3. Временные рамки и суть античного этапа истории естествознания. Принцип периоди-зации и наименования античных научных школ. Ионийская (милетская) школа. Кон-цепция атомизма.
4. Картина мира Аристотеля и её научная парадигма.
5. Александрийский и древнеримский этапы античного периода истории естествозна-ния, их общее отличие от предыдущих двух. Общественная значимость науки антич-ного этапа.
6. Временные рамки периода классического естествознания и положившие ему начало научные достижения.
7. Картина мира Ньютона и её научная парадигма.
8. Общественная значимость этапа классического естествознания и не решенные им на-учные проблемы.
9. Теоретические и практические научные достижения, положившие начало крушению метафизического естествознания. Временные рамки, тип мышления и научная пара-дигма этапа неклассического естествознания.
10. Квантово-полевая картина мира.
11. Общественная значимость этапа неклассического естествознания.
12. Формирование эволюционного естествознания в рамках неклассического этапа его ра-звития.
13. Временные рамки, научная парадигма и картина мира периода постнеклассического естествознания. Сопоставление естественнонаучных картин мира и принцип этого со-поставления.
14. Тенденции развития естествознания – обусловленность практикой, преемственность в развитии идей и теорий, чередование периодов эволюционного и революционного развития.
15. Тенденции развития естествознания – противоречивость этого развития и повторяемость научных идей (концепций).
16. Тенденции развития естествознания – дифференциация и интеграция его отраслей и возрастание роли естествознания в жизни общества.
К теме 1.4
1. Современное определение материи, её первая трактовка милетской школой и програ-ммой Пифагора – Платона, их сопоставление.
2. Материализм Левкиппа – Демокрита и Аристотеля, различия между ними.
3. Становление корпускулярной концепции описания природы.
4. Становление континуальной концепции трактовки материи. Суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы.
5. Развитие представлений о строении атома (модели Томсона, Резерфорда – Бора, Иваненко).
6. Причина и суть «ультрафиолетовой катастрофы».
7. Причина появления и суть квантовой гипотезы. Её использование для объяснения явления фотоэффекта.
8. Последовательность разрешения противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы. Соотношение вещественных и полевых свойств для элементарных частиц и для земных тел.
9. Классификация элементарных частиц. Кварковая модель вещества.
10. Концепция физического вакуума.
11. Теория струн (суперструн) и «темная материя».
К темам 1.5 – 1.6
1. Философский и естественнонаучный смысл понятия «движение». Представления о нем античного периода и этапа классического естествознания.
2. Суть проблемы состояния и её решение с позиций детерминизма.
3. Термодинамический метод решения проблемы состояния, его отличия и возможности по сравнению с детерминистским подходом.
4. Спектр электромагнитного излучения.
5. Статистический метод решения проблемы состояния и его уточнение с позиций квантовой механики.
6. Сущность понятий «взаимодействие» и «связь». Роль фундаментальных взаимодейст-вий в природе. Гравитационное взаимодействие.
7. Электромагнитное, сильное и слабое взаимодействия.
8. Соотношение фундаментальных взаимодействий в разных областях существования материальных систем. Глюон – переносчик сильного взаимодействия.
9. Становление теории электрослабого взаимодействия и суть её противоречия Станда-ртной модели физики частиц.
10. Необходимость обоснования существования бозона Хиггса и экспериментальное подтверждение данной гипотезы.
11. Проблемы обнаружения гравитона.
Тесты
По теме 1.1
1. Культура – это … | |
o составляющая природы o объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания | o результат человеческой деятельности o абсолютная истина, неподвластная чело-веку |
2. Выберите неверное утверждение: | |
o естествознание исследует стабильные во времени природные процессы материаль-ного характера o в естественных науках интерпретация природного явления сугубо индивидуа-льна, поскольку зависит от личности уче-ного | o в гуманитарных исследованиях большое значение имеет личная позиция ученого, что часто приводит к многозначности их выводов o гуманитарные науки изучают изменяющиеся во времени социальные явления, преимущественно, идеального характера |
3. Для гуманитарного знания характерна (характерно) … | |
o индивидуальная оценка явлений o выражение знания математическими фо-рмулами | o изучение исключительно типичных, уни-версальных процессов o строгая объективность |
4. Научное знание достоверно в том смысле, что … | |
o оно прошло многократную проверку и уже не подлежит пересмотру o оно пригодно для всех людей, живущих в разных уголках планеты | o оно всегда положительно в чувственно-эмоциональном восприятии o его результаты проходят постоянную проверку практикой |
5. Для гуманитарных наук характерен ____________________ метод исследования. | |
□ гипотетико-дедуктивный □ обобщающий | □ ценностно-дедуктивный □ индивидуализирующий |
6. Среди приведенных ниже действий укажите то, которое относится к области гуманитар-ного знания: | |
o открытие закономерностей социальной жизни o познание фундаментальных законов при-роды | o описание природных явлений и процессов o раскрытие смысла текста |
7. Естествознание изучает … | |
o физические, химические и тому подобные явления o Вселенную | o мир за исключением человека o все сущее |
8. На современном этапе развития научного знания естествознание понимается, как … | |
□ сумма частных наук о природе □ целостная наука о природе, которая не сводится к сумме самостоятельных частных наук | □ совокупность наук о живой природе □ система наук о природе, взятых в единстве и взаимодействии |
9. Основой всех естественных наук является … | |
o биология o химия | o математика o физика |
10. Укажите верные утверждения: | |
□ в естественнонаучной культуре поступки интерпретируются □ в гуманитарной культуре поступки интерпретируются | □ в гуманитарной культуре факты выводятся (дедуцируются) □ в естественнонаучной культуре факты выводятся (дедуцируются) |
11. К функциям фундаментальных наук не относится _________________ функция. | |
o мировоззренческая o управленческая | o описательная o систематизирующая |
12. К наукам, выполняющим интегрирующие функции по отношению к отраслям естест-вознания, не относится … | |
o кибернетика o синергетика | o физика o математика |
13. Укажите верные утверждения: | |
□ естественнонаучная культура предпола-гает пассивное отношение к природе □ естественнонаучная культура предпола-гает активное отношение к природе | □ гуманитарная культура предполагает ак-тивное отношение к природе □ гуманитарная культура предполагает пас-сивное отношение к природе |
14. Гуманизация науки предполагает _____ этапа (этапов) своего осуществления. | |
o два o три | o четыре o пять |
По теме 1.2
1. В структуре научного знания выделяют уровни …
2. Установите связь между приёмом научного исследования и соответствующим ему уров-нем научного знания:
1) систематизация
2) гипотетико-дедуктивный метод
3. Идеализированный объект – это _________ исследования теоретического этапа.
4. Способами исследования эмпирического этапа научного метода являются …
5. Установите соответствие между сущностью приёма эмпирического этапа научного ме-тода и его названием:
1) определение количественных значений свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
2) изучение искусственно созданной системы, находящейся с реальным объектом исследования в отношениях сходства (подобия)
3) активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект
4) чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира
6. Систематизация (классификация) эмпирических фактов ________________ их первона-чальный объем.
7. Укажите верные утверждения:
8. Сворачивание информации – результат …
9. Результатом индукции являются эмпирические …
10. Какие результаты научного метода обладают свойством объяснять изучаемые процес-сы и явления?
11. Идеализированным называется объект, который, …
12. Гипотетико-дедуктивный метод – приём получения ____________________ знания.
13. Способами создания идеализированного объекта являются …
14. Процедура верификации предполагает, что какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно …
15. Исходной информацией для получения законов природы являются …
16. Формулировка гипотезы – это начало …
17. Расположите формы научного знания в том порядке, в каком они возникают при реа-лизации научного метода:
) фальсифицированная гипотеза
) данные измерения
) принцип
) результаты мысленного эксперимента
18. Укажите верные утверждения:
19. К общенаучным приёмам (способам) исследования относятся …
По теме 1.3
1. Суть неолитической революции заключается в …
2. Укажите верные утверждения:
3. Представление об апейроне, как первоэлементе бытия, было высказано …
4. В какой античной научной школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)?
5. Демокрит и Левкипп утверждали, что атомы различаются между собой …
6. Картина мира Аристотеля была создана в ________________ период античного этапа.
7. Согласно представлениям Аристотеля о Вселенной, …
8. Первую в истории науки классификацию живых организмов составил …
9. Закончите утверждение: «В период античности наука – это …
10. Эксперимент, как средство проверки практикой достоверности теоретического знания, в науку ввёл …
11. Укажите верные утверждения механики Ньютона:
12. Научными достижениями, которые легли в основу картины мира Ньютона, были …
13. Первой, в математическом смысле этого слова, «научной» картиной мира была его __________________ картина.
14. Дифференциальное и интегральное счисление Ньютона – Лейбница – инструмент ________________ описания поведения материальных систем.
15. Прикладные науки возникли на _______________ этапе развития естествознания.
16. Противоположными по смыслу по отношению к метафизике понятиями являются …
17. В электромагнитной картине мира материя присутствовала в форме …
18. Кризис физики и всего метафизического естествознания на рубеже 19 – 20 веков был связан с …
19. Укажите положения, относящиеся к квантово-полевой картине мира:
20. Кризис физики рубежа 19 – 20 веков разрешило …
21. Единство всех видов материи – идея …
22. Связь материи с формами её существования – пространством и временем – была доказана на ___________________ этапе истории естествознания.
23. Эпоха «экономики знаний» соответствует _______________ периоду истории естество-знания.
24. Согласно принципу соответствия, с появлением релятивистской физики физика клас-сическая не утратила своего значения и достаточно точно описывает движение …
25. Обнаружение и раскрытие противоречий объектов природы ________________ качество наших знаний о ней.
26. Противоречие одних естественнонаучных концепций другим …
27. Идея интеграции отраслей естественнонаучного знания начала утверждаться с (со) ___________ этапа его развития.
28. Дифференциация отраслей естествознания вызвана …
По теме 1.4
| |
1. Первые представления о материи относятся к _______________________ этапу истории естествознания. | |
o натурфилософскому o механистическому | o диалектическому o эволюционному |
2. Чисто философские (гуманитарные) представления о материи были свойственны научной программе … | |
o Левкиппа – Демокрита o Аристотеля | o милетской школы o Пифагора – Платона |
3. В античный период материя представлялась в виде … | |
□ всего того, что ощущается органами чувств человека □ комбинации первоэлементов («стихий») | □ «вихрей человеческих эмоций» □ мира идей, первичного по отношению к миру вещей |
4. Атомистическая гипотеза Левкиппа – Демокрита получила развитие во взглядах … | |
□ Аристотеля □ Эпикура | □ Птолемея □ Лукреция |
5. Волновая гипотеза впервые была сформулирована по отношению к _________________ природным явлениям. | |
o магнитным o тепловым | o оптическим o электрическим |
6. Волновая концепция природы света была предложена … | |
o Ньютоном o Герцем | o Гюйгенсом o Галилеем |
7. Сущность корпускулярной концепции трактовки материи заключается в (во) … | |
o динамичности её свойств, приводящей к скачкообразным их изменениям o несводимости закономерностей поведния сложных материальных систем к законо-мерностям поведения простых | o существовании отграниченных друг от друга материальных систем o включении менее сложных материалных систем в более высокоорганизованные |
8. Теоретической основой континуальной концепции описания природы была … | |
o квантовая механика o классическая механика | o динамика Аристотеля o электродинамика Максвелла |
9. В чем состояла суть противоречия между корпускулярной и континуальной концепция-ми описания природы? | |
o в отрицании возможности одновременного существования двух форм материи – вещества и поля o в том, что одна из этих концепций подтверждалась эмпирическими фактами, а другая – нет | o в существовании двух форм одной и той же субстанции – материи – с диаметрально противоположными свойствами o в отсутствии теоретической основы у одной из этих концепций |
10. Электродинамика Максвелла доказала единую природу ________________ явлений. | |
o электрических и магнитных o магнитных, тепловых и электрических | o электрических, оптических и тепловых o тепловых, магнитных, электрических и оптических |
11. Масса атома … | |
□ равномерно распределена по его объему □ сосредоточена, в основном, вокруг его яд-ра | □ сосредоточена, в основном, в его ядре □ неравномерно распределена по его объему |
12. Какое утверждение является верным? | |
o число электронов в атоме = числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём = числу его нейтронов | o число электронов в атоме = числу протонов в нём = числу его нейтронов o число электронов в атоме ≠ числу протонов в нём ≠ числу его нейтронов |
13. Для объяснения каких природных явлений была выдвинута квантовая гипотеза? | |
o нагревания тел o остывания тел | o нагревания и остывания тел o изменения агрегатного состояния тел |
14. «Ультрафиолетовая катастрофа» – проблема ____________________ характера. | |
o фундаментального научного o прикладного научного | o коммерческого (экономического) o междисциплинарного научного |
15. Опыт Дэвиссона – Джермера доказал наличие … | |
o вещественных свойств у излучения o волновых свойств у вещества | o электронов в атоме o протонов в ядре атома |
16. Какие утверждения являются верными? | |
□ вокруг фотона имеет место конструктивная интерференция волн □ вокруг фотона имеет место деструктивная интерференция волн | □ внутри фотона имеет место деструктивная интерференция волн □ внутри фотона имеет место конструктив-ная интерференция волн |
17. Согласно современным представлениям, свет … | |
o имеет двойственную природу o представляет собой поток частиц – фотонов – и обладает только корпускулярными свойствами | o является потоком частиц – электронов, фотонов, протонов – и обладает только корпускулярными свойствами o является электромагнитной волной и проявляет только континуальные свойства |
18. Из кварков состоят … | |
o лептоны o фотоны | o адроны o бозоны |
19. Наименьшей частицей вещества является … | |
o электрон o квант | o кварк o атом |
20. Виртуальные элементарные частицы образуют … | |
o ядра атомов o рентгеновское излучение | o молекулы вещества o физический вакуум |
21. Экспериментально не обнаружены … | |
o протоны o кварки | o электроны o нейтроны |
22. Последний по времени результат развития представлений о материи – это … | |
o кварковая модель вещества o гипотеза корпускулярно-волнового дуализма | o предположение о существовании «темной материи» o классификация элементарных частиц |
23. Экспериментальное подтверждение существования «темной материи» – это … | |
o образование «черных дыр» o ускорение процесса расширения Вселенной | o обнаружение «реликтового излучения» o замедление процесса сжатия Вселенной |
По темам 1.5 – 1.6
1. Главным и неотъемлемым свойством материи движение считается с (со) _____________ этапа истории естествознания.
2. В механистической картине мира движение рассматривалось, как …
3. Расположите представления о движении в порядке их возникновения:
) движение любых материальных тел описывается законами механики
) источник насильственного движения земных тел – внешняя причина, некая сторонняя сила
) кроме механической существуют и другие, более сложные формы движения
4. Какой формой движения материи является процесс излучения энергии Солнцем?
5. Проблему состояния с позиций детерминизма решают …
6. Укажите верные суждения о сути внутренней энергии системы:
7. Феноменологический подход позволяет определить …
8. Основой статистического метода (микроскопического подхода) к решению проблемы состояния являлась …
9. Сколько существует подходов к решению проблемы состояния сложной системы?
10. Укажите верные утверждения:
11. Первое лабораторное наблюдение гравитационного притяжения между двумя телами осуществил …
12. Между космическими объектами преобладает _________________ взаимодействие.
13. Дальнодействие – это передача энергии от объекта к объекту …
14. Концепция дальнодействия предполагает, что …
15. В земной реальности доминируют ______________ и ______________ взаимодействия.
16. Установите соответствие между материальной системой и доминирующим в ней типом взаимодействия:
17. Установите соответствие между типом взаимодействия и радиусом его действия:
18. Взаимодействие, которое имеет универсальный характер, выступает всегда в виде сил притяжения и является самым слабым на ядерных расстояниях, называется …
19. Какие кванты – переносчики фундаментального взаимодействия – еще не обнаружены, а только предсказаны?
20. Установите соответствие между принципом передачи взаимодействия и его сущностью:
1) дальнодействие
2) квантово-полевой механизм
3) близкодействие
4) принцип динамики Аристотеля
) одностороннее воздействие движущего на движимое. Воздействие передается только при непосредственном контакте
) мгновенная передача взаимодействия через пустоту на любые расстояния
) тело испускает виртуальные частицы – переносчики соответствующего взаимодейст-вия, поглощаемые другим телом, с которым осуществляется взаимодействие
) взаимодействие передается только через материального посредника – физическое поле – с конечной скоростью
21. Установите соответствие между взаимодействием и его частицей-переносчиком:
22. Бозон Хиггса – это …
Литература
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт; 2015. – 347 с.
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. РАН М.Ф. Жукова. – М.:Издательство «Academia», 2009. – 608 с.
3. Канке В.А., Лукашина Л.В. Концепции современного естествознания: Учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 368 с.
4. Концепции современного естествознания / под общей ред. проф. С.И. Самыгина: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. – 240 с.
5. Концепции современного естествознания: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 462 с.
6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Издательст-во КноРус, 2018. – 704 с.
7. Перевощиков Ю.С., Макарова Л.Л. Концепции современного естествознания. – М: Издательство ВЦУЖ, 1998. – 300 с.
8. Романов В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студе-нтов вузов. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 286 с.
9. Савченко В.Н. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учеб-ное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 608 с.
10. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 464 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 322.