Раздел 6. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Грамматический строй языка (грамматика) как система отноше­ний.

2. Грамматические значения слов в их противопоставленности лексическим значениям:

· абстрактные/реальные;

· типовые (категориальные)/индивидуальные;

· обязательные (классифицирующие)/факультативные;

· формальные/основные.

3.Соотношение лексических и грамматических значений у самостоятельных и служебных слов.

4.Грамматические формы слов.

· Грамматическая форма как внутреннее единство граммати­ческого значения и его формального показателя.

· Лексема и словоформа.  

· Парадигма.

5.Грамматические категории, лексико-грамматические и собствен­
но грамматические (классифицирующие и словоизменительные).

6. Грамматика как наука. Составные части грамматики.

· Морфология как учение о формах слов и лексико-грамматических классах слов.

· Синтаксис как учение о функциях форм слов, о строе слово­
сочетания и предложения.

7. Способы и средства выражения грамматических значений.

· Порядок слов.

· Ударение и интонация.

· Повторы и основные их типы.

· Служебные слова: предлоги и послелоги, артикли и члены, частицы и союзы, связки.

· Сложение и его типы.

· Аффиксация и ее типы: а) внешняя флексия: конфиксация (префиксация/постфикса­ция) и циркумфиксация; б) внутренняя флексия: инфиксация/трансфиксация.

· Апофония, или грамматически значимое чередование звуков:
аблаут/умлаут.

· Супплетивизм.

8. Понятие о морфеме. Морфема как совокупность морфов и сем.

9. Основные типы морфем: корни и аффиксы.

10. Классификация аффиксов по положению в слове: префиксы/
постфиксы (суффиксы/окончания) и по значению: словообразовательные/словоизменительные.

11. Основа слова, чистая/производная и простая/сложная.

12. Понятие производящей основы.

13. Структурный (морфемный), словообразовательный и этимо­логический анализ слова.

14. Принципы разграничения частей речи:

· логико-семантический;

· формально-морфологический;

· структурно-словообразовательный;

· функционально-синтаксический.

15. Система частей речи:

· Самостоятельные части речи (именные/глагольные/наречные).

· Служебные части речи (предлоги/союзы/частицы/связки).

· Модальные слова и частицы.

· Междометия.

16. Характеристика основных частей речи.

· Явления переходности в системе частей речи.

17. Предложение и словосочетание.

18. Словосочетание, слово и фразеологизм.

19. Способы синтаксической связи слов.

· Подчинение (согласование/управление/примыкание).

· Сопряжение (координация) и тяготение.

· Сочинение.

20.Форма словосочетания (подчинительного сочетания слов).

· Роль главного и зависимого компонентов.

· Внешняя и внутренняя формы словосочетания.

22.Семантика словосочетаний и выражаемые ими отношения:

· атрибутивные (определительные);

· обстоятельственные;

· объектные.

23.Классификация словосочетаний по их объему:

· простые;

· сложные;

· переходного типа.

24.Типы словосочетаний по морфологической природе главно­го компонента:

· именные (субстантивные /адъективные/ местоименные/ нумеральные);

· глагольные;

· наречные (адвербиальные).

25. Учение о предложении — «ядро синтаксиса» любого языка.

26. Важнейшие признаки предложения.

· Предикативность.

· Модальность.

· Интонационная законченность.

· Грамматическая оформленность по законам данного языка.

27. Предложение и суждение. Двусоставные и односоставные
предложения.

28. Структура предложения и способы ее представления.

29. Члены предложения в их отношении к его структурной схеме:

· Главные члены двусоставного предложения (подлежащее
и сказуемое) и главный член односоставного предложения.

· Второстепенные члены предложения, обязательные и факуль­тативные.

30. Актуальное членение предложения.

· Предложение и высказывание.

· Тема и рема высказывания.

31. Основные типы предложений по их структуре.

· Простые нераспространенные/распространенные и полные/
неполные.

· Сложные союзные (сложносочиненные/ сложноподчиненные)
и бессоюзные.

 

       Грамматический строй языка – это система морфологических, словообразовательных и синтаксических форм и категорий языка.

       Грамматика изучает грамматический строй языка, его формальную организацию и функционирование. Словообразование - внутреннее строение слова, его делимость на морфемы, способы и правила образования слов. Морфология - формы слова и выражаемые им значения. Синтаксис - правила сочетаемости слов, словосочетания, предложения и их значения.

 

Раздел 7.  СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА

1. Слово в системе языка. Лексикология и ее основные разделы.

2. Важнейшие признаки простого самостоятельного (знаменатель­ного) слова.

· Фонетическая оформленность и автономность (наличие соб­ственного и единого ударения, невозможность внутренних пауз).

· Грамматическая оформленность и структурность.

· Автономность значения.

· Цельнооформленность (отдельность) и непроницаемость.

· Лексико-грамматическая отнесенность (принадлежность к
той или иной части речи).

· Свободная воспроизводимость в качестве строительного ма­териала словосочетаний и предложений.

· Способность выступать в качестве минимума предложения.

3.Слова самостоятельные и служебные.

4.Лексическое значение слова.

· Устойчивость и подвижность лексического значения.

· Факторы, предопределяющие лексическое значение слова: а) соотнесенность слова с объективной действительностью (реалией); б) соотнесенность слова с понятием; в)    место слова в лексико-семантической системе данного языка (значимость).

· Сущность названия. Слова мотивированные и немотивиро­ванные.

· Значение и употребление слова.

· Слова однозначные и многозначные.

· Семантическая структура многозначного слова (прямое и
переносные значения слова).

· Типы переносного употребления слов: а)      метафора и ее разновидности; б) перенос по функции; в) метонимия и ее разновидности; г) синекдоха.

5. Системообразующие свойства слов.

· Фонетическая общность.

· Словообразовательные связи.

· Общность грамматических признаков.

· Тематическая общность и семантические связи.

· Функционально-стилистическая общность.

6. Омонимы как ряды слов, совпадающих по звуковой оболочке.

· Источники омонимов: а) распад полисемии (разрыв связей между разными значени­ями многозначного слова); б) словообразование; в)историческое совпадение звуковых оболочек, разных по происхождению слов; г) заимствование слов.

· Разновидность омонимии: а)    лексические, или полные, омонимы; б) фонетические омонимы, или омофоны; в)       орфографические омонимы, или омографы; г) морфологические омонимы, или омоформы; д) паронимы.

· Использование омонимии в речи.

7. Тематические и лексико-семантические группы слов.

8. Синонимы и антонимы как члены тематических групп слов.

· Типы синонимов: а)логические, или стилистические; б)семантические, или идеографические; в)речевые, или контекстуальные.

· Источники синонимии: а)развитие полисемии; б)пополнение лексики литературного языка профессиональ­ными, диалектными и жаргонными словами; в)заимствование слов; г)табу и эвфемистика.

· Синонимические ряды и их доминанты. Различия членов ря­да по: а) оттенкам значения; б)       эмоционально-экспрессивной окраске; в)      сфере употребления; г) степени употребительности.

· Синонимия и культура речи.

· Антонимы и энантиосемия. Использование антонимов в речи.

9. Термины и их целевое назначение.

· Сущность термина.

· Источники терминов (придание обычным словам специального значения; морфологическое словообразование; заимствование слов-терминов.

· Международный терминологический фонд языков.

10. Фразеология и основные типы фразем.

· Фразеологические сочетания.

· Фразеологические единства.

· Фразеологические сращения, или идиомы.

11. Стилистические разряды лексики.

· Стилистическое расслоение лексики как распределение чле­нов синонимических рядов по сферам употребления.

· Общеупотребительная лексика.

· Стилистически ограниченная лексика: (книжная лексика и основные ее группы (официально-дело­вая, абстрактная и терминологическая, поэтическая и архаи­ческая); разговорная лексика и основные ее группы (литературно-разговорная, просторечная и вульгарная, диалектная и жар­гонная).

12.Основные процессы в историческом развитии словарного состава.

· Обогащение лексики за счет собственных ресурсов языка (слово­образование в широком смысле слова). Способы словообразования.

· Морфологические способы словообразования (собственно морфологический способ, его типы (аффиксный, безаффиксный и сложение) и разновидности; бморфолого-синтаксический способ, или конверсия).

· Неморфологические способы словообразования (лексико-синтаксический, или сращение; лексико-семантический, или переосмысление).

13. Обогащение лексики за счет других языков.

· Заимствование слов (пути заимствования (прямой/опосредованный и устный/письменный); фонетическое, грамматическое и семантическое освоение заимствованных слов).

· Калькирование иноязычных слов и фразем (фразеологизмов).

14. Причины устаревания и типы устаревших слов.

· Историзмы и сфера их употребления.

  • Архаизмы и их разновидности (лексические архаизмы (собственно лексические, лексико-словообразовательные и лексико-фонетические); семантические архаизмы).

15.Этимология как наука. Принципы научной этимологии: а) генеалогический, или системный; б)фонетический; в)морфологический; г) семантический; д) этимологический (учет условий и причин зарождения слова).

16. Явление ложной этимологии и ее виды.

· Осмысление неизвестного слова по созвучию с известным.

· Изменение звукового облика неизвестного слова в результа­те сближения по смыслу с известным.

17. Лексикография как раздел языкознания.

18. Словари энциклопедические и лингвистические.

19. Основные типы лингвистических словарей.

       Словарный состав представляет собой ту сторону языка, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Важнейшим процессом является появление неологизмов. Понятие неологизма относительно. Становясь привычным, слово уже не воспринимается как неологизм, а в отдельных случаях может устареть. Так, неологизмы первых лет революции большевик, красноармеец, партячейка в настоящее время неупотребительны.

       Процесс, противоположный возникновению неологизмов, - выпадение лексических единиц и отдельных значений слов из нормального, повседневного употребления. Если выпадение вызывается исчезновением соответствующих предметов и явлений, речь идет об уходящих лексических единицах и значениях, т.е. об историзмах. Если же предметы и явления остаются, а уходят по той или иной причине только слова, их обозначавшие, речь идет об архаизмах.

       В качестве особого процесса выделяют изменение значения лексических единиц языка – появление нового значения и отмирание старого. Происходят также процессы переименования, т.е. смены словесного обозначения без смены соответствующих денотатов.

       Культурные, политические, экономические и бытовые контакты между народами, говорящих на разных языках, ведут за собой процессы заимствований.

       Основная задача лексикографии – сбор (инвентаризация) лексики языка, выяснение и описание значения каждой лексической единицы. Описание дается в виде словарей соответствующего языка. Материал, собранный в словарях, составляет базу для лексикологии, для выявления общих закономерностей, управляющих функционированием и историческим развитием словарного состава. Лексикография также занимается разработкой принципов и методик составления словарей.











Дата: 2019-02-02, просмотров: 547.