Тема 6. ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Лингвосемиотика как раздел лингвистики.

2 Язык как объект семиотики. Виды знаковых систем.

3. Понятие знака. Основные признаки знака.

4. Функция знака.

5. Монолатеральность и билатеральность языкового знака. Типы знаков.

 

Современная наука рассматривает язык как знаковую систему. Изучением языка в этом аспекте занимается особый раздел языкознания – лингвосемиотика.

1. Лингвосемиотика как раздел языкознания возникла на стыке языкознания и семиотики (или семиологии). Семиотика (семиология) (от греч. semeion – знак, признак) – это научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию. Такие системы действуют в человеческом обществе (язык, некоторые явления культуры, обычаи, обряды и т.п.), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие предметов, логическое рассуждение).

Определение элементов языка в качестве знаков уходит истоками в древнегреческую философию. Ещё в XVII веке Джон Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках. Это учение должно иметь своей задачей «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим». Знаковый аспект языка как конкретная и особая теоретическая проблема был выделен в XVIII в. Семиотические идеи развивались в течение XIX и XX вв. почти всеми школами лингвистики, логики, психологии, физиологии, социологии, эстетики и философии. В качестве лингвистической теории определение языка как системы знаков функционирует после работ Ф.Ф. Фортунатова, А.И. Бодуэна де Куртене и Ф. де Соссюра. Основоположниками семиотики считаются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857—1913).

Лингвосемиотика изучает естественный язык как важнейшую из знаковых систем, действующих в сфере культуры, с точки зрения его общности с другими знаковыми системами. Язык рассматривается как эталон знаковых систем.

В лингвосемиотике выделяется три семиотических уровня (или аспекта) – синтактика, семантика, прагматика. Синтактика определяется как отношение между знаками, главным образом в речевой цепи и вообще во временнóй последовательности (синтагматические отношения); семантика в общем виде – как отношение между знаконосителем (т.е. формой языковой единицы), предметом обозначения (т.е. денотатом) и понятием о предмете; прагматика – как отношение между знаками и тем, кто их использует.

2. Знак (языковой знак) – это двусторонняя единица языка, представляющая собой единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающего). Учение о двусторонности языкового знака, проявляющейся в единстве означающего и означаемого было выдвинуто Ф. де Соссюром. Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль – его лицевая сторона, звук – оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Свойства языковых знаков: линейность означающего – последовательность одного знака за другим (человек идет), продуктивность – возможность создания различных комбинаций зна­ков (снег/время/человек/поезд идет); системность – существование в системе, представляющей собой со­вокупность знаков, находящихся в различных отношениях; изменчивость означающего и неизменность означаемого – слово может менять свое значение в течение времени, сохраняя при этом неиз­менной форму.

Наиболее типичным знаком является слово, т.к. именно в нем закреплен познавательный образ предмета, выработанный практикой и результатами мышления предшествующих поколений.

Главной отличительной чертой словесного знака считается двухступенчатый принцип построения его означающего. На первой ступени форма выражения любого знака состоит из фонем (кратчайших звуковых единиц, способных различать звуковые оболочки разных слов и морфем). На второй, нижестоящей ступени наблюдаются дифференциальные признаки фонем, способствующие восприятию и различению фонем.

Словесный знак выполняет две основных функции: обобщающую познавательную функцию и функцию идентификации структурных единиц языка.

Знаки возникают и функционируют только в рамках той или иной системы, микросистемы или ряда и формируются на основе отработанных в данном языке моделей.

3. Типы знаков. Базовую классификацию знаков представил Чарльз Сандерс Пирс.

Согласно концепции Пирса выделяются следующие типы знаков:

1) знаки-иконы (icon, от греч. eikon – 'образ'), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. Например, знак, который предостерегает водителей от быстрой езды неподалеку от школ, детских садов, изображает двоих детей;

2) знаки-индексы (лат. index – 'указательный палец'), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Наиболее очевидным примером такого знака есть указатель дороги, который даёт путникам информацию о названии ближайшего населенного пункта (например, Васюки) и направлению, в котором нужно идти, чтобы добраться до Васюков. Выражение лица – например, сморщенные брови – это тоже знак-индекс, потому что «указывает» на эмоциональное состояние человека: гнев;

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник не имеет естественной связи с формой и значением «уступи дорогу». Национальные флаги – также примеры таких конвенций. К символам относятся все слова всех языков, за исключением слов-подражаний.

В современной классификации языковых знаков принято различать их по следующим признакам:

1) по принципу (способу) знакообразования:

· знаки первичного означивания (лексические морфемы, полнозначные и служебные слова);

· знаки вторичного означивания (высказывания);

2) по законченности/незаконченности процесса порождения высказываний:

· полные (предложения-высказывания);

· неполные (слова, словосочетания);

3) по соотнесенности/несоотнесенности с актом речи:

· потенциальные (отдельное слово-лексема или словосочетание);

· актуальные (словоупотребление – словесный знак в составе высказывания);

4) по совокупности основных признаков (т.е. по категориальному значению, по выполняемой в речи функции, по сфере преимущественного использования):

· характеризующие (полнозначные слова);

· идентифицирующие (имена собственные);

· квантитативные (числительные);

· дейктические (указательные – местоимения);

· связочные (предлоги, союзы и т.п.);

· заместительные (неопределенные, вопросительные, отрицательные местоимения).

С точки зрения лингвосемиотики язык – система знаков. Имеются следующие группы знаков: условные – существуют по договоренности, безусловные — связь между содержанием и формой знака является причинно-следственной. Языковые знаки относятся к первой группе – условных. Общие свойства знаков: двусторонность – любой знак состоит из материальной стороны (оз­начающее) и идеального содержания (означаемое), возможно нулевое означающее, системность – любой знак существует в системе, необходимо наличие хотя бы двухкомпонентной системы.

 

Тема 7. СТРУКТУРА ЯЗЫКА.

1. Звуковая сторона языка и дисциплины ее изучающие. Фонетика как научная дисциплина и каковы основные ее разделы. Фонология как раздел науки о языке. Понятие фонемы, признаки и функции фонемы. Орфоэпия и орфоэпическая норма.

2. Основные понятия лексикологии. Характеристика основных разделов лексикологии. Понятие семы. Типы лексического значения слова. Системные отношения в лексике (синонимия, антонимия, омонимия, паронимия). Синхронический и диахронический аспект изучения лексики. Социолингвистический аспект изучения лексики. Этимология.

3. Грамматика и основные ее единицы. Объект и задачи грамматики. Грамматическое значение, грамматическая форма и грамматическая категория. Основные типы морфем. Принципы выделения частей речи. Основные аспекты изучения синтаксических единиц языка.

 

Грамматический строй языка – это система морфологических, словообразовательных и синтаксических форм и категорий языка. Грамматика изучает грамматический строй языка, его формальную организацию и функционирование. Основные части грамматики: словообразование, морфология и синтаксис. Словообразование – внутреннее строение слова, его делимость на морфемы, способы и правила образования слов. Морфология – формы слова и выражаемые им значения. Синтаксис – правила сочетаемости слов, словосочетания, предложения и их значения.

Грамматическое значение – это обобщенное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций, которое имеет в языке регулярное (стандартное) выражение.

Грамматическая форма – это языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение. Грамматическая форма представляет внутреннее единство граммати­ческого значения и его формального показателя.

Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями.

Основные средства выражения грамматических значений (средства создания грамматических форм) в разных языках – аффиксы, фонемные чередования (внутренняя флексия), характер ударения, редупликация (повторы), служебные слова, порядок слов, интонация.

Способы выражения грамматических значений разделяются на аналитические и синтетические.

Синтетические способы (от греч. synthesis – соединение) представлены в языках объединением в слове нескольких морфем (лексических, словообразовательных, словоизменительных), совокупность которых выражает одновременно лексическое и грамматическое значение в рамках одной словоформы, и относятся в первую очередь к морфологическим формам.

Аналитические способы (от греч. analysis – разложение, расчленение) представлены в языках в раздельном выражении основного (лексического) и дополнительного (грамматического) значений.

Ср.: противопоставление синтетических и аналитических форм в рус. и англ. яз. запоюбуду петь; ( I ) write – ( I ) am writing .

Грамматические значения слов в их противопоставленности лексическим значениям:

Грамматические значения Лексические значения
абстрактные реальные
типовые (категориальные) индивидуальные
обязательные (классифицирующие) факультативные
формальные основные

 

2. Морфемика и словообразование.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в слова морфем, их структуру и типы.

Основные разделы морфемики:

· учение о видах морфем по их месту в слове и по функции (выделяет корень и служебные морфемы – аффиксы; виды аффиксов – префикс, суффикс, флексия, постфикс, интерфикс и т.п.);

· учение о типах значений, выражаемых морфемами (лексические, грамматические, словообразовательные значения);

· учение о линейных (синтагматических) и нелинейных (парадигматических) единицах морфемного уровня (морф, морфема, словоформа, слово).

Морфема – значимая неделимая часть слова. Основные типы морфем:

· корень – непроизводная основа, носитель вещественного значения слова;

· аффиксоид – корневая морфема, выступающая в функции аффикса – префикса или суффикса (полушубок, искусствовед);

· служебные морфемы (аффиксы) – префикс (приставка), суффикс, флексия (окончание), постфикс, интерфикс.

Нулевая морфема – материально не выраженная морфема, выделяемая в слове по сопоставлению с формами слова, в которых она представлена. Ср.: стол[ ] – столА – столУ.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. Образование слов в конкретных языках происходит по определенным моделям. Основные способы образования слов:

· лексико-семантический – распадение слова на омонимы (приобретение одной и той же единице разных значений, приводящее к появлению 2 разных слов в языке): долг (задолженность) и долг (обязанность);

· лексико-синтаксический – сращение в одну лексическую единицу словосочетания: вечнозеленый (из вечно зеленый);

· морфологический – а) образование слов при помощи словообразовательных аффиксов (аффиксация – суффиксация, префиксация, суффиксально-префиксальное образование: водный, подводный, подводник) или их отсутствия (безаффиксный способ – накал от накалить), б) словосложение (основосложение) – теплоход, железобетон; в) аббревиация (аббревиатуры и сложносокращенные слова – вуз, горком).

3. Морфология (от греч. morphe форма + logos – учение) – грамматическое учение о слове, его структуре, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, частях речи (грамматических классах слов).

Морфологические категории:

· наиболее крупные разряды слов с одинаковыми формами выражения грамматических значений (категория имени существительного, категория глагола и т.п.);

· обобщенные характеристики разряда слов, выраженные в противопоставленных формах одного и того же слова (категории числа, рода, падежа, залога, времени, лица и т.п.).

Части речи – лексико-грамматические классы слов, выделяемые в языке на основании следующих признаков:

· семантического – обобщенного значения предмета, признака, действия и т.д.;

· морфологического – наличия общих морфологических категорий;

· синтаксического – синтаксических функций слова в предложении (в связной речи).

На основе общности этих признаков различаются:

· знаменательные (самостоятельные) части речи – существительное, глагол, прилагательное, наречие, числительное, местоимение;

· служебные части речи (союз, предлог, частицы, артикль, связка).

Категориальные значения частей речи возникли в языках, по-видимому, под влиянием синтаксиса.

4. Синтаксис.

Предмет и задачи синтаксиса. Термин синтаксис (от греческого syntaxis – буквально: составление, построение, порядок, строй) употребляется в лингвистике в двух основных значениях: 1) для обозначения особой области грамматического строя языка, включающей средства и правила построения связной речи и речевых единиц и 2)для наименования раздела языкознания, изучающего высший грамматический уровень системы языка - связную речь, единицы речи и правила их порождения. Этот раздел языкознания изучает единицы языка, составляющие его синтаксическую систему, их строение, средства и способы образования, связи и отношения между ними. Следовательно, объектом синтаксиса как науки являются механизмы языка, обеспечивающие переход от языка к речи, а предметом – способы объединения языковых элементов в речевые образования.

Основной задачей синтаксиса является изучение правил объединения элементов системы языка в речевые конструкции и исследование возникающих речевых конструкций. Частными задачами синтаксиса оказываются исследование и описание отдельных синтаксических единиц (синтаксической формы слова, словосочетания, простого или сложного предложения, текста и его структурно-семантических компонентов) и синтаксических категорий.

        Основные единицы синтаксиса и компоненты основных синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса в современной лингвистической науке бесспорно признаются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Объектами синтаксиса являются также слово и форма слова, которые включаются в синтаксическую систему не как самостоятельные синтаксические единицы, а как компоненты синтаксических единиц.

Наиболее исследованными единицами в синтаксисе являются традиционно выделяемые в грамматиках словосочетание, простое предложение, сложное предложение, к которым в последней четверти XX в. прибавились сложное синтаксическое целое и текст.

Слово (или знаменательное слово) – это единица лексики и грамматики, которая принадлежит двум языковым грамматическим уровням – морфологии и синтаксису. Но если в морфологии слово рассматривается как лексема, обладающая целой системой морфологических значений, то на уровне синтаксиса исследуются и описываются собственно синтаксические свойства этой грамматической единицы. Слово (или знаменательное слово) вступает в речи в синтаксические связи с другими словами и формами слов и принимает участие в образовании синтаксических конструкций – словосочетания и простого предложения.

Знаменательные слова, принадлежащие к разным лексико-грамматическим классам (глаголы, существительные, прилагательные и т.п.), обладают различными лексико-семантическими и грамматическими свойствами, предопределяющими их способности вступать в определенные виды подчинительной связи с другими знаменательными словами и их формами. Например, если существительное способно образовывать словосочетания на основе всех трех возможных видов подчинительной связи – согласования, управления и примыкания (свежий наполнитель, наполнитель объема, наполнитель по-болгарски), то для глагола возможно присоединение зависимых компонентов только при помощи управления и примыкания (наполнять объем, наполнять по-болгарски).

В современном синтаксисе выделяется специальный подраздел, изучающий весь арсенал возможных связей знаменательного слова определенного лексико-грамматического класса. Этот подраздел называется синтаксисом слова (или синтаксисом знаменательного слова).

Форма слова (или словоформа) – отдельная форма знаменательного слова, элемент его парадигмы. Форма слова участвует в образовании словосочетаний, простых и сложных предложений, выполняя при этом синтаксические функции, определяемые ее морфологическими и лексико-семантическими свойствами. В современной синтаксической теории используется новый более точный термин – синтаксическая форма слова, помогающий разделить явления морфологического и синтаксического уровней. Понятия морфологическая форма слова и синтаксическая форма слова не совпадают. Синтаксическая форма слова – это морфологическая форма слова, выполняющая определенную синтаксическую функцию, вытекающую из лексико-семантических и грамматических свойств данного слова. Иначе говоря, синтаксическую форму слова (или ФС) можно представить, как единство нескольких компонентов: синтаксическая ФС = морфологическая ФС + лексико-семантические свойства слова + синтаксическая функция. Именно синтаксическую форму слова предлагается рассматривать как первичную синтаксическую единицу языка.

Все явления, связанные с синтаксическими возможностями формы слова (способностью участвовать в формировании структуры словосочетания, предложения), а также с правилами ее употребления в современном русском языке, относятся к особому подразделу синтаксиса – синтаксису формы слова.

Основные аспекты изучения синтаксических единиц. Синтаксические единицы языка, принадлежащие высшему грамматическому уровню языковой системы, обладают очень сложной организацией и отличаются многогранностью, позволяющей рассматривать их с различных точек зрения, освещая различные грани их языковой природы. В синтаксических теориях XX века отчетливо проявилась дифференциация аспектов исследования синтаксических единиц, т.е. сформировались направления, исследующие одну или две (реже – более) грани синтаксических единиц. Среди изобилия синтаксических теорий можно выделить четыре основных аспекта исследования синтаксических единиц, так или иначе представленных в различных направлениях и школах синтаксиса: 1) логический (или логико-грамматический), 2) структурный, 3) семантический и 4) коммуникативный.

Логический аспект исследует соотношение форм языка и мышления. В центре внимания этого направления находится предложение как единица языка, предназначенная для передачи мысли-суждения. В рамках этого направления исследуется соотношение между видами мысли-суждения (мысль-сообщение, мысль-вопрос, мысль-побуждение) и структурно-семантическими особенностями функционально-семантических типов предложения (повествовательных, вопросительных, побудительных), а также обусловленность структуры предложения степенью членимости мысли-суждения. При этом определение грамматических категорий предложения дается с позиций универсальных категорий логики (категорий суждения и умозаключения). Для описания предложения с этих позиций широко применяются термины формальной логики (субъект, предикат, объект, атрибут и др.), содержание которых у разных авторов не совпадает, поскольку теоретические разработки этого плана опираются на различные школы в логике и философии. Во второй половине XX в. в центре внимания этого направления оказываются проблемы логической семантики, основными понятиями которой являются понятие сигнификата (интенсионала, смысла) и денотата (экстенсионала, референта). Особое значение придается проблемам синонимии, значимости и аналитичности предложений, роли смысла субъектного выражения в формировании значения предложения.

Структурный аспект основное внимание уделяет формальной (конструктивной) организации синтаксических единиц всех подуровней синтаксической системы – словосочетания, простого предложения, сложного предложения, а в последние 40 лет – сложного синтаксического целого и текста. Основная цель – выявление структурных схем (моделей), по которым строятся синтаксические единицы разного ранга. Например, в основе словосочетаний зеленый лес, новая школа, чистое поле лежит одна и та же языковая модель (структурная схема) «существительное + согласуемое прилагательное», выражающая абстрагированное грамматическое значение (определительное) «предмет + признак предмета». Эта модель может быть описана с помощью условных обозначений, образованных от латинских названий частей речи и некоторых грамматических форм, как это принято в современных академических грамматиках в описании простых предложений. Предложение также анализируется в поисках основных структурных схем (моделей) этих единиц. Так, для простых предложений Поезд идет; Урок начался; Ребенок спит типовая модель определяется как двукомпонентная подлежащно-сказуемостная схема «именительный падеж существительного – спрягаемая форма глагола» (или N1 - Vf ), выражающая «отношение между субъектом и его предикативным признаком – действием или процессуальным состоянием». При построении таких схем, как правило, учитываются только те компоненты предложения, которые организуют его предикативную основу, необходимую для выражения мысли-суждения. Одной из важнейших задач современного структурного синтаксиса признается выявление полного списка основных структурных схем предложений, характерных для конкретного национального языка.

Семантический аспект характеризуется обращением к смысловой стороне синтаксических единиц – синтаксической семантике. При этом различают языковую и речевую семантику синтаксических единиц. Языковая семантика – это абстрагированное от конкретных лексических (речевых) значений обобщенное смысловое (типовое) значение языковой единицы, т.е. ее абстрактное грамматическое значение. Речевая семантика – это индивидуальное значение конкретных синтаксических единиц, связанное с лексическим значением составляющих их компонентов. Например, словосочетания ледяной ветер, горячий песок, глубокая вода, синее небо имеют различные индивидуальные лексические значения, но объединяются общей языковой семантикой – «предмет + его признак», или, иначе говоря, обобщенным типовым синтаксическим значением – атрибутивным (определительным). Предложения Ветер крепчал; Небо синело, различаясь конкретной речевой семантикой, также обладают единой обобщенной языковой семантикой – «сообщение о предмете и его процессуальном признаке (изменении состояния)». Языковая семантика словосочетаний опирается на категориальные значения частей речи. В основе языковой семантики предложений лежит выражение отношения говорящего к сообщаемому (сообщение, вопрос или волеизъявление – приказ, пожелание, просьба) и отношение сообщаемого к реальной действительности (модально-временной план высказывания). Семантический синтаксис исследует компоненты языковой семантики синтаксических единиц и возникающие между ними отношения.

Коммуникативный синтаксис исследует единицы синтаксиса с точки зрения их функций в процессе коммуникации. С этих позиций выделяются единицы докоммуникативного уровня (словоформа, слово, словосочетание) и коммуникативные единицы (предложение, сложное синтаксическое целое, текст). Первые не являются самостоятельными единицами сообщения, т.е. не выполняют коммуникативную функцию, а вторые предназначены для передачи информации и, следовательно, выполняют коммуникативную функцию. Это направление получило название коммуникативного синтаксиса. Важнейшей задачей этого направления является исследование способов включения коммуникативных единиц в процесс коммуникации: влияние целей и условий коммуникации на формирование предложения и информативную роль его компонентов. С наибольшей полнотой этот аспект исследования синтаксических единиц проявился в теории актуального членения предложения, рассматривающей единицы речи – высказывания, образованные по моделям предложения, и способы актуализации (выделения) информативного центра высказывания. В рамках этой теории в предложении-высказывании выделяются тема («данное», основа высказывания) и рема («новое», предицируемая часть). Например, в высказывании По вечерам все собирались у телевизора, в зависимости от актуального для конкретной коммуникации информативно важного момента (ответа на вопрос Когда это происходило? или Что происходило по вечерам?) в качестве ремы, соответственно, могут быть выделены разные компоненты: По вечерам | все собирались у телевизора или По вечерам| все собирались у телевизора.

Указанные направления имеют разную степень изолированности друг от друга и могут объединяться в рамках одной теории, образуя разноаспектные учения, т.е. исследующие и описывающие единицы языка одновременно с различных позиций. К таким разноаспектным теориям относятся, например, структурно-семантическое и функционально-семантическое направления в синтаксисе.

Особенностью структурно-семантического направления является многоаспектное изучение и описание синтаксических единиц. Главной задачей описания синтаксических единиц представляется выявление комплекса их дифференциальных признаков – структурных и семантических. Структурная организация синтаксической единицы рассматривается в тесной связи с ее синтаксическим значением. При этом учитывается как значение синтаксических единиц, так и значение их отношений. Значение синтаксической единицы понимается как ее лексико-грамматическая семантика, а значение отношения единиц представляется как то значение, которое возникает у одной синтаксической единицы по отношению к другой. Например, для словосочетаний читать вслух и чтение вслух синтаксические значения определяются, соответственно, как «действие и его обстоятельственный признак» = обстоятельственные отношения и «опредмеченное действие и его признак» = определительно-обстоятельственные отношения.

Для функционально-семантического направления характерно исследование синтаксических единиц в направлении от смысла к его выражению, от функций к языковым средствам их реализации. Это направление оперирует такими понятиями, как семантическая категория, функционально-семантической поле, категориальная ситуация. Функционально-семантический анализ синтаксической единицы предполагает выявление лексических, синтаксических, контекстуальных, ситуативных и прагматических условий их употребления. Так, в описании конкретной формы слова, словосочетания или предложения учитывается их лексико-грамматическое значение, синтаксическая форма и синтаксическое значение, их контекстуально-ситуативное употребление, выявляются типы ситуаций, выражаемых этими единицами в речи.

Понятие о синтаксической форме и синтаксическом значении. Каждая грамматическая единица языка имеет формальную организацию, которая передает некоторое абстрагированное (обобщенное) языковой значение, а нередко и целый набор языковых значений, наделенных разной степенью абстракции. Так, морфологическая форма слова, образуемая набором морфем, передает целый ряд языковых значений, абстрагированных от конкретных лексических значений. Например, морфологическая форма слов учитель, строитель, двигатель, растворитель (корневая морфема + суффикс ТЕЛЬ + нулевая флексия) передает следующий набор языковых значений: 1) субстанциональность; 2) лицо или предмет с характерным –для него действием-признаком (ТЕЛЬ); 3) единственное число; 4) мужской род; 5) именительный падеж (нулевая флексия). Единицы синтаксического уровня (словосочетания, предложения) наделены синтаксической формой, передающей обобщенное синтаксическое значение.

Синтаксическая форма представляет собой «способ организации структуры синтаксической единицы», который имеет три необходимых звена: 1) обладает структурно-семантической целостностью и завершенностью; 2) состоит из некоторого числа компонентов, выражающих инвариантные (типовые) языковые синтаксические отношения; 3) реализует определенный способ связи между компонентами. Так, словосочетания солнечный луч, темная ночь, широкое поле представляют одну синтаксическую форму, которая 1) является целостной и завершенной единицей – “слово + зависимая форма слова”; 2) состоит из двух компонентов с инвариантными определительными синтаксическими отношениями – “предмет + признак предмета”; 3) компоненты соединяются подчинительной связью – полное согласование. Данную синтаксическую форму можно изобразить по-разному, пользуясь различными системами обозначения:

                    согласование                                                         согласование

                                                     

а) прилагательное + существительное                          б) Adj    +    N  

Синтаксическая форма предложений Мальчик читает книгу; Девочка ест яблоко; Мама варит кашу, кроме обязательной структурно-семантической завершенности, имеет еще два признака: а) состоит из трех компонентов с инвариантными синтаксическими отношениями “субъект + предикативный признак субъекта + объект”, б) реализует предикативную связь (субъект – предикативный признак субъекта) и подчинительную связь – управление (предикативный признак субъекта + объект). Она может быть представлена схемой N 1   – Vf + ( N 4 ), в которой два первых компонента образуют предикативную основу, а третий ( N 4 ) является распространяющим членом, обычно не отмечаемым в типовой структурной схеме предложения, но важным для данной синтаксической формы предложения.

Синтаксическая форма соответственно передает синтаксическое значение, которое формируется синтаксическими отношениями ее компонентов. Синтаксические единицы, имеющие одну и ту же синтаксическую форму, наделены одним и тем же обобщенным языковым значением (или синтаксической семантикой). Если для словосочетаний синтаксическое значение определяется категориальными значениями частей речи (см. выше “Семантический аспект”), то синтаксическая семантика предложения представляет собой очень сложное формирование, важнейшим элементом которого являются значение предикативности (отношение содержания к действительности – см. об этом далее в разделе «Простое предложение»), обязательное для всех предложений. Кроме того, языковое значение предложения формируют инвариантные синтаксические отношения обобщенных грамматических значений компонентов, образующих его синтаксическую форму, и специфические для данной формы лексико-грамматические значения ее компонентов. Так, синтаксическое значение приведенных выше предложений – «отношение между субъектом и его предикативным признаком – действием, направленным на объект».   

Основные средства построения синтаксических единиц. Для построения синтаксической единицы необходимо “связать” ее компоненты, выразить отношения между ними при помощи соответствующего набора языковых средств. Основными средствами выражения отношений между компонентами синтаксических единиц в современном русском языке являются элементы, относящиеся к разным уровням языковой системы, но предназначенные для построения синтаксических единиц:

1) морфологические средства (элементы словоформ и словоформы): а) флексии, б) предлоги: письмо матери - письмо от матери; шелковое платье - платье из шелка и др.;

2) лексические средства – различные типизированные лексические элементы, как правило, специализированные местоименные слова, уточняющие отношения между компонентами синтаксической единицы или служащие для формирования специфических типов предложений, например, вопросительных: Пошел дождь, и поэтому мы вернулись домой (причинно-следственные отношения между частями сложносочиненного предложения); Сумейте создать соответствующие условия, и тогда вы удлините жизнь растений (условно-следственные отношения); Кто пришел? Где вы были? и т.п.;

3) синтаксические средства: а) служебные слова (союзы, частицы), устанавливающие различные отношения между компонентами простого предложения и предикативными частями сложного предложения: День выдался солнечным и теплым; Снегопад был обильным, но не долгим; Он сказал, что придет завтра; Сад был заброшен и неухожен, в доме же царил порядок; б) порядок компонентов: Мать любит дочь – Дочь любит мать; Весело значит радостно - Радостно значит весело (при формальном сходстве компонентов решающую роль в определении их синтаксической роли играет принятый в русском языке прямой порядок слов, при котором на первом месте в предложении стоит подлежащее);

4) фонетические средства: интонация, логическое ударение, изменение которых в предложении вызывает изменение его значения: Вы сегодня сдаете экзамен. – Вы сегодня сдаете экзамен. – Вы сегодня сдаете экзамен. - Вы сегодня сдаете экзамен? – Вы сегодня сдаете экзамен? – Вы сегодня сдаете экзамен?

 

             Тема 8. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИКИ.

1. Прагматика речевого общения. Типы коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация. Средства коммуникации.

2. Теория речевых актов. Структура и типы речевых актов. Понятие о тексте и дискурсе.

  Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
Поэт О.Э. Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется...”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в ‘чертоге теней’ – столько неточных высказываний и невысказанных мыслей тянутся за нами в жизни и общении[1].
  Система, обеспечивающая речевую коммуникацию – человеческий язык. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:
речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,
речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,
с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,
в речевой коммуникации создаются социальные значения.
В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами. Иногда иностранцу приходится читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем он начнет правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и, следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).
     2. Единицы речевой коммуникации
Языковая коммуникация имеет целый ряд наименований: речевая коммуникация, вербальная коммуникация, речевое общение, вербальное общение, речевая деятельность, речь.
Единицы речевой коммуникации - единицы, образующиеся в процессе вербального общения и организующие это общение. Результат комбинирования в процессе общения единиц языка (т. е. морфем, слов и словосочетаний), которые характеризуются постоянством своих структур[2]. Общими свойствами. являются их производимость, сложное построение и способность входить в более крупные образования.
Основными единицами языковой коммуникации являются речевые акты (или языковые акты). Слово акт употребляют, чтобы подчеркнуть динамическую, процессуальную сторону явления. Если не имеется в виду процесс, нередко пользуются термином высказывание. Речевые акты принято условно квалифицировать как реализации (произнесения, исполнения) предложений, хотя подчас речевым актом называют и такую далеко не элементарную форму, как лекция, проповедь, доклад.
Слово речь довольно многозначно. Это и акт произнесения высказывания, говорения (т.е. акт говорящего), и единство актов говорящего и пишущего, и акт пишущего, и единство актов пишущего и читающего, и вся совокупность актов говорящего и пишущего, с одной стороны, и актов слушающего и читающего, с другой стороны. Иначе говоря, речевой акт может рассматриваться как единство, с одной стороны, акта производства высказывания и его передачи в устной или письменной форме и, с другой стороны, акта восприятия и понимания этого высказывания. Мы можем говорить о речи устной и письменной. Слово речь может служить названием формы бытия языка, способа (модуса) его существования[3].
Иногда различают речевую деятельность и речь. В первом случае имеются в виду речевые акты, а во втором - совокупность высказываний текстов. Есть попытки именовать речью только устные высказывания, обмен которыми производится в речевом общении, и речи противопоставлять тексты как формы письменной фиксации речи, функционирующие в текстовом общении, а под названием дискурс объединять и то, и другое.
Классификация речевых актов опирается, прежде всего, на заложенные в них коммуникативные намерения (интенции) говорящего. Речевые акты могут быть прямыми и непрямыми (косвенными). Так, интеррогативный речевой акт в определённых ситуациях общения может взять на себя функцию просьбы (один из видов директивов): Вы не дадите мне эту книгу до завтра?
Обычно процессы речевой коммуникации протекают в виде последовательностей речевых актов.

    Связные последовательности речевых актов именуют дискурсом.
Если в том или ином коммуникативном эпизоде происходит хотя бы однократная смена коммуникативных ролей, когда роль говорящего берёт на себя слушающий, а говорящий становится слушающим (в англоязычной литературе это явление именуется turn taking), то мы имеем дело с диалогом. В нём друг с другом соотносятся реплики, или речевые ходы (moves). Связность диалога обеспечивается, между прочим, и тем обстоятельством, что за вопросом следует ответ, за приглашением или предложением чего-либо - согласие или отказ, за упрёком - оправдание или возражение, за комплиментом или похвалой - выражение благодарности, после оскорбления ожидается извинение и т.п. В речевое взаимодействие может быть включён и неречевой ход (так, вместо словесного согласия может последовать кивок головы, вместо ответа на вопрос - пожатие плечами).
Речевые акты как единицы речевой коммуникации могут иметь следующие формы - это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция[5].
Разговор - это словесный обмен мнениями, сведениями. Разговор часто употребляется как синоним к слову беседа. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие 2-х или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Обсуждение ведется по какой-либо определенной теме и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Беседа особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему. Собеседование - специально организованная беседа на общественные, научные темы.
Спор. Слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.
Слово диспут пришло к нам из латинского (disputar - рассуждать, disputatio - прение) и первоначально обозначало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
Дискуссией (лат. discusso исследование, рассмотрение разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия- это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или только некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под председательством должностного лица.
Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом. Заседание комиссии - наиболее частый вид массового обсуждения.  Регулярные деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной. Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при обсуждении не занимал преимущественного положения и чтобы высказалось по возможности как можно больше компетентных участников собрания.
Групповая дискуссия заключается в обсуждении вопросов специальной выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии - представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет аудитории к какому-либо единообразии действий.
В групповой дискуссии принимает участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Её вариант- диалог, включает только двух участников. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие замечания.
Симпозиум - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и ту же тему. Как и в групповой дискуссии её цели сводятся обычно не к разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для расширения кругозора аудитории и оказании на неё воздействия. Число выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или вопросы со стороны слушателей.
Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме. Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи, поскольку она не связана определенной формой и временем.
Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный, враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии и диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию.
Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.
Слово дебаты французского происхождения (debat- спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.
Единой классификации споров не существует, хотя делаются попытки систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относится цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для её обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в её решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.
































Тема 9. ПИСЬМО

1.Письмо как дублер звукового языка.

· Вещные (предметные) способы передачи сообщений.

· Причины зарождения письма.

2. Типы письма по характеру начертательных знаков.

· Пиктография, наглядно-образная и условно-символическая.

· Логография и морфемография.

· Фонография: а)    слоговое письмо; б) буквенно-звуковое письмо.

3. Графика и орфография.

· Графика как совокупность всех средств данной системы
письма: а) алфавит как основа звукового письма; происхождение ос­новных алфавитов; б)       лигатуры и диакритические знаки; в) прочие начертательные знаки в современных типах письма.

· Графика как совокупность правил использования и чтения
букв.

· Орфография и ее основные принципы: а)    фонетический и фонематический; б)       морфологический и символический; в) традиционный.

4.Специальные типы письма.

· Фонематическая транскрипция.

· Фонетическая транскрипция,    различные ее системы и
международный фонетический алфавит.

· Практическая транскрипция и транслитерация.

Графема – основная единица системы письма. Каждая графема должна иметь своим денотатом одну и ту же единицу звучащей речи. Письмо как знаковая система должно содержать графические единицы (графемы) и правила их сочетания.

Выделяются следующие типы письма, исторически сменявшие друг друга: предметное письмо, пиктографическое, идеографическое, иероглифическое (логографическое, словесное или словесно-морфемное), слоговое или силлабографическое (силлабическое), буквенно-звуковое (фонематическое или алфавитное), вокализованно-звуковое или фонемографическое.

       Основная задача графики - изучение начертаний букв и соотношение между буквами и звуками. Графические способы передачи отдельных фонем: однозначные буквы, многозначные буквы, сочетание букв, лигатуры, диакритические знаки, знаки препинания.




Дата: 2019-02-02, просмотров: 550.