План
1. Понятие о фольклоре.
2. Устное народное творчество как часть народного быта. Функциональное значение фольклорных форм.
3. Отличие устного народного творчества от художественной литературы.
4. Роль фольклора в формировании личности ребёнка. Заповеди народной педагогики в фольклорных произведениях.
5. Поэзия младенчества: колыбельные, пестушки, потешки.
6. Поэзия игры: прибаутки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки, игровые припевки.
7. Календарно-обрядовая поэзия: заклички, колядки, песенки, детские заговоры.
8. Использование традиций малых форм в творчестве К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Б.В. Заходера и др.
Методические рекомендации к контрольной работе
1. Контрольную работу студент может выполнить в форме литературного сочинения или в реферативной форме (на выбор).
2. К.р. состоит из вопросов, освещающих общие темы проблемы, а также вопросы связанные со знакомством детей с произведениями малых форм фольклора.
3. Студенту предоставляется право изменить формулировки в плане к.р., последовательность пунктов, но без ущерба для основного содержания.
Литература
1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русская народная поэтическое творчество. – Л.:1983
2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М.:1982
3. Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. – Л.:1988
4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.:1988
ТЕМА 2. Роль русской народной сказки в формировании личности ребёнка
План
1. Жанровые особенности русской народной сказки:
¾ сказки о животных;
¾ волшебные сказки;
¾ бытовые сказки.
2. Тематика, сюжетно-композиционные особенности.
3. Отражение нравственных идеалов народа в содержании сказок.
4. Поэтичность, выразительность языка.
5. Любимые герои русских народных сказок.
6. Русские писатели о сказке.
7. Роль сказки в формировании у ребёнка представлений о мире, создании нравственно-этических ценностей, развитии речи.
Методические рекомендации к контрольной работе
1) Контрольную работу студент может выполнить в форме литературного сочинения или в реферативной форме (на выбор).
2) К.р. состоит из вопросов, освещающих общие темы проблемы, а также вопросы связанные со знакомством детей с произведениям сказочных жанров фольклора.
3) Студенту предоставляется право изменить формулировки в плане к.р., последовательность пунктов, но без ущерба для основного содержания.
Литература
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В3 т. – М.:1995
2. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л.:1986
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.:1996
4. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. – Л.: 1986 Главы «Человек», «Пространство», «Время»
ТЕМА 3. Традиции русского фольклора в сказках А.С. Пушкина
План
I. Вступительная часть: роль сказок А.С. Пушкина в воспитании, обучении детей дошкольного возраста.
II. Основная часть.
1. Основные традиции русского фольклора, используемые в русской народной сказке.
2. Фольклорные источники сказок А.С. Пушкина. Роль в его жизни Арины Родионовны, няни поэта.
3. Лиро-эпические и социально-иронические сказки А.С. Пушкина, их тематика, идейное содержание.
4. Анализ выбранной сказки:
¾ Тема, идея;
¾ Характеры героев;
¾ Сюжетно-композиционные особенности;
¾ Словестно-изобразительные средства;
¾ Авторская позиция.
5. Художественное своеобразие выбранной сказки, в котором отразилась индивидуальность таланта А.С. Пушкина.
III. Заключение: основные отличия литературной сказки от народной. Русские писатели и поэты о сказках А.С. Пушкина.
Методические рекомендации к контрольной работе
1. Контрольную работу студент может выполнить в форме литературного сочинения или в реферативной форме (на выбор).
2. Автору к.р. предоставляется свобода в выборе сказок для анализа по предложенному плану, но не более двух произведений, так как при выборе трёх и более сказок студент не сможет качественно проанализировать каждую в отдельности.
3. Допускается построение работы на основе сопоставительного анализа сказок, например: либо сравнение двух сказок А.С. Пушкина, либо сравнение сказки А.С. Пушкина с русской народной.
4. Студенту предоставляется право изменить формулировки в плане к.р., последовательность пунктов, но без ущербов для основного содержания.
Литература
1. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск: 1992
2. Зуева Т.В Сказки А.С. Пушкина. – М.:1989
3. Мельников М.И. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987
4. Леонова Т.Н. Русская литературная сказка XIX В. – Томск: 1982
Дата: 2019-02-02, просмотров: 339.