РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Традиционная культура и историческое партнерство народов Кубани
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль): | «Филологическое образование» |
Квалификация (степень) выпускника: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Армавир, 2018
Авторы: Хлудова Людмила Николаевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории; Цыбульникова Анастасия Александровна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 04.12.2015 № 1426 по направлению подготовки "Педагогическое образование.
При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) «Филологическое образование».
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории
(протокол № 11 от «30» июня 2018 г.)
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Басов И.И.
Содержание Рабочей программы дисциплины
№ п/п | Наименование раздела РПД | Страница |
1. | Цели и задачи освоения учебной дисциплины | 4 |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине | 6 |
4. | Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости | 6 |
5. | Содержание дисциплины | 7 |
6. | Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 12 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 18 |
8. | Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины | 19 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 21 |
Целью освоения дисциплины является раскрытие динамики и специфики межэтнического общения народов Кубани в прошлом и настоящем; способствовать преодолению этнической враждебности и изоляции; показать на региональном компоненте важность этнической толерантности как основы стабильности и благополучия страны.
Задачи:
- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;
- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
- понимание многообразия культур народов Кубани в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Кубани в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;
- инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.
Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом. Дисциплина относится к вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП «Филологическое образование».
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих вузовских дисциплин «История Кубани», «История»
Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин, обеспечивающих дальнейшую подготовку в области культурологии, философии, социологии, политологии.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП по данному направлению:
Коды компетенции | Содержание компетенции | Структурные элементы компетенции (в результате освоения базового уровня дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть) |
ПК-3
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
ПК-13
способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Семестр |
Трудоемкость | Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) |
СРС |
П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов |
Часов |
Часов | СРС по учебному плану, Часов |
Текущий рубежный контроль | ||||||||
лекции | практические | лабораторные | ||||||||||||||||
1 | Толерантность в современной межэтнической коммуникации | 12 | 6 | 2 | 4 | - | 6 | |||||||||||
2 | Основные вехи этнополитической истории Кубани | 12 | 6 | 2 | 4 | - | 6 | |||||||||||
3 | Межнациональный мир и толерантность как результат совместничества народов Кубани | 12 | 6 | 2 | 4 | - | 6 | |||||||||||
4 | Обмен достижениями материальной культуры как фактор межэтнического сближения | 10 | 4 | 2 | 2 | - | 6 | Реферат | ||||||||||
5 | Духовность народов Кубани – культурная основа толерантности | 10 | 4 | 2 | 2 | 6 | ||||||||||||
6 | Города Кубани и Причерноморья – главные центры межэтнической и поликультурной коммуникации | 7 | 3 | 2 | 1 | 4 | ||||||||||||
7 | Народы Кубани в семье народов России | 7 | 3 | 2 | 1 | 4 | Тестирование | |||||||||||
Контроль: | - | - | - | - | - |
5.2. Виды занятий и их содержание:
Лекционное занятие № 1
Тема: Толерантность в современной межэтнической коммуникации
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Цели и задачи, актуальность изучения толерантности в ходе решении задач воспитания и духовно-нравственного развития людей.
2. Традиционная культура в жизни народов.
3. Межэтнические контакты как способ взаимодействия этносов и взаимного влияния.
Лекционное занятие № 2
Тема: Основные вехи этнополитической истории Кубани.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Этнические процессы в регионе в древности и раннем средневековье.
2. Вхождение народов региона в состав России в период с конца XVIII до середины XIX в.
3. Население региона в 1920-е - 1930-е гг.: консолидирующий потенциал формирования «советского человека».
4. Этнические процессы в Краснодарском крае от военных лет до распада СССР (1945 - 1980-е гг.)
5. Народы Кубани с 90-х гг. ХХ в.: межэтнический мир в регионе и способы его сохранения.
Лекционное занятие № 3
Тема: Межнациональный мир и толерантность как результат совместничества народов Кубани.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Установление мирных контактов черноморских и линейных казаков с ногайцами, адыгами, абазинами и карачаевцами.
2. Роль служивших на Кубани декабристов в установлении мирных связей с коренными обитателями региона, в выявлении и формировании культурных потребностей людей.
3. Влияние советской идеологии интернационализма и коллективизма на укрепление межнационального мира и этнической толерантности.
Лекционное занятие № 4
Тема: Обмен достижениями материальной культуры как фактор межэтнического сближения.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Время и обстоятельства появления каждого этноса в регионе.
2. Особенности строительства жилья и планировки поселений. Традиционный хозяйственный уклад.
3. Особенности национальной кухни. Половозрастные типы одежды.
Лекционное занятие № 5
Тема: Духовность народов Кубани – культурная основа толерантности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Главные этические представления народов Кубани.
2. Проблемы аккультурации в процессе этнического взаимодействия народов региона.
3. Влияние толерантного отношения к другим народам в процессе самосознания и внутреннего развития этноса.
Лекционное занятие № 6
Тема: Города Кубани и Причерноморья – главные центры межэтнической и поликультурной коммуникации.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Основные факторы трансформации состава городского населения в пореформенный период.
2. Профессиональная специализация этнических общин и причины данного явления.
3. Появление и основные направления деятельности национальных общественных объединений.
Лекционное занятие № 7
Тема: Народы Кубани в семье народов России
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Современный состав населения края и его этнодемографическая динамика.
2. Возрождение кубанского казачества; цели, задачи и основные направления его деятельности.
3. Политика администрации Краснодарского края в сфере межнациональных отношений.
5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий
Практическое занятие № 1-2
Тема: Межнациональный мир и толерантность как результат совместничества народов Кубани.
1. Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
2. Динамика и основные формы взаимосвязей черноморских и линейных казаков с горским населением.
3. Просветительская деятельность декабристов среди народов Кубани и появление горской интеллигенции как важные условия решения задач задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
4. Российско-горское боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России и в ходе российских военных кампаний.
5. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху.
Практическое занятие № 3-5
Тема: Обмен достижениями материальной культуры как фактор межэтнического сближения.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Содержание материальной культуры адыгов, абазин, карачаевцев, ногайцев.
2. Хозяйство и материальная культура кубанских казаков.
3. Характеристика материальной культуры народов, осваивавших Кубань в пореформенный период (болгар, греков, немцев, чехов и др.).
4. Анализ характера и направленности межкультурных заимствований на территории Кубанской области.
Практическое занятие № 6-7
Тема: Духовность народов Кубани – культурная основа толерантности
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
Обсуждение в группах
Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.
Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:
- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…10 ошибок);
- ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);
- назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения и др.
На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).
Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.
Дискуссия
Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.
Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.
Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме (ситуации), друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.
В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.
Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Примеры оценочных материалов для проведения
текущей аттестации обучающихся по дисциплине
Примеры тестов для оценки сформированности компетенции ПК-3 (способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)
Задания на знание основных этапов и закономерностей развития Кубани, особенностей традиционной культуры народов Кубани
Укажите правильную хронологическую последовательность событий:
1) Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа
2)Подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора (признание независимости Крымского ханства Турцией; вхождение в состав России Кабарды и земель между Доном и Еей)
3)Поселение на Кубани казаков-некрасовцев
Задания предполагают один правильный ответ.
1.Какой предмет вошел в обиход горских народов Кубани в результате контактов с казаками?
а) сундук;
б) детская люлька;
в) гармошка;
г) плуг.
2.Какой товар запрещалось продавать горцам на станичных ярмарках и меновых дворах?
а) мануфактуру;
б) сельскохозяйственные орудия;
в) металлическую посуду;
г) порох и оружие.
3.Кто из военачальников был декабристом и во время службы на Кавказе способствовал укреплению тесных связей кубанских горцев с Россией?
а) А.П. Ермолов;
б) Г.Х. Засс;
в) П.Х. Граббе;
г) А.И. Барятинский.
4.Когда в составе российской армии была образована Кавказская конная туземная дивизия, укомплектованная представителями коренных народов Кубани и всего Северного Кавказа?
а) во время Крымской войны 1853-1856 г.;
б) во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.;
в) во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг.;
г) во время Первой мировой войны 1914-1918 гг.
5.В каком населенном пункте сформировалась крупнейшая в масштабах Кубани и Причерноморья община немцев?
а) Екатеринодар;
б) Армавир;
в) Майкоп;
г) Новороссийск.
6.Чем преимущественно занимались проживавшие в кубанских городах греки?
а) скупкой и продажей зерна;
б) виноторговлей;
в) скупкой старых вещей;
г) пивоваренным производством.
7.В дореволюционный период в города Кубани немцы переселялись в основном из:
а) Австро-Венгрии;
б) Германии;
в) Поволжья;
г) Прибалтики.
Задания предполагают два правильных ответа.
1. Какие элементы казачьей форменной одежды не является заимствованными у адыгов?
а) эполеты;
б) башлык;
в) газыри;
г) погоны.
Что появилось в жилищах кубанских горцев в результате тесных контактов с казаками и русскими крестьянами?
а) глиняная обмазка стен;
б) стекла в окнах;
в) сундуки и лавки в комнатах;
г) кунацкая – помещение для приема гостей.
Задания на установление соответствия.
2. Установите соответствие между датой и событием из истории Кубани:
1)Закубанье и Черноморское побережье вошло в состав России по Адрианопольскому мирному договору
2)Кубанское казачье войско было образовано в:
3)Военные действия на Северо-Западном Кавказе между горцами и российскими войсками закончились в:
а)1860 г.
б)1829 г.
в)1864 г.
Дополните предложение.
3. Обычай у адыгов передавать детей в 5-6 летнем возрасте на воспитание в другую семью называется__ .
4. Старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения._______________ .
Из предложенных вариантов ответа выберите правильный.
Примеры рефератов для оценки сформированности компетенции ПК-3 (способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)
1. Традиционная культура казачества и ее роль в сохранении исторического партнерства между народами Кубани, выявлении и формировании культурных потребностей различных социальных групп.
2. Характерные признаки традиционного социума у современных народов региона.
3. Традиционная культура казачества и адыгейцев: точки соприкосновения.
4. Потенциал развития современной культуры кубанских казаков: традиция и новация в деле воспитания патриотизма и гражданской позиции.
5. Актуальные проблемы сохранения этнической идентичности русского этноса (на примере кубанского казачества).
6. Традиционный комплекс представлений кубанских казаков.
7. Этнические стереотипы как фактор конфликтогенности в современных межнациональных отношениях.
8. «Свои» и «чужие» в объективе этнической психологии: на примере межэтнических контактов в Краснодарском крае.
9. Характеристика этнодемографической ситуации в Краснодарском крае.
10. Этномиграционные процессы в Краснодарском крае в системе этносоциальной региональной ситуации.
11. Ведущие тенденции в развития межэтнических контактов на современном этапе, задачи воспитания и духовно-нравственного развития, в решении задач воспитания и духовно-нравственного развития.
12. Основные вехи эпохи древности на Кубани в контексте межэтнического взаимодействия в регионе.
13. Фактор миграций в истории древности и средневековья: общее и особенное.
14. Влияние географического фактора на этнокультурный процесс в регионе.
15. Историко-сравнительный анализ греческой колонизации Кубани эпохи древности и итальянской колонизации периода средневековья.
16. Историческое значение «Великого переселения народов» для региональных процессов на Северо-Западном Кавказе.
17. Анализ исторической целесообразности двух цивилизационных альтернатив развития региона: российской и османской.
18. Этногенетические процессы в регионе, их основные этапы и их влияние на политическую, социальную и культурную сферы горского общества эпохи средневековья.
19. Русско-горские контакты и взаимовлияния в эпоху средневековья: этапы и направления.
20. Возникновение особой этнографической группы восточного славянства (казачества) на территории Кубани.
21. Военная колонизация Северо-Западного Кавказа (конец XVIII – первая половина XIX в.) Российской империей: основные этапы и историческое значение.
6.2. Контрольные вопросы для проведения самопроверки.
1. Охарактеризуйте феномен этничности.
2. Какова роль этничности в современном обществе?
3. Дайте анализ явления традиционной культуры.
4. Перечислите объединительные и разделительные этнические процессы. Назовите их отличительные черты.
5. Раскройте историческое и современное содержание термина толерантность.
6. В каких формах межэтнических контактов проявлялись толерантные отношения в регионе?
7. Покажите реализацию толерантных отношений в регионе в контексте концепции российскости.
8. Раскройте содержание понятия «советский интернационализм». Дайте этнополитический и этносоциальный анализ данному явлению.
9. Обозначьте основные дестабилизирующие факторы в сфере межнациональных отношений в нашем регионе.
Текущая аттестация
Шкала оценки теста на примере освоения компетенции ПК-3 (Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)
Тесты по всем разделам дисциплины состоят из 10 вопросов.
Тесты оцениваются в соответствии со следующим критериям:
5 «отлично» 90-100% правильных ответов | Знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты регионального исторического процесса в формировании гражданской позиции, явлений и событий, правильно определять хронологическую последовательность этапов исторического развития Кубани Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, представлениями о событиях истории Кубани, навыками анализа исторических источников |
4 «хорошо» 76-89% правильных ответов | Знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты регионального исторического процесса в формировании гражданской позиции Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, представлениями о событиях истории Кубани |
3 «удовлетворительно» 60-75% правильных ответов | Знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты региональной истории Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки |
2 «неудовлетворительно» меньше 59% правильных ответов | Не знает: термины, факты, даты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Не умеет: соотносить общие исторические процессы и отдельные факты региональной истории Не владеет: понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки |
Шкала оценки рефератов на примере освоения компетенции ПК-3 (Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности) ПК-13 (способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп)
Оценка | Характеристика сформированности компетенций |
5 «отлично» | Знает: научную терминологию; исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий развития народов Кубани Владеет: способностью выделять все основные структурные единицы программы исследования |
4 «хорошо» | Знает: научную терминологию; исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче Владеет: способностью выделять все основные структурные единицы программы исследования |
3 «удовлетворительно» | Знает: исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче Владеет: способностью выделять основные структурные единицы программы исследования |
2 «неудовлетворительно» | Не знает: исторические факты по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани Не умеет: подбирать методы исследования по традиционной культуре и историческому партнерству народов Кубани, адекватные поставленной задаче Не владеет : способностью выделять основные структурные единицы программы исследования |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения учебной дисциплины следует:
1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины. Рабочая программа дисциплины содержит перечень разделов и тем, которые необходимо изучить, планы лекционных и семинарских занятий, вопросы к текущей и промежуточной аттестации, перечень основной, дополнительной литературы и ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», определиться с темой курсовой работы (при наличии).
2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся.
3. Посещать теоретические (лекционные) и практические (семинарские, лабораторные) занятия.
4. При подготовке к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, а также при выполнении самостоятельной работы следует использовать методические указания для обучающихся.
Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную, практическую и методическую функции.
Вводная лекция – лекционное занятие, предназначенное для создания общего впечатления о дисциплине. На занятии до сведения, обучающегося доводятся основные вопросы дисциплины, показывается ее роль и место в соответствующей области знаний, определяется значение дисциплины для формирования общих и профессиональных компетенций.
Тьюринг – лекционное занятие консультативного характера, на котором раскрываются основные вопросы, подготовки к самостоятельной работе, а также к промежуточной и итоговой аттестации.
Коллективный тренинг – коллективное занятие по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения. Различают несколько видов коллективных тренингов: дискуссия, круглый стол, ролевая и деловая игра.
Штудирование – учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.
Мониторинг работы с текстами – проверка результатов выполнения обучающимися «Заданий для самостоятельной работы». В процессе проверки выявляется умение обучающегося структурировать и анализировать содержание учебной и иной литературы, составлять тезисы, конспекты, логические схемы, а также фиксируются результаты заучивания основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.
Тестирование - одним из наиболее эффективных методов оценки знаний, обучающихся, используется для оценки уровня подготовленности обучаемых по иностранному языку. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Тестирование способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, обдумывает варианты решения и построения ответа. Слово «тест» (test) английского происхождения и означает «испытание», «проверка»
Виды тестовых заданий:
* Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
* Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
* Завершение (completion) -предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
* Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
* внутриязыковое перефразирование – состоит в передаче своими словами содержания текста;
* межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
* Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте и проверяет общий уровень владения языком.
Творческая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у студентов, прежде всего, исследовательских навыков и умений – таких, как: корректность постановки цели, проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение правил грамматики и орфографии; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.
Портфолио – является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности, создается в течение всего периода обучения данной дисциплине, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений в овладении иностранными языками.
Структура языкового портфолио:
1. Персональные данные (CV, Resume).
2. Образовательный опыт слушателя до поступления в магистратуру (свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие уровень владения английским языком, участие в международных проектах, конференциях, олимпиадах и т.д.)
3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы, выполненные самостоятельно задания по освоенным разделам дисциплины, демонстрирующие использование им печатных и интернет-изданий на иностранном языке (список прочитанной литературы, аннотации на опубликованные статьи, сообщения о научной специальности, перевод текста по теме диссертационного исследования, резюме на иностранном языке, рефераты, тезисы, глоссарий научной терминология по избранной направленности и т.д.)
Языковой портфолио выполняются индивидуально каждым обучающимся.
Самостоятельная работа обучающихся является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее.
Штудирование учебного материала – подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач программы. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.
Изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) – работа с тематическим обзором, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых заданий дисциплины. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.
Составление тематического глоссария профессиональной лексике. Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.
Правила составления глоссария:
1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).
2. Обязательно указывается ссылка на источник.
3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.
4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.
5. Используется не менее 2-х словарей.
Работа с текстами – работа с методическими пособиями в начале изучения дисциплины, при освоении материала программы и при подготовке к формам текущего рубежного и промежуточного контроля. Занятие носит самостоятельный характер.
Работа с электронным образовательным контентом – повторное закрепление материала программы с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга, просмотр видео-материалов, прослушивание аудио-материалов
Аннотирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.
Процесс аннотаций научных статей по специальности из иноязычных научных журналов (Интернета). Представление и анализ аннотаций включает три этапа.
1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).
2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.
3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста аннотации в соответствии с принятой моделью
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Традиционная культура и историческое партнерство народов Кубани
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль): | «Филологическое образование» |
Квалификация (степень) выпускника: | Бакалавр |
Форма обучения: | Очная |
Армавир, 2018
Авторы: Хлудова Людмила Николаевна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории; Цыбульникова Анастасия Александровна, к.и.н., доцент кафедры всеобщей и отечественной истории.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 04.12.2015 № 1426 по направлению подготовки "Педагогическое образование.
При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля) «Филологическое образование».
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории
(протокол № 11 от «30» июня 2018 г.)
Зав. кафедрой к.и.н., доцент Басов И.И.
Содержание Рабочей программы дисциплины
№ п/п | Наименование раздела РПД | Страница |
1. | Цели и задачи освоения учебной дисциплины | 4 |
2. | Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО | 4 |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине | 6 |
4. | Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости | 6 |
5. | Содержание дисциплины | 7 |
6. | Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 12 |
7. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 18 |
8. | Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины | 19 |
9. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 21 |
Целью освоения дисциплины является раскрытие динамики и специфики межэтнического общения народов Кубани в прошлом и настоящем; способствовать преодолению этнической враждебности и изоляции; показать на региональном компоненте важность этнической толерантности как основы стабильности и благополучия страны.
Задачи:
- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;
- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
- понимание многообразия культур народов Кубани в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории Кубани в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;
- инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.
Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом. Дисциплина относится к вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)» ООП «Филологическое образование».
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих вузовских дисциплин «История Кубани», «История»
Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин, обеспечивающих дальнейшую подготовку в области культурологии, философии, социологии, политологии.
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП по данному направлению:
Коды компетенции | Содержание компетенции | Структурные элементы компетенции (в результате освоения базового уровня дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть) |
ПК-3
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
ПК-13
способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Семестр |
Трудоемкость | Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) |
СРС |
Форма промежуточной аттестации | ||||||
ЗЕ | часов | Лекции, часов | Практические занятия, часов | Лабораторные занятия, часов | Иные виды, часов | В период теоретического обучения, часов | В период сессии (контроль), часов | |||
Очная форма обучения | ||||||||||
5 | 2 | 72 | 14 | 18 | - | 2 | 38 | зачет | ||
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план содержания учебной дисциплины по очной форме обучения
№ П/п |
Разделы курса, темы |
Общая трудоемкость, Часов | Дата: 2019-02-02, просмотров: 336. |