего осмотра заносятся в Книгу осмотра сооружений, с указанием мер по устранению дефектов, сроков исполнения и исполнителей. Книга хранится в части, обеспечивающей содержание сооружения.
25. Проведение занятий с подразделением по специальной подготовке
Методы обучения военнослужащих - это упорядоченная система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучаемых (обучающихся), включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование высоких морально-психологических и боевых качеств.
Метод обучения характеризуется признаками, направленными на определение цели обучения, способа усвоения содержания, порядка взаимодействия субъектов обучения.
При подготовке войск наибольшее распространение получили следующие методы обучения военнослужащих:
- устное изложение учебного материала (лекция, рассказ, объяснение, инструктирование);
- обсуждение изучаемого материала (семинар, беседа, групповое занятие);
- показ (демонстрация);
- упражнение, тренировка;
- практическая работа;
- самостоятельная работа.
Методы обучения выступают в виде определенной дидактической системы, где системообразующий фактор - это соответствующие учебные цели. Компонентами (подсистемами) служат сами данные методы, а механизмом обратной связи - приемы контроля над усвоением знаний, сформированностью навыков, умений, профессионально важных качеств. Это предполагает действия обучающего и обучаемого.
Каждый из методов может включать различные приемы обучения. В разные методы входят одни и те же приемы. Примерами их могут служить запись лекции или беседы, помощь и страховка при выполнении упражнения и др. Однако метод - это не сумма отдельных приемов, а их взаимообусловленная система.
Применение разных методов определяется особенностями обучения, боевой и общественной подготовки военнослужащих, спецификой их учебно-боевой деятельности.
Выбор методов обучения, их соотношение в ходе занятий зависят от следующих условий:
- форм обучения, т. е. от организации учебного процесса;
- группировки обучаемых;
- состава групп обучаемых по уровню их подготовки;
- количества времени, отводимого на занятие;
- наличия и состояния учебного оборудования;
- места занятия;
- уровня методического мастерства офицера (руководителя занятия).
В методах обучения находят свою реализацию принципы обучения.
Рассмотрим общую характеристику выделенных методов обучения.
В устном изложении учебного материала слово - ведущий источник информации. При этом предоставляется больше информации, чем в письменном виде, поскольку она содержит невербальный, эмоциональный компонент (интонация, смысловые ударения, использование громкости и тембра голоса, варьирование паузами).
Говоря о возможностях устной речи, А. И. Герцен отмечал, что между слушателями и опытными лекторами постепенно образуется особая магнетическая связь, деятельная с обеих сторон. Это коллективное мышление и сопереживание.
Именно при устном изложении материала открываются возможности воспитывающего обучения, передачи необходимой для этого информации, систематизируемой и углубляемой затем в ходе бесед, самостоятельной работы.
Один из путей дальнейшего совершенствования данного метода - проблемное изложение сведений из учебной программы, что позволяет переходить от монолога к диалогу в ходе рассказа, на лекции. При этом необходимо умело создавать проблемные ситуации, заставляющие аудиторию искать свое решение вопроса и делать необходимые паузы, давая немного времени на размышления, поддерживать познавательную активность обучаемых постановкой проблемных вопросов, короткими репликами.
Метод устного изложения учебного материала включает: объяснение, инструктирование, рассказ, лекцию.
Объяснение - это передача информации с целью раскрыть смысл явления, процесса, порядок выполнения действия, ответить на вопросы «почему?», «как?». Объяснение - такое изложение офицером учебного материала, при котором больше внимания уделяется раскрытию сущности явлений и процессов воинской жизни, их причинно-следственных связей, логики развития военно-профессиональных ситуаций.
Инструктирование - метод обучения, предполагающий изложение кратких и четких указаний о выполнении воинами конкретных действий.
Рассказ - повествовательно-описательное изложение материала с целью сообщения фактов и выводов. Рассказ в обучении военнослужащих - это последовательное и эмоциональное изложение военнослужащим фактического материала в описательной или повествовательной форме.
В рассказе используются приемы:
- повествование (последовательное, логически связанное изложение);
- описание (словесная передача внешнего вида и устройства технических объектов, хода событий);
- рассуждение (использование обобщений, суждений, умозаключений).
Рассказ на занятии может длиться 10-40 минут.
Лекция - развернутое теоретическое сообщение, изложение ряда связанных между собой вопросов по определенной теме с их научным анализом, обобщением, доказательствами, заключением и выводами.
Лекция как метод обучения представляет собой углубленное изложение крупных теоретических и практических проблем. В данном методе обучения военнослужащего органически сочетаются такие приемы, как
описание, повествование, доказательство, объяснение фактов и примеров, обобщение и выводы.
Лекция - форма обучения личного состава, предназначенная для систематизированного представления военнослужащим конкретного дидактического блока учебного материала, необходимого для военно-профессионального становления. В ходе реализации данной формы дается глубокий и систематизированный анализ истории изучения и решения военно-профессиональных ситуаций, проблем и задач. Показывается место и роль данного учебного материала в подготовке военного специалиста в подразделении.
Как правило, на лекции раскрывается 2-3 вопроса в течение 2 часов.
Можно выделить следующие основные типы лекций:
- вводная посвящается характеристике структуры изучаемого предмета, раскрытию его задач и основных проблем; в ходе лекции проводится небольшой исторический экскурс, ставятся задачи на период обучения по овладению необходимым объемом знаний;
- лекция по теме включает основную информацию по материалам какой-либо определенной темы с соответствующими заключениями, выводами, рекомендациями;
- заключительная предусматривает сведение в единую систему информации по разделу какого-либо учебного предмета или по предмету в целом. При этом делаются заключения и выводы, даются рекомендации;
- проблемная посвящается какому-либо узловому вопросу, проблеме, характерной для учебной дисциплины;
- обзорная включает материалы по ряду основных наиболее сложных вопросов нескольких тем, по разделу, с рекомендациями об изучении остальных вопросов.
Успешность применения метода устного изложения материала зависит от соблюдения ряда условий и требований, связанных с принципами обучения:
- системность изложения, активизация внимания на узловых вопросах, связь с последующей информацией, наличие заключения, выводов;
- научность представляемых сведений, оперирование материалом, основанным на научных данных и фактах, новых исследованиях;
- убедительность, аргументированность сообщаемой информации, доказательства, а не декларирование, обсуждение фактов и выводов;
- наличие новых сведений, ранее не известных обучаемым;
- проблемность, воссоздание проблемных вопросов, требующих поиска ответа как с опорой на ранее усвоенные знания, так и на здравый смысл и общие принципы логики, закономерности познания;
- акцентирование внимания на воспитательной стороне обучения;
- эмоциональность, занимательность изложения, особенно при изучении узловых вопросов;
- простота и ясность речи, достижение взаимопонимания с аудиторией, отсутствие злоупотребления сложной терминологией;
- хорошая техника речи, темп умеренный (70-80 слов в минуту), интонирование при изложении узловых вопросов, паузы между словами, предложениями, особенно при акцентировании внимания на важной информации.
Успешность применения метода устного изложения материала в большой мере зависит от того, насколько глубоко знает его преподаватель, каковы его опыт, методическое мастерство, умение заинтересовать материалом, стимулировать познавательную деятельность. Важную роль играет знание аудитории, ее запросов и возможностей в познавательной деятельности, а также заинтересованность обучаемых в получении соответствующих знаний, их активность.
В войсковой (флотской) практике широко используется метод обсуждения изучаемого материала. Он реализуется в обучении, боевой и общественно-государственной подготовке военнослужащих в виде бесед, семинарских и групповых занятий.
Беседа - способ вооружения обучаемых знаниями благодаря обсуждению заранее поставленных вопросов, кратким ответам воинов на заранее известные вопросы.
Беседа - это диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо военнослужащим или близко к их жизненной практике. Таков один из основных видов обсуждения учебного материала и в то же время своего рода упрощенный вариант семинара: он применяется главным образом в обучении военнослужащих с низким и средним уровнем теоретической подготовки.
Цель беседы - углубление и систематизация ранее полученных знаний, закрепление новых понятий и представлений в ходе рассмотрения изученного. Кроме того, осуществляется также контроль и самоконтроль, у обучаемых развиваются навыки устного изложения, повышается уверенность в своих знаниях и способностях.
Семинар - форма организации обучения, предусматривающая самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности, представляющая собой научный (доказательный) анализ военно-профессиональных проблем, коллективный поиск путей их разрешения.
Эта форма используется в обучении военнослужащих, имеющих определенную подготовку, опыт работы по самостоятельному решению учебных проблем.
Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов) и составляют основу курса по их применению, эксплуатации и ремонту. Работа организуется в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки. Групповые занятия - средство углубления и закрепления знаний, полученных обучающимися на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом. Кроме того, они способствуют детальному изучению отдельных теоретических вопросов, военной техники и вооружения, а также совершенствованию практических навыков в решении задач, производстве инженерных расчетов и т. д.
Метод показа - один из самых древних и экономичных путей обучения. Суть его состоит в применении различных приемов и действий, с помощью которых у воинов создается наглядный образ (наиболее близкий к реальному) изучаемого предмета. В методе показа (демонстрации) особенно ярко реализуется дидактический принцип наглядности в обучении.
В войсковой практике применяются следующие виды показа:
- личная демонстрация офицером изучаемых приемов и действий;
- показ оружия, боевой техники, снаряжения, в том числе имеющегося у противника или перспективного;
- показ различных моделей боевой техники и оружия (макеты, рисунки, плакаты, фотографии);
- показ фильмов, демонстрация презентаций с использованием мультимедийной техники, теле-, радиопередач, звукозаписей и др.
Методом показа мы передаем информацию через зрительные ощущения и формируем наглядность представления о предметах и явлениях.
В зависимости от целей и содержания занятий показ может осуществляться обучающим либо специально проинструктированными воинами и подразделениями (например, на показных и инструкторско-методических занятиях, а также при демонстрациях учебных фильмов).
Успешность метода показа в большой мере зависит от сочетания его с объяснением. В специальном психологическом эксперименте установлено, что в таком случае обучаемые усваивают в 1,5-2,5 раза больше информации, чем без объяснений.
Показ с помощью специально подготовленных воинов и расчетов может осуществляться в двух видах: во-первых, это демонстрация образцовых действий как итог обучения, иллюстрация отличных результатов боевой подготовки; во-вторых, показ путей достижения необходимых результатов и методики обучения отдельным элементам - на инструкторско-методическом уровне.
Если же показывается методика обучения, организация занятия должна быть тщательно продумана и заранее отрепетирована с представляемыми подразделениями. Целесообразно по ходу занятия комментировать его. Очень важную роль имеет также проведение последующего разбора, сделанного с указанием ошибок и положительных сторон.
Презентации, показ учебных фильмов, других средств натуральной или изобразительной наглядности так же, как и личный показ, должны сочетаться с грамотным и ярким объяснением. Иначе может сложиться так, что обучаемые воспринимают изображения, а пояснения не воспринимают.
Сущность метода упражнения, тренировки заключается в многократном, сознательном повторении определенных приемов и действий с целью формирования навыков и умений, развития профессионально важных качеств. При необходимости может предусматривать
ся не простое повторение, а все большее усложнение выполняемых приемов и действий.
Этот метод обучения эффективен при закреплении и совершенствовании у воинов навыков и умений в усложняющихся учебно-боевых ситуациях.
В учебной практике используются следующие виды упражнений: строевые, физические, стрелковые, технические, тактические и комплексные. В процессе обучения они применяются как вводные, основные и тренировочные.
Вводные упражнения служат обеспечению точного выполнения воинами разучиваемых действий, которые совершаются в замедленном темпе.
Основные упражнения предназначены для формирования и развития у военнослужащих навыков и умений высокого профессионального уровня.
Тренировки как вид упражнения используются для сознательного, многократного повторения уже усвоенного действия (приема) с целью его закрепления.
Особую роль в успешности применения метода упражнения имеет сочетание его с объяснением, осмыслением, опора на такие дидактические принципы, как сознательность и активность, систематичность и последовательность, доступность обучения и др.
В обеспечении прочности усвоения знаний метод упражнения остается одним из самых главных, а при формировании навыков и умений играет определяющую роль. А ведь именно навыки и умения - цель обучения многим видам военно-профессиональной деятельности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 437.