План
I. Вступительная часть: роль детской книги в формировании нравственных и эстетических чувств ребёнка дошкольного возраста.
II. Основная часть.
1. Е. Чарушин – иллюстратор детской природоведческой книги:
¾ Биографические сведения.
¾ Общение с природой, животными.
¾ Талант художника иллюстратора.
¾ Роль в истории книжной графики.
2. Е. Чарушин - писатель:
¾ Сотрудничество с В. Бианки.
¾ Особенности творческой манеры повествования.
¾ Ориентированность на дошкольный возраст.
¾ Герои рассказов.
3. Комплексный анализ одного из произведений:
¾ Тема, идея.
¾ Характеры героев.
¾ Авторская позиция.
¾ Особенности стиля повествования.
¾ Воспитательная, познавательная ценность произведений.
III. Заключение: роль Е. Чарушина в детской познавательной литературе как художника- иллюстратора и писателя.
Методические рекомендации к контрольной работе
1. Контрольную работу студент может выполнить в форме литературного сочинения или реферата.
2. Все рассматриваемые вопросы должны быть ориентированы на дошкольный возраст.
3. Взаимосвязь писательского дара с художественно-изобразительным в творчестве Е.Чарушина является главной темой контрольной работы.
4. В контрольной работе обязателен подробный анализ рассказов и иллюстраций рассматриваемого автора.
5. Включение в текст контрольной работы иллюстраций, а также обращение к вопросам методики будет оценено особенно положительно.
Литература
1. Галанов Б. Книжка про книжки. М., 1974.
2. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. М., 1977.
3. Ивич А. Природа. Дети. Очерки. М., 1975.
4. Курдов В.И. О Евгении Ивановиче Чарушине. Л.; Художник РСФСР, 1989.
5. Летов Б. Детский писатель и художник. М., Правда, 1991.
6. Мир Чарушина: Евгений Иванович Чарушин художник и писатель. Л., Художник РСФСР, 1980.
7. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Детская литература», «Литература в школе»
ТЕМА 9. Н.Н. Носов – писатель-юморист детской литературы
План
I.Вступительная часть: природа юмористического (различия в трактовке понятия юмора, иронии, сатиры, гротеска, каламбура).
II.Основная часть.
1. Общие сведения о биографии, творчестве Н.Н. Носова.
2. Рассказы о детях, главные герои этих рассказов.
3. Характеристика трилогии о Незнайке. Анализ содержания «Приключений Незнайки и его друзей».
4. Педагогический и художественный феномен образа Незнайки.
5. Мастерство и индивидуальность комического повествования в рассказах о детях Н.Н. Носова.
III.Заключение: познавательная и воспитательная ценность произведений Н.Н. Носова
Методические рекомендации к контрольной работе
1. Контрольную работу студент может выполнить в форме литературного сочинения или реферата.
2. Все рассматриваемые вопросы должны быть ориентированы на дошкольный возраст.
3. Особое внимание необходимо обратить на природу, роль юмора в детской литературе, способы его художественного воплощения.
4. В контрольной работе обязателен подробный анализ не менее одного-двух произведений автора.
5. Обращение к вопросам методики работы над юмористическими произведениями будет оценено особенно положительно.
Литература
1. Баруздин С. О Николае Носове. М., 1975.
2. Бегак Б.А. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. М., Детская литература, 1979.
3. Жизнь и творчество Н. Носова. Сборник. М., 1985.
4. Рссадин С. Николая Носов. М., Детская литература, 1961.
5. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: очерки. М., Детская литература,
6. Сивоконь С.И. Весёлые ваши друзья: Очерки о юморе в советской литературе для детей. М., 1986.
7. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Детская литература», «Литература в школе».
ТЕМА 10. Б.В. Заходер – детский поэт и переводчик зарубежной литературы
План
I. Вступительная часть: современная детская поэзия, тенденции её развития, роль воспитания ребёнка.
II. Основная часть.
1. Общие сведения о биографии, творчестве Б.В. Заходера.
2. Истоки творчества автора, повлиявшие на формирование его таланта.
3. Стихи для детей. Художественное мастерство автора, педагогическая ценность его произведений.
4. Тематическое и жанровое разнообразие его стихов.
5. Мастерство перевода сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
III. Заключение: вклад Б.В. Заходера в современную детскую литературу
Методические рекомендации к контрольной работе
1. Контрольную работу студент может выполнить в форме литературного сочинения или реферата.
2. Все рассматриваемые вопросы должны быть ориентированы на дошкольный возраст.
3. В контрольной работе желателен полный анализ отдельных стихов автора.
4. Обращение к вопросам методики работы над детскими стихами будет оценено особенно положительно.
Литература
1. Павлова Н.И. Лирика детства: очерки. М., Детская литература, 1987.
2. Приходько В.Н. Поэт разговаривает с детьми. Литературные очерки. М., 1980.
3. Рассадин С.Б. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей. М., 1967.
4. Рассадин С.Б. Сколько на свете Борисов Заходеров? (предисловие) // Заходер Б. Про всё на свете. М., Детская литература, 1990.
5. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: очерки. М., Детская литература, 1990.
6. Томашевский Б.В. Поэтика. Краткий курс. М., 1996.
7. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Детская литература», «Литература в школе».
Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
1.Тема природы, детства в русской поэзии XIX- XX веков. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения А.Л. Барто «Лебединое горе».
1. Малые фольклорные жанры. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения В. Берестова «Про машину».
1. Русские народные сказки о животных. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Д.Хармса «Иван Иванович Самовар».
1. Русские народные волшебные сказки. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать!».
1.Научно-познавательная и справочная литература для детей . 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ содержания рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа».
1. Традиции русского фольклора в сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок». 2. Выразительное чтение и анализ содержание рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат».
1.Социально-иронические сказки А.Пушкина , «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Выразительное чтение и анализ содержания рассказа Е.И. Чарушина «Волчишко».
1. Сказки А.Пушкина: «Сказка о царе Сатане…», «Сказка о мертвой царевне…». 2. Выразительное чтение и анализ содержания рассказа М.Пришвина «Ребята и утята».
1. Основы научно-художественной детской книги в сказке В.Одоевского «Городок в табакерке». 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Б. Заходера «Никто».
1. Диалектика души ребенка в повести А.Погорельского «Черная курица или Подземные жители». 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Саши Черного «Кто?».
1. Произведения К.Д. Ушинского для детей. 2.Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения К.Чуковского «Федорино горе».
1. Произведения Л.Н.Толстого для детей. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Л.Чарской «Зима».
1. Художественное своеобразие сказок Д.Н.Мамина- Сибиряка «Алёнушкины сказки». 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».
1. Идейно-тематическое содержание рассказов о детях и животных А.П.Чехова. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения А. Введенского «Колыбельная».
1. Идейно-тематическое содержание рассказов о детях и животных А.Куприна. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать!».
1. Идейно-тематическое содержание сказок Г.Х. Андерсена, их своеобразие. 2.Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения А.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»
1. Обзор творчества К.Чуковского. Художественное своеобразие его стихов для детей. 2. Пересказ сказки «Волк и козлята». Анализ содержания сказки.
1. Охарактеризовать содержание книги Н.Чуковского «От двух до пяти». Заповеди для детских поэтов. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения В.А.Жуковского «Мальчик-с-пальчик».
1. Охарактеризовать особенности стихов поэтов, входящих в Обэриу. Творчество Даниила Хармса. 2. Пересказ сказки «Снегурочка», анализ содержания сказки.
1. Творчество Саши Черного. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ фрагмента сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».
1. Творчество для детей С.Михалкова. 2. Пересказ сказки П.П.Бажова «Серебряное Копытце». Анализ содержания.
1. Стихи для детей С.Маршака. 2. Пересказ и анализ содержания рассказа Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».
1. Пьесы-сказки С.Маршака для детей. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
1. Творчество А.Л. Барто. 2. Пересказ и анализ содержания рассказа К.Г.Паустовского «Барсучий нос».
1. Творчество Б. Заходера. 2. Выразительное чтение сказки «Каша из топора». Анализ содержания сказки.
1. Произведения для детей Н.Носова. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…».
1.Сказки Шарля Перро. Народное и светско-аристократическое содержание сказочных сюжетов. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Л.К.Толстого «Колокольчики мои…».
1. Научно-художественные произведения для детей В.Бианки. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения С.Есенина «Черемуха».
1. Рассказы о природе, животных для детей М.Пришвина. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения Б. Заходера «На горизонтских островах».
1. Е.И. Чарушин – художник и писатель. 2. Выразительное чтение и исполнительский анализ стихотворения И.З.Сурикова «Зима».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
1. Различные издания фольклорных произведений для детей (малые формы, сборники сказок) русского народа и народов мира.
2. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов И.А. «О детской литературе».
3. Жуковский В.А. Баллады, стихи, сказки для детей.
4. Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. Ершов П.П. «Конёк-Горбунок».
6. Детские издания поэзии XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.И. Майков, А.К. Толстой, А.И. Плещеев, Н.А. Некрасов, И.З. Суриков).
7. Толстой Л.Н. Произведения для детей.
8. Ушинский Н.Д. Произведения для детей.
9. Мамин-Сибиряк Д.И. «Алёнушкины сказки», «Серая шейка».
10. Гаршин В.М. «Лягушка – путешественница».
11. Чехов А.П. «Каштанка», «Мальчики», «Детвора», «Гриша».
12. Куприн А.И. «Ю-ю», «Сапсан», «Белый пудель», «Барбос и Жулька».
13. Детские издания поэзии XIX века (И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, А.А.Блок, С.А. Есенин).
14. Горький М. Сказки для детей.
15. Чуковский К.И. «От двух до пяти», стихи, сказки.
16. Саша Чёрный. Стихи, повести для детей.
17. Детские издания стихов В. Маяковского, Д. Хармса, А. Введенского, Ю.Владимирова, Ю. Мориц, Э. Успенского, А. Усачёва, Тима Собакина.
18. Маршак С.Я. Сборники стихов для детей, сказки – пьесы «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев».
19. Барто А.Л. Сборники стихов для детей.
20. Михалков С.В. Сборники стихов для детей.
21. Гайдар А.П. «Чук и Гек», «Голубая чашка».
22. Бажов Н.Н. «Серебряное копытце».
23. Паустовский К.Г. Рассказы для детей.
24. Бианки В.В. Рассказы, сказки, «Лесная газета».
25. Исторические рассказы для детей (С.П. Алексеев, С.Голицын, Г.Н. Юдин, Л. Кассиль, Н. Кончаловская).
26. Пришвин М. «Кладовая солнца», рассказы.
27. Житков Б. Рассказы для детей.
28. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», рассказы.
29. Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы».
30. Детская поэзия 60-80 годов (Е. Благинина, И. Токмакова, Б. Заходер, Ю.Мориц, В.Д. Берестов, Я.Л. Аким, Г.В. Сапгир).
31. Успенский Э.И. Повести – сказки «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», стихи.
32. Научно-художественные рассказы о природе. 1960-1980 года (Н.Сладков, В. Чаплина, С. Сахаров, Г. Скребицкий, И. Акимушкин и др.)
33. Сказки братьев Гримм.
34. Перро Ш. «Сказки моей матушки Гусыни».
35. Андерсен Х. Сказки.
36. Кэрролл Л. «Алиса в стране Чудес».
37. Киплинг Р. «Книга джунглей», стихи.
38. Милн А.А. «Вини – Пух и все-все-все».
39. Линдгрен А. «Три повести о Карлсоне, который живёт на крыше».
40. Янсон Т.М. Сказки.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 406.