Развитие представлений о движении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С подачи философов-материалистов милетской школы (см. тему 1.4) движение считается главным и неотъемлемым свойством материи – «в мире нет ничего, кроме движущейся материи» – мысль, приписываемая В.И. Ленину, очень кратко и точно дает философское понимание движения как спо-соба существования материи. В естественнонаучном плане этот способ, точ-нее, способы (поскольку их, как будет показано ниже, более одного) или фо-рмы движения материи представляют собой конкретные природные проце-ссы, имеющие результатом изменение состояния материальных объектов. Развитие представлений о формах движения материи, как это было и с представлениями о видах самой материи (см. тему 1.4), шло по тому же принципу «от простого (доступного) к сложному (трудно обнаруживаемому или наблю-даемому)». Так, в динамике Аристотеля – это равномерное круговое движение небесных тел и неравномерное прямолинейное движение тел земных (см. тему 1.3). Расчету эти виды механического движения, как и положено в на-турфилософской картине мира, не поддавались, а вот в рамках классического естествознания механика Галилея – Ньютона позволяла точно и однозначно определять любые параметры всех видов механического движения как не-бесных, так и земных вещественных объектов (там же). В течение этого же второго этапа истории естествознания получили развитие представления о других, более сложных, чем механическое движение, разновидностях физической (тепловые явления, изменение агрегатного состояния вещества) и химической форм движения материи.

В следующий, неклассического естествознания, период в соответствии с этой же тенденцией сформировались представления о движении полевого вида материи как электромагнитных волн, о новых разновидностях физической (радиоактивность, ядерные реакции) и биологической (жизнедеятельность живых организмов и эволюция биосферы) форм движения материи.

Составляющей проблемы движения материи является вопрос об изме-рении меры этого движения – энергии, как наиболее представительной ха-рактеристики состояния системы. Постановка и решение проблемы состо-яния, т.е. оценки энергии системы как потенциала её функционирования (движения), менялись вместе с изменением представлений о последнем. Так, первое точное математическое решение данной проблемы – это определе-ние энергии механического движения системы, как суммы её кинетической (движения) и потенциальной (положения) энергий. Подобное детерминист-ское решение было реализовано с позиций классической механики, но только для искусственных (машины и механизмы) или естественных (Солнечная си-стема) сложных образований с конечным числом элементов, поскольку ис-комый критерий точно и однозначно мог быть рассчитан только по извест-ным (поддающимся измерению) параметрам движения (координатам, массе, скорости и др.) каждого из них. Понятно, что для большинства реальных материальных систем с бесконечно большим числом элементов (например, молекул в теле или звезд в галактике) подобный детерминистский подход не применим. Однако он оказался плодотворным ещё раз – на следующем этапе истории естествознания при расчете энергии другого вида – энергии электро-магнитной волны. Она находится как суммируемая более сложным образом (формула Умова – Пойнтинга) энергия (напряженность) создающих эту вол-ну напряженностей электрического и магнитного полей.

Уже на этапе классического естествознания стало ясно, что определе-ние величины энергии какого-то одного вида, пусть даже сколь угодно точ-ное – это очень узкое решение проблемы состояния, поскольку в реальных материальных системах «циркулирует», как кровь по жилам организма (сис-темы), обеспечивая его (её) жизнедеятельность (движение, существование) энергия разных (см. выше) видов. Таковыми являются, например, тепловая энергия (процессы нагревания и остывания тел, а также процессы теплообмена), энергия фазовых переходов, т.е. изменения агрегатного состояния вещес-тва, энергия химических реакций и др. Поэтому уже в конце периода классического естествознания с позиций другой науки, представителя данного этапа – классической термодинамики (см. тему 1.3) – был предложен иной подход к решению проблемы состояния. По имени теории-прародительницы его на-зывают термодинамическим методом, но более точно отражающим суть да-нного нового варианта решения проблемы состояния является синоним «феноменологический подход», поскольку он предполагает оценку состояния сис-темы на основе учета только внешних проявлений изменения её энергетиче-ского состояния (тогда, во времена классической термодинамики – только изменения температуры системы в целом, или совершения данной системой механической работы), как природных явлений или феноменов. Отсюда – принципиально иная, противоположная детерминистскому подходу, суть термодинамического метода – он не учитывает сложность внутренней структуры системы, в данном случае (периода классического естествознания, см. выше), молекулярное строение тел. Согласно феноменологическому подходу, состояние сложной системы оценивается её внутренней энергиейпоказателем, априорно являющимся суммой энергий всех видов, которыми она обладает. Этих разных энергий так много, что точно вычислить внутреннюю энергию системы, как их сумму, принципиально нельзя, но можно фиксировать и численно определять её изменение в результате каких-либо внешних воздействий на эту систему. «Продвинутость» термодинамического метода по отношению к детерминизму образно можно пояснить пословицей «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Недосягаемый «журавль» – это детерминистский подход, абсолютно логичный (правильный) и столь же абсолютно неприменимый на практике (см. выше). «Синица» – пусть огрубле-нное, но все же практически возможное решение проблемы состояния. Подтверждение тому – теория и схема работы теплового двигателя как итог коммерциализации знаний, полученных с помощью именно феноменологического подхода (см. тему 1.3).

Кроме данного положительного экономического результата из идеи те-рмодинамического метода следовал очень важный научный вывод прогно-стического (см. тему 1.2) характера – несмотря на то, что мы уже знаем достаточно много видов энергии (механической, тепловой, химической и др., см. выше), могут существовать пока что неизвестные человечеству дру-гие, более сложные по своей сути и организации виды энергии как меры дви-жения материи. Данное научное предвидение блестяще подтвердилось в процессе развития представлений об этом движении на следующем, третьем этапе истории естествознания открытием энергии радиоактивного распада и ядерных реакций (см. тему 1.3). Сюда же можно отнести и энергию биологи-ческих процессов, хотя известно, что она, как источник жизнедеятельности живых организмов и эволюции биосферы, по сути, представляет собой совокупность энергий, обеспечивающих движение в неживой природе – химичес-кой, физической (электромагнитной и механической) и др.

Развитием представлений о движении в этот же период была конста-тация факта единой (электромагнитной) сущности всех известных на дан-ный момент времени видов энергии (кроме механической) в виде спектра электромагнитного излучения. По степени возрастания его энергии, прямо пропорциональной частоте этого излучения, измеряемой в герцах (Гц), дан-ный спектр выглядит следующим образом:

§ атмосферные явления (гром и молния), переменный электрический ток (101 – 104 Гц);

§ радиоволны, Интернет, телевидение, сотовая связь, микроволновые пе-чи (104 – 1012 Гц);

§ инфракрасное (тепловое) излучение (1012 – 3,7∙1014 Гц);

§ видимый свет (3,7∙1014 – 7,5∙1014 Гц);

§ ультрафиолетовое (солнечное) излучение (7,5∙1014 – 3∙1017 Гц);

§ рентгеновское излучение (3∙1017 – 3∙1020 Гц);

§ гамма-излучение (3∙1020 – 1023 Гц).

Свое развитие в рамках уже третьего этапа истории естествознания имела проблема состояния. Поскольку, как было сказано выше, термодина-мический метод при определении параметров состояния системы абстрагиру-ется от учета сложности её внутреннего строения, получаемые с его помо-щью результаты не могут быть точными и достоверными. Поэтому новой ес-тественнонаучной теорией – молекулярно-кинетической теорией или стати-стической физикой, созданной трудами М.В. Ломоносова, Дж. К. Максвелла, Л. Больцмана и других – был предложен другой вариант решения проблемы состояния, получивший название статистического метода или микроско-пического подхода. Согласно ему состояние системы (тела) определяется по усредненным (статистическим, обобщенным) значениям различных параме-тров состояния совокупности образующих её (его) частиц – молекул. Так, на-пример температура тела – это мера средней кинетической энергии молекул, из которых оно состоит (Ломоносов, см. тему 1.2). Данная энергия, в свою очередь, определяется гауссовским (вероятностным) распределением молекул по их скоростям, т.е. усредненной скоростью и т.д. В чем тут прогресс, по аналогии с тем, как это было при переходе от детерминизма к термодинами-ческому методу на предыдущем этапе истории естествознания (см. выше)? В том, что точность определения параметров состояния сложной системы возрастает за счет учета её микроструктуры, пусть даже вероятност-ного. Сопоставляя усредненные теоретические результаты с опытом, можно снизить погрешность этого вероятностного учета внутренней структуры газов, жидкостей и твердых тел, и тем самым повысить качество и достоверность оценки их конкретных свойств как параметров состояния.

На этом же, третьем этапе истории естествознания эволюция подхо-дов к решению данной проблемы с подачи квантовой механики, как более совершенной научной теории (см. тему 1.3), завершилась дополнением стати-стического метода положением о неустранимости неопределенности и о вероятностном характере любых параметров состояния сложной систе-мы. С точки зрения эффективности реализации уже не раз упоминавшегося принципа познания – от простого к сложному – этот шаг трудно переоценить. С одной стороны, наука признавала факт бесконечной сложности окру-жающего нас мира и, как следствие, невозможности его познания до кон-ца, т.е. подтверждала правоту двух главнейших положений философии – о неисчерпаемости материи (см. тему 1.2) и о недосягаемости для человека абсолютной истины (там же). С другой стороны, коль скоро двигаться по пути познания природы нам суждено вечно (см. выше), единственно правильным принципом этого познания может быть только как можно более полный учет неопределенности и случайности в определении параметров состояния сложных систем, потому что это более реальное и правильное понимание нашего мира, чем, например, сознательное игнорирование его истиной сложности с целью упростить это понимание и тем самым облегчить себе жизнь. Мир наш сложен, сложен бесконечно, и пытаться объяснять его просто – это значит трусить, бояться трудностей, прятать, как страус, голову в песок, подтверждая всем этим правоту величайшей народной мудрости – «простота ху-же воровства».

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.