ПО КУРСУ «Основы общего языкознания (введение в языкознание)»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПО КУРСУ «Основы общего языкознания (введение в языкознание)»

 

   Тема1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА НАУК О ЯЗЫКЕ.

       Языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития языков мира.

       Языкознание как самостоятельная наука сформировалась в 19 веке; включает в себя общее, частное, теоретическое и прикладное языкознание; внешнюю и внутреннюю лингвистику. Общее языкознание изучает общие законы организации и функционирования языков, частное – отдельные языки или группы родственных языков, теоретическое – свойства и функции языка, прикладное - способы практического использования языка (создание алфавитов, программ машинного перевода, письма для сле­пых, транскрипции и т. д.); внешняя лингвистика - связь языка и общества; внутренняя лингвистика - систему и структуру языка как отдельного явления.

В состав общего языкознания входит типологическое языкознание, которое путем сопоставления языков изучает общие законы их организации, развития и функционирования; устанавливает языковые универсалии (абсолютные и статические).Частное языкознание подразделяется на историческое, или диахроническое, которое изучает развитие языка во времени; описательное, или синхроническое, исследующее структуру языка в оп­ределенный период времени; внешняя лингвистика — на социолингвистику, лингвогеографию, этнолингвистику; внутренняя лингвистика — на фонетику, фонологию, лексикологию, семасиологию, морфологию, синтаксис, словообразование.

С языкознанием связаны гуманитарные и естественные науки. Литературоведение и языкознание имеют общий предмет исследова­ния — художественный текст;  философия дает языкознанию базу для теоретических концепций языка; связь языкознания и логики обусловлена связью языка и мышления; историческая лингвистика существует на основе связи языкознания с историей; связь языкознания с археологией, этнографией, антропологией состав­ляет основу палеографии; на основе связи языкознания с социологией существует социолингвис­тика; языкознания с психологией — психолингвистика; языкознания с семиотикой — лингвосемиотика.

Биологический аспект языка обуславливает связь языкознания с био­логией, физиологией, неврологией, психиатрией; на основе этой связи строится нейролингвистика. Взаимосвязь лингвистических и географических фактов объясняет связь языкознания с географией и составляет основу лингвогеографии; акустическая сторона языка связывает языкознание с физикой — на основе физических законов строится экспериментальная фонетика; на основе связи языкознания с математикой и кибернетикой — инже­нерная лингвистика.

 

Тема 2. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Существует три аспекта изучения языка: биологический, обусловленный физиологией речи; социальный, базирующийся на том факте, что вне общества язык су­ществовать и развиваться не может; индивидуальный, обусловленный особенностями воспроизведения и восприятия речи индивидуумом.

С точки зрения лингвосемиотики язык — система знаков. Имеются следующие группы знаков: условные — существуют по договоренности, безусловные — связь между содержанием и формой знака является причинно-следственной. Языковые знаки относятся к первой группе — условных. Общие свойства знаков: двусторонность — любой знак состоит из материальной стороны (оз­начающее) и идеального содержания (означаемое), возможно нулевое означающее, системность — любой знак существует в системе, необходимо наличие хотя бы двухкомпонентной системы. Свойства языковых знаков: линейность означающего - последовательность одного знака за другим (человек идет), продуктивность -  возможность создания различных комбинаций зна­ков (снег/время/человек/поезд идет); системность — существование в системе, представляющей собой со­вокупность знаков, находящихся в различных отношениях; изменчивость означающего и неизменность означаемого — слово может менять свое значение в течение времени, сохраняя при этом неиз­менной форму.

       Основные функции языка – коммуникативная (как средство человеческого общения), когнитивная (как средство получения новых знаний о действительности). Выделяются также эмоциональная (эмотивная), или экспрессивная, (выражения чувств и эмоций); эстетическая; поэтическая; метаязыковая и др.          

       Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Связь с мышлением позволяет языку осуществлять коммуникативную и когнитивную функции. Образуя теснейшее единство, язык и мышление не составляют тождества; их области пересекаются, но не совпадают полностью.

 

ЯЗЫК МЫШЛЕНИЕ
Выражает действительность Отражает действительность
Материален Идеально – не имеет свойств материи

      

Л. В. Щерба различал три аспекта языка: речевая деятельность - психофизиологический процесс, включающий говорение, аудирование, чтение и письмо; языковая система — грамматика языка и его словарь; языковой материал — тексты.

 

Рис. 1                                                Рис. 2

 

Схема конвергентного развития (рис. 2). Исконно разные языки (А, В, С, D …) либо, сохраняясь как разные, сближаются друг с другом в той или иной степени (в подобных случаях принято говорить об образовании «языкового союза»), либо же происходит «поглощение» одного языка другим, т. е. какой-то языковой коллектив вместо своего первоначального языка начинает общаться на другом языке. Обычно при этом язык, оказавшийся «победителем», впитывает в большей или меньшей мере отдельные черты поглощенного языка.

Особые случаи представляет а) образование койне – общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов (из которых какой-то один оказывается ведущим) и б) превращение одного из контактирующих языков в так называемую лингва франка – более или менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода каких-либо других языков, а сосуществующее с ними на одной территории и подвергающееся их воздействию.

Койнё (др.-греч.he koinedialektos 'общий язык') — первоначально общегреческое наречие, сложившееся с IV в. до н. э. на базе аттического диалекта (разговорного языка Афин) с примесью ионического и других диалектов, а позже — всякий общий язык, образованный по такому типу.

Позднелат.lingua franca букв, 'франкский язык', т. е. язык, на котором франки, завоевавшие в V в н. э. Галлию, общались с местным населением (романизованными кельтами). Позже так стали называть и другие языки межэтнического общения.

В реальной истории языков процессы дивергенции и конвергенции постоянно сочетаются и переплетаются друг с другом.

Развитие языков всегда было тесно связано с судьбами их носителей и, в частности, с развитием устойчивых социальных форм объединения людей.

В эпоху разложения первобытнообщинного строя, с возникновением частнособственнических отношений и появлением классов на смену племенам приходят народности. Соответственно, складываются языки народностей. Взамен племенной организации формируется чисто территориальная. Поэтому диалектное членение языка народности обычно бывает лишь отчасти связано со старыми различиями пламенных языков или диалектов; в большей степени оно отражает складывающиеся территориальные объединения и их границы.

Иногда язык формирующейся или уже сформировавшейся народности дополнительно получает функции лингва франка, становясь языком межэтнического общения для ряда родственных и неродственных сопредельных племен, даже и не объединяющихся в народность. Примерами могут служить языки чинук у индейских племен Тихоокеанского побережья Америки, хауса в Западной Африке, суахили в Восточной Африке южнее экватора, малайский язык на островах Юго-Восточной Азии.

 

Тема 5. ЯЗЫК И ПОЗНАНИЕ.

1. Язык и мышление.

2. Гносеологическая функция языка.  Диалектическая связь языка и мышления. Язык как непосредственная действительность мысли.

3. Соотношение единиц языка и форм мышления. Основные понятия психолингвистики. Формирование когнитивной лингвистики.

4. Языковая картина мира. Понятие языковой картины мира. Структурирование мира.

5. Концепт и понятие. Типы концептов.

6. Пресуппозиции.

7. Семантические примитивы. Фреймы, сценарии, схемы.

 

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Существует три аспекта изучения языка: биологический, обусловленный физиологией речи; социальный, базирующийся на том факте, что вне общества язык су­ществовать и развиваться не может; индивидуальный, обусловленный особенностями воспроизведения и восприятия речи индивидуумом.

Язык всегда – достояние коллектива, «...существующее, – как это формулируют Маркс и Энгельс,— и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого...». Непременным условием организации совместной трудовой деятельности, функционирования социальных институтов, развития культуры является постоянное и активное речевое общение членов коллектива.

Основные функции языка – коммуникативная (как средство человеческого общения), когнитивная (как средство получения новых знаний о действительности). Выделяются также эмоциональная (эмотивная), или экспрессивная, (выражения чувств и эмоций); эстетическая; поэтическая; метаязыковая и др.

Важнейшей функцией языка является коммуникативная (от лат. comtnunicatio 'общение') – предназначение служить орудием общения, обмена мыслями, информацией. С этой функцией неразрывно связана мыслеформирующая (когнитивная – от лат.cognitio - знание, познание) функция – способность языка быть «образующим органом мысли» (Вильгельм Гумбольдт – 1767-1835 гг.), хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта поколений.

Частные функции языка выделяются внутри этих двух важнейших функций. Например, коммуникативная функция имеет следующие частные функции:

· констатирующую – служить для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательные предложения);

· вопросительную – служить для запроса о факте (ср. вопросительные предложения, вопросительные слова);

· апеллятивную (от лат. appello 'об- ращаюсь к кому-л.') – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

· экспрессивную – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроения и эмоции;

· контактоустанавливающую (фатическую) – функцию создания и поддержания контакта между собеседниками (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.);

· метаязыковую – функцию истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника);

· эстетическую – функцию эстетического воздействия;

· идентифицирующую – функцию индикатора (показателя) к определенной нации или народности, социальной, возрастной группе.

В процессе общения, в конкретных высказываниях, частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях (апеллятивная + экспрессивная, вопросительная + экспрессивная, контактоустанавливающая + экспрессивная + идентифицирующая и т.д.).

Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Связь с мышлением позволяет языку осуществлять коммуникативную и когнитивную функции. Образуя теснейшее единство, язык и мышление не составляют тождества; их области пересекаются, но не совпадают полностью.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании.

Мышление может быть вербальным и невербальным

Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных. Для человека характерно сочетание невербального и вербального мышления. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Особый тип наглядно-образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора.

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи.

Таким образом, язык организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Вербальное (понятийное) мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общении. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами.

Мышление человека многокомпонентно, это сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга и нередко выступающих в синтезе, во взаимопереплетении. Вербальное, речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

Основные различия между языком и мышлением заключаются в следующем:

 

ЯЗЫК МЫШЛЕНИЕ
Выражает действительность Отражает действительность
Материален Идеально – не имеет свойств материи

Соотношение единиц языка и мышления:

Единицы мышления Единицы языка
понятие слово
суждение предложение

                                                                                                                                                

Язык и речь. Л. В. Щерба различал три аспекта языка: речевая деятельность – психофизиологический процесс, включающий говорение, аудирование, чтение и письмо; языковая система – грамматика языка и его словарь; языковой материал – тексты.

В языкознании противопоставляются язык и речь. Это противопоставление (дихотомия) было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857—1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения, позднее эти понятия были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880—1944) и его учениками.

Тема 9. ПИСЬМО

1.Письмо как дублер звукового языка.

· Вещные (предметные) способы передачи сообщений.

· Причины зарождения письма.

2. Типы письма по характеру начертательных знаков.

· Пиктография, наглядно-образная и условно-символическая.

· Логография и морфемография.

· Фонография: а)    слоговое письмо; б) буквенно-звуковое письмо.

3. Графика и орфография.

· Графика как совокупность всех средств данной системы
письма: а) алфавит как основа звукового письма; происхождение ос­новных алфавитов; б)       лигатуры и диакритические знаки; в) прочие начертательные знаки в современных типах письма.

· Графика как совокупность правил использования и чтения
букв.

· Орфография и ее основные принципы: а)    фонетический и фонематический; б)       морфологический и символический; в) традиционный.

4.Специальные типы письма.

· Фонематическая транскрипция.

· Фонетическая транскрипция,    различные ее системы и
международный фонетический алфавит.

· Практическая транскрипция и транслитерация.

Графема – основная единица системы письма. Каждая графема должна иметь своим денотатом одну и ту же единицу звучащей речи. Письмо как знаковая система должно содержать графические единицы (графемы) и правила их сочетания.

Выделяются следующие типы письма, исторически сменявшие друг друга: предметное письмо, пиктографическое, идеографическое, иероглифическое (логографическое, словесное или словесно-морфемное), слоговое или силлабографическое (силлабическое), буквенно-звуковое (фонематическое или алфавитное), вокализованно-звуковое или фонемографическое.

       Основная задача графики - изучение начертаний букв и соотношение между буквами и звуками. Графические способы передачи отдельных фонем: однозначные буквы, многозначные буквы, сочетание букв, лигатуры, диакритические знаки, знаки препинания.




ПО КУРСУ «Основы общего языкознания (введение в языкознание)»

 

   Тема1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА НАУК О ЯЗЫКЕ.

       Языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития языков мира.

       Языкознание как самостоятельная наука сформировалась в 19 веке; включает в себя общее, частное, теоретическое и прикладное языкознание; внешнюю и внутреннюю лингвистику. Общее языкознание изучает общие законы организации и функционирования языков, частное – отдельные языки или группы родственных языков, теоретическое – свойства и функции языка, прикладное - способы практического использования языка (создание алфавитов, программ машинного перевода, письма для сле­пых, транскрипции и т. д.); внешняя лингвистика - связь языка и общества; внутренняя лингвистика - систему и структуру языка как отдельного явления.

В состав общего языкознания входит типологическое языкознание, которое путем сопоставления языков изучает общие законы их организации, развития и функционирования; устанавливает языковые универсалии (абсолютные и статические).Частное языкознание подразделяется на историческое, или диахроническое, которое изучает развитие языка во времени; описательное, или синхроническое, исследующее структуру языка в оп­ределенный период времени; внешняя лингвистика — на социолингвистику, лингвогеографию, этнолингвистику; внутренняя лингвистика — на фонетику, фонологию, лексикологию, семасиологию, морфологию, синтаксис, словообразование.

С языкознанием связаны гуманитарные и естественные науки. Литературоведение и языкознание имеют общий предмет исследова­ния — художественный текст;  философия дает языкознанию базу для теоретических концепций языка; связь языкознания и логики обусловлена связью языка и мышления; историческая лингвистика существует на основе связи языкознания с историей; связь языкознания с археологией, этнографией, антропологией состав­ляет основу палеографии; на основе связи языкознания с социологией существует социолингвис­тика; языкознания с психологией — психолингвистика; языкознания с семиотикой — лингвосемиотика.

Биологический аспект языка обуславливает связь языкознания с био­логией, физиологией, неврологией, психиатрией; на основе этой связи строится нейролингвистика. Взаимосвязь лингвистических и географических фактов объясняет связь языкознания с географией и составляет основу лингвогеографии; акустическая сторона языка связывает языкознание с физикой — на основе физических законов строится экспериментальная фонетика; на основе связи языкознания с математикой и кибернетикой — инже­нерная лингвистика.

 

Тема 2. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Существует три аспекта изучения языка: биологический, обусловленный физиологией речи; социальный, базирующийся на том факте, что вне общества язык су­ществовать и развиваться не может; индивидуальный, обусловленный особенностями воспроизведения и восприятия речи индивидуумом.

С точки зрения лингвосемиотики язык — система знаков. Имеются следующие группы знаков: условные — существуют по договоренности, безусловные — связь между содержанием и формой знака является причинно-следственной. Языковые знаки относятся к первой группе — условных. Общие свойства знаков: двусторонность — любой знак состоит из материальной стороны (оз­начающее) и идеального содержания (означаемое), возможно нулевое означающее, системность — любой знак существует в системе, необходимо наличие хотя бы двухкомпонентной системы. Свойства языковых знаков: линейность означающего - последовательность одного знака за другим (человек идет), продуктивность -  возможность создания различных комбинаций зна­ков (снег/время/человек/поезд идет); системность — существование в системе, представляющей собой со­вокупность знаков, находящихся в различных отношениях; изменчивость означающего и неизменность означаемого — слово может менять свое значение в течение времени, сохраняя при этом неиз­менной форму.

       Основные функции языка – коммуникативная (как средство человеческого общения), когнитивная (как средство получения новых знаний о действительности). Выделяются также эмоциональная (эмотивная), или экспрессивная, (выражения чувств и эмоций); эстетическая; поэтическая; метаязыковая и др.          

       Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Связь с мышлением позволяет языку осуществлять коммуникативную и когнитивную функции. Образуя теснейшее единство, язык и мышление не составляют тождества; их области пересекаются, но не совпадают полностью.

 

ЯЗЫК МЫШЛЕНИЕ
Выражает действительность Отражает действительность
Материален Идеально – не имеет свойств материи

      

Л. В. Щерба различал три аспекта языка: речевая деятельность - психофизиологический процесс, включающий говорение, аудирование, чтение и письмо; языковая система — грамматика языка и его словарь; языковой материал — тексты.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 478.