Её интерпретация по этапам (периодам) истории естествознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
античный (натурфилософский) классического естествознания неклассического естествознания постнеклассического естествознания Материя Материалистическая (милетская школа) и идеалис-тическая (программа Пифа-гора–Платона) трактовки реальности. Дискретные (атомизм Левкиппа–Демок-рита–Эпикура–Лукреция) и непрерывные (Аристотель) философские (неколичест-венные) представления о материи. Корпускулярная (основа – механика Ньютона) концепция описания природы. Континуальная (основа – электродинамика Максвелла) концепция описания природы. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда–Бора, Иваненко). Разрешение противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы (гипотеза корпускулярно-вол-нового дуализма). Концепция физического вакуума. Многообразие элементарных частиц и их классификация. Кварковая модель вещества. Тео-рия струн (супер-струн). «Тёмная материя». Движение Философская (неколичест-венная) динамика Аристотеля. Кинетическая и потенциальная энергия – меры механического движения. Детерминистский подход к решению проблемы состояния. Новые формы движения материи – процессы нагревания и остывания тел, изменение агрегатного состояния вещества, химические реакции. Внутренняя энергия как параметр состояния любой сложной системы (феноменологический подход). Энергия электромагнитной волны. Новые формы движения материи – процессы радиоактивного распада, ядерные реакции, жизнедеятельность живых организмов, эволюция биосферы. Спектр электромагнитного излучения. Микроскопический подход к решению проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики. «Тёмная энергия» (отрицательная гравитация?). Взаимодействие Насильственное и одностороннее воздействие движу-щего на движимое в земном (подлунном) мире (Аристотель). Гравитационное взаимодействие, отвеча-ющее за динамическую устойчивость си-стем космоса. Электромагнитное взаимодействие, от-вечающее за устойчивость атомов, молекул и вещественных тел. Сильное и слабое взаимодействия, отвечающие за стабильность ядер атомов и за их превращения друг в друга соответственно. Электрослабое взаимодействие. Бозон Хиггса. Где гравитон?

3. Временные рамки и суть античного этапа истории естествознания. Принцип периоди-зации и наименования античных научных школ. Ионийская (милетская) школа. Кон-цепция атомизма.

4. Картина мира Аристотеля и её научная парадигма.

5. Александрийский и древнеримский этапы античного периода истории естествозна-ния, их общее отличие от предыдущих двух. Общественная значимость науки антич-ного этапа.

6. Временные рамки периода классического естествознания и положившие ему начало научные достижения.

7. Картина мира Ньютона и её научная парадигма.

8. Общественная значимость этапа классического естествознания и не решенные им на-учные проблемы.

9. Теоретические и практические научные достижения, положившие начало крушению метафизического естествознания. Временные рамки, тип мышления и научная пара-дигма этапа неклассического естествознания.

10. Квантово-полевая картина мира.

11. Общественная значимость этапа неклассического естествознания.

12. Формирование эволюционного естествознания в рамках неклассического этапа его ра-звития.

13. Временные рамки, научная парадигма и картина мира периода постнеклассического естествознания. Сопоставление естественнонаучных картин мира и принцип этого со-поставления.

14. Тенденции развития естествознания – обусловленность практикой, преемственность в развитии идей и теорий, чередование периодов эволюционного и революционного развития.

15. Тенденции развития естествознания – противоречивость этого развития и повторяемость научных идей (концепций).

16. Тенденции развития естествознания – дифференциация и интеграция его отраслей и возрастание роли естествознания в жизни общества.

 


К теме 1.4

 

1. Современное определение материи, её первая трактовка милетской школой и програ-ммой Пифагора – Платона, их сопоставление.

2. Материализм Левкиппа – Демокрита и Аристотеля, различия между ними.

3. Становление корпускулярной концепции описания природы.

4. Становление континуальной концепции трактовки материи. Суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы.

5. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда – Бора, Иваненко).

6. Причина и суть «ультрафиолетовой катастрофы».

7. Причина появления и суть квантовой гипотезы. Её использование для объяснения явления фотоэффекта.

8. Последовательность разрешения противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы. Соотношение вещественных и полевых свойств для элементарных частиц и для земных тел.

9. Классификация элементарных частиц. Кварковая модель вещества.

10. Концепция физического вакуума.

11. Теория струн (суперструн) и «темная материя».

 

К темам 1.5 – 1.6

 

1. Философский и естественнонаучный смысл понятия «движение». Представления о нем античного периода и этапа классического естествознания.

2. Суть проблемы состояния и её решение с позиций детерминизма.

3. Термодинамический метод решения проблемы состояния, его отличия и возможности по сравнению с детерминистским подходом.

4. Спектр электромагнитного излучения.

5. Статистический метод решения проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики.

6. Сущность понятий «взаимодействие» и «связь». Роль фундаментальных взаимодейст-вий в природе. Гравитационное взаимодействие.

7. Электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия.

8. Соотношение фундаментальных взаимодействий в разных областях существования материальных систем. Глюон – переносчик сильного взаимодействия.

9. Становление теории электрослабого взаимодействия и суть её противоречия Станда-ртной модели физики частиц.

10. Необходимость обоснования существования бозона Хиггса и экспериментальное подтверждение данной гипотезы.

11. Проблемы обнаружения гравитона.

 

Тесты

 

По теме 1.1

 

1. Культура – это …

o составляющая природы o объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания   o результат человеческой деятельности o абсолютная истина, неподвластная чело-веку

2. Выберите неверное утверждение:

o естествознание исследует стабильные во времени природные процессы материаль-ного характера o в естественных науках интерпретация природного явления сугубо индивидуа-льна, поскольку зависит от личности уче-ного o в гуманитарных исследованиях большое значение имеет личная позиция ученого, что часто приводит к многозначности их выводов o гуманитарные науки изучают изменяющиеся во времени социальные явления, преимущественно, идеального характера

3. Для гуманитарного знания характерна (характерно) …

o индивидуальная оценка явлений o выражение знания математическими фо-рмулами o изучение исключительно типичных, уни-версальных процессов o строгая объективность

4. Научное знание достоверно в том смысле, что …

o оно прошло многократную проверку и уже не подлежит пересмотру o оно пригодно для всех людей, живущих в разных уголках планеты o оно всегда положительно в чувственно-эмоциональном восприятии o его результаты проходят постоянную проверку практикой

5. Для гуманитарных наук характерен ____________________ метод исследования.

□ гипотетико-дедуктивный □ обобщающий □ ценностно-дедуктивный □ индивидуализирующий

6. Среди приведенных ниже действий укажите то, которое относится к области гуманитар-ного знания:

o открытие закономерностей социальной жизни o познание фундаментальных законов при-роды o описание природных явлений и процессов o раскрытие смысла текста  

7. Естествознание изучает …

o физические, химические и тому подобные явления o Вселенную o мир за исключением человека o все сущее

8. На современном этапе развития научного знания естествознание понимается, как …

□ сумма частных наук о природе □ целостная наука о природе, которая не сводится к сумме самостоятельных частных наук □ совокупность наук о живой природе □ система наук о природе, взятых в единстве и взаимодействии

9. Основой всех естественных наук является …

o биология o химия o математика o физика

10. Укажите верные утверждения:

□ в естественнонаучной культуре поступки интерпретируются □ в гуманитарной культуре поступки интерпретируются   □ в гуманитарной культуре факты выводятся (дедуцируются) □ в естественнонаучной культуре факты выводятся (дедуцируются)

11. К функциям фундаментальных наук не относится _________________ функция.

o мировоззренческая o управленческая   o описательная o систематизирующая

12. К наукам, выполняющим интегрирующие функции по отношению к отраслям естест-вознания, не относится …

o кибернетика o синергетика   o физика o математика

13. Укажите верные утверждения:

□ естественнонаучная культура предпола-гает пассивное отношение к природе □ естественнонаучная культура предпола-гает активное отношение к природе   □ гуманитарная культура предполагает ак-тивное отношение к природе □ гуманитарная культура предполагает пас-сивное отношение к природе

14. Гуманизация науки предполагает _____ этапа (этапов) своего осуществления.

o два o три   o четыре o пять  

По теме 1.2

   

1. В структуре научного знания выделяют уровни …

o опытный и динамический o эвристический и статистический o символический и рационалистический o эмпирический и теоретический

2. Установите связь между приёмом научного исследования и соответствующим ему уров-нем научного знания:

1) систематизация

2) гипотетико-дедуктивный метод

) эмпирический   ) теоретический

3. Идеализированный объект – это _________ исследования теоретического этапа.

o цель o приём   o предмет o составляющая

4. Способами исследования эмпирического этапа научного метода являются …

□ аналогия □ эксперимент   □ описание □ верификация

5. Установите соответствие между сущностью приёма эмпирического этапа научного ме-тода и его названием:

1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств

2) изучение искусственно созданной системы, находящейся с реальным объектом исследования в отношениях сходства (подобия)

3) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект

4) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

) наблюдение ) эксперимент   ) моделирование ) измерение

6. Систематизация (классификация) эмпирических фактов ________________ их первона-чальный объем.

o увеличивает o уменьшает   o как увеличивает, так и уменьшает o не изменяет

7. Укажите верные утверждения:

□ эмпирический закон выражен в вербаль-ной форме □ эмпирический закон выражен в матема-тической форме   □ эмпирическая зависимость выражена в математической форме □ эмпирическая зависимость выражена в словесной форме

8. Сворачивание информации – результат …

□ систематизации □ абстрагирования   □ верификации □ классификации

9. Результатом индукции являются эмпирические …

o факты и объекты o объекты и зависимости   o зависимости и законы o законы и факты

10. Какие результаты научного метода обладают свойством объяснять изучаемые процес-сы и явления?

□ законы □ данные эксперимента   □ гипотезы □ эмпирические зависимости

11. Идеализированным называется объект, который, …

□ изучается только теоретически, а не экс-периментально □ наделяется всеми признаками, имеющи-мися у объект реального   □ является наилучшим для научного иссле-дования □ представляет собой результат абстрагирования или аналогии

12. Гипотетико-дедуктивный метод – приём получения ____________________ знания.

□ эмпирического □ дедукционистского   □ индукционистского □ теоретического

13. Способами создания идеализированного объекта являются …

□ абстрагирование □ аналогия   □ гипотетико-дедуктивный метод □ формализация

14. Процедура верификации предполагает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно …

o логически непротиворечиво o эмпирически проверяемо   o математически доказуемо o теоретически неопровержимо  

15. Исходной информацией для получения законов природы являются …

o фальсифицированные гипотезы o эмпирические зависимости   o эмпирические факты o верифицированные гипотезы

16. Формулировка гипотезы – это начало …

o мысленного эксперимента o теоретического этапа научного метода   o доказательства закона o эмпирического обобщения данных наб-людения  

17. Расположите формы научного знания в том порядке, в каком они возникают при реа-лизации научного метода:

) фальсифицированная гипотеза

) данные измерения

) принцип

) результаты мысленного эксперимента

 

18. Укажите верные утверждения:

□ любая теория является верной навсегда □ теория обладает только определенной за-вершенностью   □ теория обладает лишь относительно без-условной истинностью □ любая теория является полностью завер-шенной  

19. К общенаучным приёмам (способам) исследования относятся …

□ синтез □ дедукция   □ индукция □ анализ

По теме 1.3

 

1. Суть неолитической революции заключается в …

o возникновении письменности o создании государства, как социального института   o переходе от присваивающей экономики к производящей o переходе от мифологического сознания к научному

2. Укажите верные утверждения:

□  естественнонаучная картина мира – составляющая научной парадигмы □ научная парадигма определяет тип мыш-ления соответствующего периода □ научная парадигма – структура естестве-ннонаучной картины мира □ естественнонаучная картина мира опре-деляет содержание научной парадигмы  

3. Представление об апейроне, как первоэлементе бытия, было высказано …

o Анаксименом o Анаксимандром   o Анаксагором o Архимедом

4. В какой античной научной школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)?

o афинской o древнеримской   o милетской (ионийской) o александрийской

5. Демокрит и Левкипп утверждали, что атомы различаются между собой …

□ весом и формой □ формой и размером   □ размером и положением □ положением и весом

6. Картина мира Аристотеля была создана в ________________ период античного этапа.

o милетский o афинский o александрийский o древнеримский  

7. Согласно представлениям Аристотеля о Вселенной, …

o планеты равномерно обращаются вокруг Солнца по круговым орбитам o Вселенная шарообразна, конечна, неод-нородна и неизменна   o Вселенная бесконечна, однородна и изот-ропна o планеты неравномерно движутся по кру-говым орбитам, центры которых обра-щаются вокруг неподвижной Земли  

8. Первую в истории науки классификацию живых организмов составил …

o Дарвин o Ламарк o Аристотель o Линней  

9. Закончите утверждение: «В период античности наука – это …

□ вид профессиональной деятельности □ составляющая духовной культуры   □ источник фундаментальных знаний □ сумма знаний прикладного характера

10. Эксперимент, как средство проверки практикой достоверности теоретического знания, в науку ввёл …

o Кеплер o Бруно   o Галилей o Коперник  

11. Укажите верные утверждения механики Ньютона:

□ движение земных и небесных тел подчи-няется разным законам □ время и пространство независимы друг от друга □ движение земных и небесных тел подчи-няется одним и тем же законам □ время и пространство связаны друг с другом    

12. Научными достижениями, которые легли в основу картины мира Ньютона, были …

□ создание классической механики □ разработка теории электромагнитного поля □ формулировка гипотезы квантов □ возникновение экспериментального есте-ствознания  

13. Первой, в математическом смысле этого слова, «научной» картиной мира была его __________________ картина.

o электромагнитная o механистическая   o натурфилософская o квантово-полевая

14. Дифференциальное и интегральное счисление Ньютона – Лейбница – инструмент ________________ описания поведения материальных систем.

□ словесного □ формализованного   □ математического □ вербального

15. Прикладные науки возникли на _______________ этапе развития естествознания.

o первом o втором   o третьем o четвертом

16. Противоположными по смыслу по отношению к метафизике понятиями являются …

□ эволюция □ детерминизм   □ диалектика □ однозначность

17. В электромагнитной картине мира материя присутствовала в форме …

o физического вакуума o вещества   o элементарных частиц o физического поля

18. Кризис физики и всего метафизического естествознания на рубеже 19 – 20 веков был связан с …

□ формулировкой принципа относительно-сти □ открытием естественной радиоактивнос-ти   □ открытием рентгеновского излучения □ формулировкой квантовой гипотезы

19. Укажите положения, относящиеся к квантово-полевой картине мира:

□ континуальность материи □ атомизм энергии (взаимодействия)   □ однозначность причинно-следственных связей □ идея всеобщей связи  

20. Кризис физики рубежа 19 – 20 веков разрешило …

o открытие электрона o создание квантово-релятивистской кон-цепции   o введение принципа антропоцентризма o превращение науки в непосредственную производительную силу

21. Единство всех видов материи – идея …

o квантовой гипотезы М. Планка o общей теории относительности А. Эйнш-тейна o гипотезы корпускулярно-волнового дуа-лизма Л. де Бройля o периодической системы элементов Д.И. Менделеева  

22. Связь материи с формами её существования – пространством и временем – была доказана на ___________________ этапе истории естествознания.

o античном o механистическом   o неклассическом o современном

23. Эпоха «экономики знаний» соответствует _______________ периоду истории естество-знания.

o натурфилософскому o механистическому   o диалектическому o эволюционному

24. Согласно принципу соответствия, с появлением релятивистской физики физика клас-сическая не утратила своего значения и достаточно точно описывает движение …

o тел с любыми скоростями v o тел со скоростями v, соизмеримыми со скоростью света c (v ≈ c) o элементарных частиц o тел со скоростями v, пренебрежимо малыми по отношению к скорости света c (v <<< c)  

25. Обнаружение и раскрытие противоречий объектов природы ________________ качество наших знаний о ней.

o снижает o не изменяет   o непредсказуемо изменяет o повышает

26. Противоречие одних естественнонаучных концепций другим …

o препятствует развитию естествознания o не влияет на развитие естествознания o способствует развитию естествознания o в естествознании в принципе невозможно  

27. Идея интеграции отраслей естественнонаучного знания начала утверждаться с (со) ___________ этапа его развития.

o первого o второго   o третьего o четвертого

28. Дифференциация отраслей естествознания вызвана …

□ появлением научных проблем междисци-плинарного характера □ выделением все более локальных облас-тей исследования объективной реально-сти   □ ставкой на науку, как на источник эконо-мического развития □ раздвижением границ познаваемого мира

По теме 1.4

 

1. Первые представления о материи относятся к _______________________ этапу истории естествознания.

o натурфилософскому o механистическому o диалектическому o эволюционному  

2. Чисто философские (гуманитарные) представления о материи были свойственны научной программе …

o Левкиппа – Демокрита o Аристотеля o милетской школы o Пифагора – Платона    

3. В античный период материя представлялась в виде …

□ всего того, что ощущается органами чувств человека □ комбинации первоэлементов («стихий») □ «вихрей человеческих эмоций» □ мира идей, первичного по отношению к миру вещей  

4. Атомистическая гипотеза Левкиппа – Демокрита получила развитие во взглядах …

□ Аристотеля □ Эпикура   □ Птолемея □ Лукреция

5. Волновая гипотеза впервые была сформулирована по отношению к _________________ природным явлениям.

o магнитным o тепловым   o оптическим o электрическим

6. Волновая концепция природы света была предложена …

o Ньютоном o Герцем   o Гюйгенсом o Галилеем

7. Сущность корпускулярной концепции трактовки материи заключается в (во) …

o динамичности её свойств, приводящей к скачкообразным их изменениям o несводимости закономерностей поведния сложных материальных систем к законо-мерностям поведения простых   o существовании отграниченных друг от друга материальных систем o включении менее сложных материалных систем в более высокоорганизованные

8. Теоретической основой континуальной концепции описания природы была …

o квантовая механика o классическая механика o динамика Аристотеля o электродинамика Максвелла  

9. В чем состояла суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепция-ми описания природы?

o в отрицании возможности одновременного существования двух форм материи – вещества и поля o в том, что одна из этих концепций подтверждалась эмпирическими фактами, а другая – нет   o в существовании двух форм одной и той же субстанции – материи – с диаметрально противоположными свойствами o в отсутствии теоретической основы у одной из этих концепций

10. Электродинамика Максвелла доказала единую природу ________________ явлений.

o электрических и магнитных o магнитных, тепловых и электрических   o электрических, оптических и тепловых o тепловых, магнитных, электрических и оптических  

11. Масса атома …

□ равномерно распределена по его объему □ сосредоточена, в основном, вокруг его яд-ра □ сосредоточена, в основном, в его ядре □ неравномерно распределена по его объему  

12. Какое утверждение является верным?

o число электронов в атоме = числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём = числу его нейтронов   o число электронов в атоме = числу протонов в нём = числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов

13. Для объяснения каких природных явлений была выдвинута квантовая гипотеза?

o нагревания тел o остывания тел o нагревания и остывания тел o изменения агрегатного состояния тел  

14. «Ультрафиолетовая катастрофа» – проблема ____________________ характера.

o фундаментального научного o прикладного научного   o коммерческого (экономического) o междисциплинарного научного

15. Опыт Дэвиссона – Джермера доказал наличие …

o вещественных свойств у излучения o волновых свойств у вещества   o электронов в атоме o протонов в ядре атома

16. Какие утверждения являются верными?

□ вокруг фотона имеет место конструктивная интерференция волн □ вокруг фотона имеет место деструктивная интерференция волн   □ внутри фотона имеет место деструктивная интерференция волн □ внутри фотона имеет место конструктив-ная интерференция волн

17. Согласно современным представлениям, свет …

o имеет двойственную природу o представляет собой поток частиц – фотонов – и обладает только корпускулярными свойствами   o является потоком частиц – электронов, фотонов, протонов – и обладает только корпускулярными свойствами o является электромагнитной волной и проявляет только континуальные свойства  

18. Из кварков состоят …

o лептоны o фотоны   o адроны o бозоны

19. Наименьшей частицей вещества является …

o электрон o квант   o кварк o атом

20. Виртуальные элементарные частицы образуют …

o ядра атомов o рентгеновское излучение   o молекулы вещества o физический вакуум

21. Экспериментально не обнаружены …

o протоны o кварки   o электроны o нейтроны  

22. Последний по времени результат развития представлений о материи – это …

o кварковая модель вещества o гипотеза корпускулярно-волнового дуализма o предположение о существовании «темной материи» o классификация элементарных частиц

23. Экспериментальное подтверждение существования «темной материи» – это …

o образование «черных дыр» o ускорение процесса расширения Вселенной   o обнаружение «реликтового излучения» o замедление процесса сжатия Вселенной  

По темам 1.5 – 1.6

 

1. Главным и неотъемлемым свойством материи движение считается с (со) _____________ этапа истории естествознания.

o первого o второго   o третьего o четвертого

2. В механистической картине мира движение рассматривалось, как …

o распространение волн и перемещение тел o перемещение тел   o распространение волн o любое изменение состояния материальных объектов

3. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:

) движение любых материальных тел описывается законами механики

) источник насильственного движения земных тел – внешняя причина, некая сторонняя сила

) кроме механической существуют и другие, более сложные формы движения

 

4. Какой формой движения материи является процесс излучения энергии Солнцем?

o физической o механической   o биологической o химической

5. Проблему состояния с позиций детерминизма решают …

□ динамика Аристотеля □ классическая механика   □ классическая термодинамика □ электродинамика Максвелла

6. Укажите верные суждения о сути внутренней энергии системы:

□ внутренняя энергия системы – это сумма кинетической и потенциальной энергии её элементов □ внутренняя энергия системы – это сумма энергий всех видов, которыми она обла-дает   □ внутреннюю энергию системы количест-венно определить нельзя □ внутренняя энергия системы может быть количественно определена эксперимен-тальным путем

7. Феноменологический подход позволяет определить …

o механическую энергию движущегося тела o энергию электромагнитной волны   o внутреннюю энергию материальной сис-темы o изменение внутренней энергии материа-льной системы  

8. Основой статистического метода (микроскопического подхода) к решению проблемы состояния являлась …

o классическая термодинамика o квантовая механика   o статистическая физика o теория относительности

9. Сколько существует подходов к решению проблемы состояния сложной системы?

o два o три   o четыре o пять

10. Укажите верные утверждения:

□ взаимодействие – результат связи □ связь – необходимый атрибут взаимодей-ствия □ взаимодействие – необходимый атрибут связи □ связь – результат взаимодействия  

11. Первое лабораторное наблюдение гравитационного притяжения между двумя телами осуществил …

o И. Ньютон o М. Фарадей   o Г. Кавендиш o Н. Коперник

12. Между космическими объектами преобладает _________________ взаимодействие.

o электромагнитное o слабое   o сильное o гравитационное

13. Дальнодействие – это передача энергии от объекта к объекту …

o со скоростью, равной скорости света o мгновенно   o с произвольной конечной скоростью o со скоростью, бóльшей скорости света

14. Концепция дальнодействия предполагает, что …

□ взаимодействие материальных тел не требует материального посредника □ взаимодействие между материальными телами может осуществляться мгновенно □ скорость передачи взаимодействия огра-ничена □ взаимодействие на расстоянии должно происходить через материальных посре-дников  

15. В земной реальности доминируют ______________ и ______________ взаимодействия.

o сильное и электромагнитное o электромагнитное и гравитационное   o гравитационное и слабое o слабое и сильное

16. Установите соответствие между материальной системой и доминирующим в ней типом взаимодействия:

1) Вселенная 2) ядро атома 3) атом   ) электромагнитное ) сильное ) гравитационное

17. Установите соответствие между типом взаимодействия и радиусом его действия:

1) сильное 2) гравитационное 3) слабое   ) радиус действия во много раз меньше размера ядра атома ) радиус действия равен бесконечности ) радиус действия соизмерим с размером ядра атома  

18. Взаимодействие, которое имеет универсальный характер, выступает всегда в виде сил притяжения и является самым слабым на ядерных расстояниях, называется …

o сильным o электромагнитным     o гравитационным o слабым

19. Какие кванты – переносчики фундаментального взаимодействия – еще не обнаружены, а только предсказаны?

o глюоны o фотоны   o гравитоны o бозоны

20. Установите соответствие между принципом передачи взаимодействия и его сущностью:

1) дальнодействие

2) квантово-полевой механизм

3) близкодействие

4) принцип динамики Аристотеля

) одностороннее воздействие движущего на движимое. Воздействие передается только при непосредственном контакте

) мгновенная передача взаимодействия через пустоту на любые расстояния

) тело испускает виртуальные частицы – переносчики соответствующего взаимодейст-вия, поглощаемые другим телом, с которым осуществляется взаимодействие

) взаимодействие передается только через материального посредника – физическое поле – с конечной скоростью

 

21. Установите соответствие между взаимодействием и его частицей-переносчиком:

1) сильное 2) электромагнитное 3) слабое ) фотон ) бозон ) глюон  

22. Бозон Хиггса – это …

o квант электрослабого взаимодествия o элементарная частица, участвующая в превращениях фотонов и бозонов o переносчик слабого взаимодействия o элементарная частица, входящая в сос-тав атомов

 

Литература

 

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт; 2015. – 347 с.

2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. РАН М.Ф. Жукова. – М.:Издательство «Academia», 2009. – 608 с.

3. Канке В.А., Лукашина Л.В. Концепции современного естествознания: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 368 с.

4. Концепции современного естествознания / под общей ред. проф. С.И. Самыгина: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. – 240 с.

5. Концепции современного естествознания: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 462 с.

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Издательст-во КноРус, 2018. – 704 с.

7. Перевощиков Ю.С., Макарова Л.Л. Концепции современного естествознания. – М: Издательство ВЦУЖ, 1998. – 300 с.

8. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студе-нтов вузов. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 286 с.

9. Савченко В.Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учеб-ное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 608 с.

10. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 464 с.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 322.