Форма промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Традиционная культура и историческое партнерство народов Кубани

 

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): «Филологическое образование»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: Очная

 

Армавир, 2018


Авторы: Хлудова Людмила Николаевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории; Цыбульникова Анастасия Александровна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 04.12.2015 № 1426 по направлению подготовки "Педагогическое образование.

 

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) «Филологическое образование».

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории

(протокол № 11 от «30» июня 2018 г.)

 

 

 

Зав. кафедрой к.и.н., доцент Басов И.И.

 


Содержание Рабочей программы дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 6
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 6
5. Содержание дисциплины 7
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 12
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 18
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 19
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 21

 

 


  1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины является раскрытие динамики и специфики межэтнического общения народов Кубани в прошлом и настоящем; способствовать преодолению этнической враждебности и изоляции; показать на региональном компоненте важность этнической толерантности как основы стабильности и благополучия страны.

Задачи:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- понимание многообразия культур народов Кубани в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Кубани в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;

- инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.

Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом. Дисциплина относится к вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП «Филологическое образование».

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих вузовских дисциплин «История Кубани», «История»

Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин, обеспечивающих дальнейшую подготовку в области культурологии, философии, социологии, политологии.

 


3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП по данному направлению:

 

Коды компетенции Содержание компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения базового уровня дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)




ПК-3

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

Знать: общие закономерности духовного и нравственного развития школьников, принципы воспитания; особенности влияния исторического образования на воспитание и формирование личности обучающегося Уметь: характеризовать и объяснить современные требования к отбору и структурированию содержания воспитания; планировать воспитательную, учебную и внеучебную деятельность с опорой на знания по традиционной культуре народов Кубани Владеть: современными методиками и технологиями воспитания; приемами реализации полученных знаний по проблемам исторического партнерства различных народов в воспитательной деятельности

ПК-13

способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп

Знать: связь культурных потребностей социальных групп с условиями жизни, уровнем образования, с особенностями социального и национального положения на примере традиционных культур народов Кубани Уметь: выявлять культурные потребности социальных групп; определить содержание культурных потребностей конкретной социальной группы Владеть: способами реализации культурных потребностей конкретной социальной группы посредством осуществления культурно-просветительских программ и проектов в рамках изучения традиционной культуры и исторического партнерства народов Кубани

 


4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости


Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Часов

Часов

СРС по учебному плану,

Часов

Текущий рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1 Толерантность в современной межэтнической коммуникации 12 6 2 4 - 6  
2 Основные вехи этнополитической истории Кубани 12 6 2 4 - 6  
3 Межнациональный мир и толерантность как результат совместничества народов Кубани 12 6 2 4 - 6  
4 Обмен достижениями материальной культуры как фактор межэтнического сближения 10 4 2 2 - 6 Реферат
5 Духовность народов Кубани – культурная основа толерантности 10 4 2 2   6  
6 Города Кубани и Причерноморья – главные центры межэтнической и поликультурной коммуникации 7 3 2 1   4  
7 Народы Кубани в семье народов России 7 3 2 1   4 Тестирование
  Контроль: - - - - -  

 

 


5.2. Виды занятий и их содержание:


Лекционное занятие № 1

Тема: Толерантность в современной межэтнической коммуникации

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Цели и задачи, актуальность изучения толерантности в ходе решении задач воспитания и духовно-нравственного развития людей.

2. Традиционная культура в жизни народов.

3. Межэтнические контакты как способ взаимодействия этносов и взаимного влияния.

Лекционное занятие № 2

Тема: Основные вехи этнополитической истории Кубани.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Этнические процессы в регионе в древности и раннем средневековье.

2. Вхождение народов региона в состав России в период с конца XVIII до середины XIX в.

3. Население региона в 1920-е - 1930-е гг.: консолидирующий потенциал формирования «советского человека».

4. Этнические процессы в Краснодарском крае от военных лет до распада СССР (1945 - 1980-е гг.)

5. Народы Кубани с 90-х гг. ХХ в.: межэтнический мир в регионе и способы его сохранения.

Лекционное занятие № 3

Тема: Межнациональный мир и толерантность как результат совместничества народов Кубани.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Установление мирных контактов черноморских и линейных казаков с ногайцами, адыгами, абазинами и карачаевцами.

2. Роль служивших на Кубани декабристов в установлении мирных связей с коренными обитателями региона, в выявлении и формировании культурных потребностей людей.

3. Влияние советской идеологии интернационализма и коллективизма на укрепление межнационального мира и этнической толерантности.

Лекционное занятие № 4

Тема: Обмен достижениями материальной культуры как фактор межэтнического сближения.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Время и обстоятельства появления каждого этноса в регионе.

2. Особенности строительства жилья и планировки поселений. Традиционный хозяйственный уклад.

3. Особенности национальной кухни. Половозрастные типы одежды.

 

Лекционное занятие № 5

Тема: Духовность народов Кубани – культурная основа толерантности

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Главные этические представления народов Кубани.

2. Проблемы аккультурации в процессе этнического взаимодействия народов региона.

3. Влияние толерантного отношения к другим народам в процессе самосознания и внутреннего развития этноса.

Лекционное занятие № 6

Тема: Города Кубани и Причерноморья – главные центры межэтнической и поликультурной коммуникации.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Основные факторы трансформации состава городского населения в пореформенный период.

2. Профессиональная специализация этнических общин и причины данного явления.

3. Появление и основные направления деятельности национальных общественных объединений.

Лекционное занятие № 7

Тема: Народы Кубани в семье народов России

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Современный состав населения края и его этнодемографическая динамика.

2. Возрождение кубанского казачества; цели, задачи и основные направления его деятельности.

3. Политика администрации Краснодарского края в сфере межнациональных отношений.

5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий

Практическое занятие № 1-2

Тема: Межнациональный мир и толерантность как результат совместничества народов Кубани.

1. Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

2. Динамика и основные формы взаимосвязей черноморских и линейных казаков с горским населением.

3. Просветительская деятельность декабристов среди народов Кубани и появление горской интеллигенции как важные условия решения задач задачи воспитания и духовно-нравственного развития.

4. Российско-горское боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России и в ходе российских военных кампаний.

5. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху.

 

 

Практическое занятие № 3-5

Тема: Обмен достижениями материальной культуры как фактор межэтнического сближения.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Содержание материальной культуры адыгов, абазин, карачаевцев, ногайцев.

2. Хозяйство и материальная культура кубанских казаков.

3. Характеристика материальной культуры народов, осваивавших Кубань в пореформенный период (болгар, греков, немцев, чехов и др.).

4. Анализ характера и направленности межкультурных заимствований на территории Кубанской области.

 

Практическое занятие № 6-7

Тема: Духовность народов Кубани – культурная основа толерантности

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

Обсуждение в группах

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…10 ошибок);

- ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);

- назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).

Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

Дискуссия

Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме (ситуации), друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.

В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.

 


6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 


Примеры оценочных материалов для проведения

текущей аттестации обучающихся по дисциплине

Примеры тестов для оценки сформированности компетенции ПК-3 (способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)

 

Задания на знание основных этапов и закономерностей развития Кубани, особенностей традиционной культуры народов Кубани

 

Укажите правильную хронологическую последовательность событий:

1) Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа

2)Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора (признание независимости Крымского ханства Турцией; вхождение в состав России Кабарды и земель между Доном и Еей)

3)Поселение на Кубани казаков-некрасовцев

 

Задания предполагают один правильный ответ.

1.Какой предмет вошел в обиход горских народов Кубани в результате контактов с казаками?

а) сундук;

б) детская люлька;

в) гармошка;

г) плуг.

2.Какой товар запрещалось продавать горцам на станичных ярмарках и меновых дворах?

а) мануфактуру;

б) сельскохозяйственные орудия;

в) металлическую посуду;

г) порох и оружие.

3.Кто из военачальников был декабристом и во время службы на Кавказе способствовал укреплению тесных связей кубанских горцев с Россией?

а) А.П. Ермолов;

б) Г.Х. Засс;

в) П.Х. Граббе;

г) А.И. Барятинский.

4.Когда в составе российской армии была образована Кавказская конная туземная дивизия, укомплектованная представителями коренных народов Кубани и всего Северного Кавказа?

а) во время Крымской войны 1853-1856 г.;

б) во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.;

в) во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг.;

г) во время Первой мировой войны 1914-1918 гг.

5.В каком населенном пункте сформировалась крупнейшая в масштабах Кубани и Причерноморья община немцев?

а) Екатеринодар;

б) Армавир;

в) Майкоп;

г) Новороссийск.

6.Чем преимущественно занимались проживавшие в кубанских городах греки?

а) скупкой и продажей зерна;

б) виноторговлей;

в) скупкой старых вещей;

г) пивоваренным производством.

7.В дореволюционный период в города Кубани немцы переселялись в основном из:

а) Австро-Венгрии;

б) Германии;

в) Поволжья;

г) Прибалтики.

 

Задания предполагают два правильных ответа.

1. Какие элементы казачьей форменной одежды не является заимствованными у адыгов?

а) эполеты;

б) башлык;

в) газыри;

г) погоны.

Что появилось в жилищах кубанских горцев в результате тесных контактов с казаками и русскими крестьянами?

а) глиняная обмазка стен;

б) стекла в окнах;

в) сундуки и лавки в комнатах;

г) кунацкая – помещение для приема гостей.

 

Задания на установление соответствия.

2. Установите соответствие между датой и событием из истории Кубани:

1)Закубанье и Черноморское побережье вошло в состав России по Адрианопольскому мирному договору

2)Кубанское казачье войско было образовано в:

3)Военные действия на Северо-Западном Кавказе между горцами и российскими войсками закончились в:

а)1860 г.

б)1829 г.

в)1864 г.

Дополните предложение.

3. Обычай у адыгов передавать детей в 5-6 летнем возрасте на воспитание в другую семью называется__ .

4. Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения._______________  .

Из предложенных вариантов ответа выберите правильный.

Примеры рефератов для оценки сформированности компетенции ПК-3 (способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)

1. Традиционная культура казачества и ее роль в сохранении исторического партнерства между народами Кубани, выявлении и формировании культурных потребностей различных социальных групп.

2. Характерные признаки традиционного социума у современных народов региона.

3. Традиционная культура казачества и адыгейцев: точки соприкосновения.

4. Потенциал развития современной культуры кубанских казаков: традиция и новация в деле воспитания патриотизма и гражданской позиции.

5. Актуальные проблемы сохранения этнической идентичности русского этноса (на примере кубанского казачества).

6. Традиционный комплекс представлений кубанских казаков.

7. Этнические стереотипы как фактор конфликтогенности в современных межнациональных отношениях.

8. «Свои» и «чужие» в объективе этнической психологии: на примере межэтнических контактов в Краснодарском крае.

9. Характеристика этнодемографической ситуации в Краснодарском крае.

10. Этномиграционные процессы в Краснодарском крае в системе этносоциальной региональной ситуации.

11. Ведущие тенденции в развития межэтнических контактов на современном этапе, задачи воспитания и духовно-нравственного развития, в решении задач воспитания и духовно-нравственного развития.

12. Основные вехи эпохи древности на Кубани в контексте межэтнического взаимодействия в регионе.

13. Фактор миграций в истории древности и средневековья: общее и особенное.

14. Влияние географического фактора на этнокультурный процесс в регионе.

15. Историко-сравнительный анализ греческой колонизации Кубани эпохи древности и итальянской колонизации периода средневековья.

16. Историческое значение «Великого переселения народов» для региональных процессов на Северо-Западном Кавказе.

17. Анализ исторической целесообразности двух цивилизационных альтернатив развития региона: российской и османской.

18. Этногенетические процессы в регионе, их основные этапы и их влияние на политическую, социальную и культурную сферы горского общества эпохи средневековья.

19. Русско-горские контакты и взаимовлияния в эпоху средневековья: этапы и направления.

20. Возникновение особой этнографической группы восточного славянства (казачества) на территории Кубани.

21. Военная колонизация Северо-Западного Кавказа (конец XVIII – первая половина XIX в.) Российской империей: основные этапы и историческое значение.

6.2. Контрольные вопросы для проведения самопроверки.

1. Охарактеризуйте феномен этничности.

2. Какова роль этничности в современном обществе?

3. Дайте анализ явления традиционной культуры.

4. Перечислите объединительные и разделительные этнические процессы. Назовите их отличительные черты.

5. Раскройте историческое и современное содержание термина толерантность.

6. В каких формах межэтнических контактов проявлялись толерантные отношения в регионе?

7. Покажите реализацию толерантных отношений в регионе в контексте концепции российскости.

8. Раскройте содержание понятия «советский интернационализм». Дайте этнополитический и этносоциальный анализ данному явлению.

9. Обозначьте основные дестабилизирующие факторы в сфере межнациональных отношений в нашем регионе.

 

 

Текущая аттестация

 

Шкала оценки теста на примере освоения компетенции ПК-3 (Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)

 

Тесты по всем разделам дисциплины состоят из 10 вопросов.

Тесты оцениваются в соответствии со следующим критериям:

 

5 «отлично» 90-100% правильных ответов Знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты регионального исторического процесса в формировании гражданской позиции, явлений и событий, правильно определять хронологическую последовательность этапов исторического развития Кубани Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, представлениями о событиях истории Кубани, навыками анализа исторических источников
4 «хорошо» 76-89% правильных ответов Знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты регионального исторического процесса в формировании гражданской позиции Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, представлениями о событиях истории Кубани
3 «удовлетворительно» 60-75% правильных ответов Знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты региональной истории Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки
2 «неудовлетворительно» меньше 59% правильных ответов Не знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Не умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты региональной истории Не владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки

 

Шкала оценки рефератов на примере освоения компетенции ПК-3 (Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)

Оценка Характеристика сформированности компетенций
5 «отлично» Знает: научную терминологию; исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий развития народов Кубани Владеет: способностью выделять все основные структурные единицы программы исследования
4 «хорошо» Знает: научную терминологию; исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче Владеет: способностью выделять все основные структурные единицы программы исследования
3 «удовлетворительно» Знает: исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче Владеет: способностью выделять основные структурные единицы программы исследования
2 «неудовлетворительно» Не знает: исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Не умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче Не владеет : способностью выделять основные структурные единицы программы исследования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения учебной дисциплины следует:

1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины. Рабочая программа дисциплины содержит перечень разделов и тем, которые необходимо изучить, планы лекционных и семинарских занятий, вопросы к текущей и промежуточной аттестации, перечень основной, дополнительной литературы и ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», определиться с темой курсовой работы (при наличии).

2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся.

3. Посещать теоретические (лекционные) и практические (семинарские, лабораторные) занятия.

4. При подготовке к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, а также при выполнении самостоятельной работы следует использовать методические указания для обучающихся.

Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную, практическую и методическую функции.

Вводная лекция – лекционное занятие, предназначенное для создания общего впечатления о дисциплине. На занятии до сведения, обучающегося доводятся основные вопросы дисциплины, показывается ее роль и место в соответствующей области знаний, определяется значение дисциплины для формирования общих и профессиональных компетенций.

Тьюринг – лекционное занятие консультативного характера, на котором раскрываются основные вопросы, подготовки к самостоятельной работе, а также к промежуточной и итоговой аттестации.

Коллективный тренинг – коллективное занятие по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения. Различают несколько видов коллективных тренингов: дискуссия, круглый стол, ролевая и деловая игра.

Штудирование – учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.

Мониторинг работы с текстами – проверка результатов выполнения обучающимися «Заданий для самостоятельной работы». В процессе проверки выявляется умение обучающегося структурировать и анализировать содержание учебной и иной литературы, составлять тезисы, конспекты, логические схемы, а также фиксируются результаты заучивания основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.

Тестирование - одним из наиболее эффективных методов оценки знаний, обучающихся, используется для оценки уровня подготовленности обучаемых по иностранному языку. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Тестирование способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, обдумывает варианты решения и построения ответа. Слово «тест» (test) английского происхождения и означает «испытание», «проверка»

Виды тестовых заданий:

* Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;

* Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;

* Завершение (completion) -предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;

* Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;

* внутриязыковое перефразирование – состоит в передаче своими словами содержания текста;

* межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.

* Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте и проверяет общий уровень владения языком.

Творческая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у студентов, прежде всего, исследовательских навыков и умений – таких, как: корректность постановки цели, проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение правил грамматики и орфографии; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.

Портфолио – является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности, создается в течение всего периода обучения данной дисциплине, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений в овладении иностранными языками.

Структура языкового портфолио:                 

1. Персональные данные (CV, Resume).

2. Образовательный опыт слушателя до поступления в магистратуру (свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие уровень владения английским языком, участие в международных проектах, конференциях, олимпиадах и т.д.)

3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы, выполненные самостоятельно задания по освоенным разделам дисциплины, демонстрирующие использование им печатных и интернет-изданий на иностранном языке (список прочитанной литературы, аннотации на опубликованные статьи, сообщения о научной специальности, перевод текста по теме диссертационного исследования, резюме на иностранном языке, рефераты, тезисы, глоссарий научной терминология по избранной направленности и т.д.)

Языковой портфолио выполняются индивидуально каждым обучающимся.

Самостоятельная работа обучающихся является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее.

Штудирование учебного материала – подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач программы. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.

Изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) – работа с тематическим обзором, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых заданий дисциплины. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.

Составление тематического глоссария профессиональной лексике. Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.

Правила составления глоссария:

1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).

2. Обязательно указывается ссылка на источник.

3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.

4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.

5. Используется не менее 2-х словарей.

Работа с текстами – работа с методическими пособиями в начале изучения дисциплины, при освоении материала программы и при подготовке к формам текущего рубежного и промежуточного контроля. Занятие носит самостоятельный характер.

Работа с электронным образовательным контентом – повторное закрепление материала программы с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга, просмотр видео-материалов, прослушивание аудио-материалов

Аннотирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.

Процесс аннотаций научных статей по специальности из иноязычных научных журналов (Интернета). Представление и анализ аннотаций включает три этапа.

1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).

2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.

3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста аннотации в соответствии с принятой моделью

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Традиционная культура и историческое партнерство народов Кубани

 

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): «Филологическое образование»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: Очная

 

Армавир, 2018


Авторы: Хлудова Людмила Николаевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории; Цыбульникова Анастасия Александровна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 04.12.2015 № 1426 по направлению подготовки "Педагогическое образование.

 

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) «Филологическое образование».

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории

(протокол № 11 от «30» июня 2018 г.)

 

 

 

Зав. кафедрой к.и.н., доцент Басов И.И.

 


Содержание Рабочей программы дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 6
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 6
5. Содержание дисциплины 7
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 12
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 18
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 19
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 21

 

 


  1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины является раскрытие динамики и специфики межэтнического общения народов Кубани в прошлом и настоящем; способствовать преодолению этнической враждебности и изоляции; показать на региональном компоненте важность этнической толерантности как основы стабильности и благополучия страны.

Задачи:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- понимание многообразия культур народов Кубани в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Кубани в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;

- инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.

Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом. Дисциплина относится к вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП «Филологическое образование».

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих вузовских дисциплин «История Кубани», «История»

Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин, обеспечивающих дальнейшую подготовку в области культурологии, философии, социологии, политологии.

 


3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП по данному направлению:

 

Коды компетенции Содержание компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения базового уровня дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)




ПК-3

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

Знать: общие закономерности духовного и нравственного развития школьников, принципы воспитания; особенности влияния исторического образования на воспитание и формирование личности обучающегося Уметь: характеризовать и объяснить современные требования к отбору и структурированию содержания воспитания; планировать воспитательную, учебную и внеучебную деятельность с опорой на знания по традиционной культуре народов Кубани Владеть: современными методиками и технологиями воспитания; приемами реализации полученных знаний по проблемам исторического партнерства различных народов в воспитательной деятельности

ПК-13

способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп

Знать: связь культурных потребностей социальных групп с условиями жизни, уровнем образования, с особенностями социального и национального положения на примере традиционных культур народов Кубани Уметь: выявлять культурные потребности социальных групп; определить содержание культурных потребностей конкретной социальной группы Владеть: способами реализации культурных потребностей конкретной социальной группы посредством осуществления культурно-просветительских программ и проектов в рамках изучения традиционной культуры и исторического партнерства народов Кубани

 


4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости


Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

Форма промежуточной аттестации

ЗЕ

часов

Лекции, часов Практические занятия, часов Лабораторные занятия, часов Иные виды, часов В период теоретического обучения, часов В период сессии (контроль), часов

Очная форма обучения

5 2 72

14

18 - 2 38   зачет
                     

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план содержания учебной дисциплины по очной форме обучения


П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Дата: 2019-02-02, просмотров: 336.