· Не отчаивайтесь, если Вы вдруг снова начали курить. Такие срывы могут быть в течение первых 3 месяцев после отказа от сигарет. Помните: большинству людей необходимо несколько попыток, чтобы отказаться от курения навсегда. Не оставляйте желания расстаться с вредной привычкой. У Вас обязательно получиться!
Практические рекомендации для профилактической работы с курящими
· Необходимо всем пациентам задавать вопросы: «Курите ли Вы?», «Курят ли Ваши близкие или лица из Вашего окружения?». Во все медицинские документы необходимо включать информацию о наличии у пациентов этой вредной привычки.
· Постоянно подчеркивать положительное значение некурения в любых беседах с пациентом.
· Обсуждать с пациентами их убеждения в отношении курения, особенное внимание уделяя подросткам, беременным женщинам или желающим забеременеть, пациентам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания.
· Советовать каждому пациенту бросить курить, сообщая ему специфическую и личную информацию относительно вреда курения для здоровья. Искать для пациента мотивацию, чтобы бросить курить. Усиливать собственную мотивацию пациента, подготавливая его к изменениям. Если пациент не готов к изменениям, нельзя давить на него и принуждать.
· Помогать пациентам, готовым попытаться бросить курить. Составлять с ним индивидуальный план, снабдив его информацией или буклетами, предупредив о возможном срыве и ситуациях повышенного риска.
· Снова возвратиться к попыткам бросить курить, если у пациента не получилось это в первый раз.
· Если требуется, порекомендовать никотинзаместительную терапию.
· Порекомендовать пациенту помощь специалистов-наркологов, если она ему требуется.
Фармакотерапия – действенный способ борьбы с курением. Для лечения никотиновой зависимости применяются никотиносодержащая жевательная резинка, никотиносодержащий назальный спрей, пластырь и ингалятор, трансдермальные терапевтические системы (бупропиона гидрохлорид медленного высвобождения). Препараты можно комбинировать, применять более 6 месяцев.
Три типа консультаций считаются наиболее эффективными: практическое консультирование с составлением плана и конкретными рекомендациями; социальная поддержка как часть лечения; социальная поддержка по окончании лечения.
Социальная поддержка во время лечения обеспечивается всей командой первичной помощи. Кроме этого, необходимо привлечь к лечению членов семьи пациента. Члены семьи, сотрудники, друзья должны обеспечить социальную поддержку и после лечения.
Организация работы отделений (кабинетов) медицинской профилактики лечебно-
профилактических учреждений.
Согласно приказу № 445 от 23.09.2004г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» в России созданы центры медицинской профилактики (ЦМП) – республиканские, краевые, областные, окружные, городские, а также отделения и кабинеты медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.
Задачи ЦМП:
· Координация организации и проведения научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения.
· Организация и проведение мероприятий в области гигиенического образования и воспитания населения.
· Проведение и анализ мониторинга неинфекционных заболеваний и их факторов риска.
· Обеспечение организационно-методического руководства и координации деятельности ЛПУ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
· Информационное обеспечение ЛПУ и населения по основным вопросам профилактики.
· Организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики и укрепления здоровья.
· Организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с ЛПУ.
· Анализ , оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению.
Кабинеты и отделения медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений ведут работу на уровне учреждения с отдельными пациентами и контингентами населения.
Задачи отделения (кабинетов) медицинской профилактики.
· Организация, координация и оценка эффективности деятельности ЛПУ по оказанию профилактических услуг населению.
· Выявление среди населения факторов риска заболеваний и их коррекция.
· Гигиеническое воспитание населения. организация и проведение обучения медицинских работников методам оказания медицинских профилактических услуг населению.
· Проведение медико-социальных опросов медицинских работников и прикрепленного населения по вопросам профилактики заболеваний, удовлетворенности и потребности в профилактической помощи.
· Ведение учетной и отчетной документации
Виды деятельности, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний
· Индивидуальное профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание).
· Групповое профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание в «Школах пациентов» - для больных, «Школах здоровья» - для лиц с факторами риска).
· Профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболевания, факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий..
· Профилактические оздоровительные услуги (занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические процедуры, массаж и др.).
Структура отделения медицинской профилактики:
· Кабинет доврачебного приема.
· Смотровой кабинет ( для профилактического осмотра женщин)
· Кабинет доврачебного контроля (для выявления лиц с повышенным риском заболевания)
· Кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения , ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете.
· Кабинет санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни.
В состав отделения профилактики и медико-социальной работы входит кабинет докрачебного контроля, предназначенный для выполнения подпрограммы «Целевая диспансеризация населения по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний» у лиц в возрасте 35 – 55 лет. Для работы в кабинете назначается медицинская сестра (фельдшер), имеющая стаж работы по специальности «Сестринское дело» не менее 5 лет, владеющая работой на компьютере и экспресс-методами определения глюкозы и холестерина крови. Основными задачами кабинета являются:
· Заполнение анкеты пациента;
· Проведение антропометрии (рост, масса тела);
· Измерение артериального давления;
· Взятие крови из пальца для экспресс-анализа на содержание глюкозы и холестерина;
· Определение содержания глюкозы и холестерина на экспресс-анализаторе;
· Внесение данных в компьютер и выдача на руки пациенту результатов тестирования;
· Составление оперативных отчетных форм ежемесячно;
· Участие в мероприятиях по гигиеническому воспитанию и формированию у населения навыков здорового образа жизни.
Должностные обязанности медицинской сестры кабинета доврачебного контроля:
1. Прием жителей для проведения им обследований, предусмотренных подпрограммой «Целевая диспансеризация населения по выявлению сердечно-сосудистых заболеваний».
2. Подготовить перед приемом рабочее место, контролируя наличие необходимой медицинской документации, инвентаря, оборудования, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники.
3. Осуществлять сбор анамнестических данных для проведения выявления факторов риска , заполнять карту регистрации.
4. Измерять артериальное давление на правой руке? В положении пациента сидя (рука должна быть на уровне сердца).
5. Определять рост, массу тела.
6. Осуществлять взятие крови из пальца для экспресс-анализа на содержание глюкозы и холестерина.
7. Вносит собранные и полученные данные в компьютере выдавать на руки пациенту результаты тестирования, сделанные компьютерной программой, по коррекции здорового образа жизни.
8. Составлять утвержденные учетно-отчетные формы на обратившихся пациентов в возрасте 35 – 55 лет.
9. В установленном порядке повышать свою квалификацию.
10. Соблюдать санитарно-противоэпидемиологический режим.
11. Соблюдать в своей работе нормы медицинской этики и деонтологии.
12. Соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда.
Образовательные технологии в медицинской профилактике.
Обучение пациентов (гигиеническое образование и воспитание) направлено на формирование мотивации, знаний, умений и навыков к изменениям нездоровых привычек и формированию новых привычек, поведения.
Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Условно выделяют несколько стадий формирования мотивации, изменения поведения и установления новых привычек:
· Непонимание проблемы: пациент не знает, почему именно ему необходимо изменить привычки. На этой стадии необходимо сконцентрироваться на информировании пациента.
· Принятие решения: пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью. Пациент может колебаться, принимая решение, поэтому ему важна не только беседа, но и поддержка, одобрение, а также конкретная помощь.
· Начало действий: пациент решил начать более здоровый образ жизни, изменить привычки и т.д. Очень важный этап, профилактическое консультирование должно стать психологической поддержкой.
· Срыв действий: пациенту не удалось придерживаться нового образа жизни длительное время. Это необязательная стадия, однако очень важно постоянно иметь в виду возможность срыва и оградить пациента от него или помочь вернуться на начатый путь оздоровления. Это требует навыков общения и знания психологии, опыта и умения выбрать индивидуальный подход, найти подходящие аргументы.
Советы по оздоровлению образа жизни не должны содержать трудно выполнимые рекомендации, быть понятны, им должны сопутствовать положительные ассоциации. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и др.
Групповое профилактическое консультирование в «Школах здоровья» - для лиц с факторами риска предполагает обучение пациентов, разработку и ведение дневника пациента. При организации таких школ значительную часть работы с пациентом целесообразно возложить на сестринский персонал. Медицинская сестра должна проводить работу с пациентом с учетом его состояния, возраста, менталитета, интеллекта, возможностей и др. В «Школе здоровья» учитывается позиция пациента, выражается уважительное отношение к его потребностям, оказывается информационная и эмоциональная поддержка, рекомендуется участие всех членов семьи в программе школы, что обеспечивает непрерывность и преемственность в работе школы.
Эффективность технологий медицинской профилактики в «Школе здоровья» зависит от:
· Понимания потребностей пациента (что хотят знать и получить пациенты от обучения)
· Использования научных разработок (знания и умения применять принципы профилактического консультирования, методы обучения и др.)
· Определения конкретных целей, которых нужно достичь путем изменения поведения (снижения риска осложнений, повышения качества жизни)
· Создания системы, обеспечивающей поддержку изменений ( сотрудничество, поддержка)
· Создания множественных каналов передачи информации (консультирование, наглядные и раздаточные материалы и др)
В настоящее время среди профилактических медицинских услуг на основе образовательных программ наиболее разработанная - образовательная программа профилактики Артериальной гипертензии: «Школа здоровья» для пациентов, которая относится к информационно-мотивационным методикам обучения.
Диспансеризация
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.