АХД классифицируется по различным признакам.
По отраслевому признаку АХД делится:
– отраслевой, когда используемые методики анализа учитывают специфику отрасли;
– межотраслевой, являющийся основой АХД во всех отраслях.
По признаку времени можно выделить следующие виды АХД:
1. Предварительный (перспективный). Такой анализ проводится до осуществления хозяйственных операций и применяется при анализе составляемого плана деятельности предприятия.
2. Ретроспективный, проводимый после свершения хозяйственных операций. В свою очередь ретроспективный АХД может быть:
а). Оперативный (ситуационный). Проводится сразу после свершения хозяйственных операций за короткие промежутки времени. Его цель – своевременно выявить недостатки и принять корректирующее воздействие.
б). Итоговый, проводимый за определенный период времени (например: месяц, квартал, полугодие и т.д.). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно.
По пространственному признаку АХД может быть:
– внутрихозяйственный, когда изучается деятельность только предприятия и его структурных подразделений;
– межхозяйственный, когда в процессе анализа сравниваются результаты нескольких предприятий.
По объектам управления выделяют следующие виды АХД:
1. Технико-экономический анализ. Проведением такого вида анализа занимаются технические службы предприятия. Он направлен на изучение технических и экономических процессов, протекающих на предприятии, с целью изучения их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
2. Финансово-экономический анализ. Проведением такого анализа занимаются финансовые (экономические) службы и бухгалтерия предприятия. При его проведении особое внимание уделяется изучению финансовых результатов деятельности предприятия, выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала и т.п.
3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ анализ. Его проводят все службы предприятия с целью предоставления руководителям различного уровня информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений. Такой анализ является оперативным и, как правило, его результаты представляют коммерческую тайну предприятия.
4. Социально-экономический анализ. Таким анализом занимаются экономические службы, социологи. В ходе анализа изучается взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия.
5. Экономико-экологический анализ. Осуществляется подразделениями предприятия, отвечающими за охрану окружающей среды совместно с экономическими службами. В ходе анализа исследуется взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды.
6. Маркетинговый анализ. Осуществляют маркетинговые службы предприятия. Применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности и т.п.
По методике изучения объектов АХД подразделяется:
1. Сопоставительный (сравнительный). Такой вид анализа базируется на различных сравнениях. Например, при его проведении значения показателей за отчетный период сравниваются с их плановыми значениями, со значениями предыдущих периодов или передовых предприятий.
2. Диагностический (экспресс-анализ). Проводится при возникновении типовых признаков нарушений, каждый из которых имеет свои заранее установленные правила устранения. Например, если темп роста валовой продукции опережает темп роста товарной продукции, значит – происходит рост остатков незавершенного производства.
3. Факторный. Такой вид анализа направлен на выявление величины влияния факторов на уровень итоговых показателей.
4. Экономико-математический. Такой анализ применяется при выборе оптимального варианта решения какой-либо экономической задачи или при выявлении резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
5. Экономико-статистический. Используется для изучения взаимодействия исследуемых явлений, находящихся в вероятностной зависимости между собой.
6. Функционально-стоимостной. Проведение такого анализа базируется на изучении функций, выполняемых объектами. Основная цель такого анализа заключается в выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов, и т.д.
По пользователям результатов анализа АХД подразделяется:
1. Внутренний. Результаты анализа представляются только администрации предприятии.
2. Внешний. Результаты анализа представляются администрации предприятия и сторонним заинтересованным лицам (например, потенциальным инвесторам).
По охвату изучаемых объектов АХД может быть:
- сплошной – выводы делаются после изучения всех объектов.
- выборочный – заключение приводится по результатам обследования только части объектов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.