Языковые контакты и развитие языков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под воздействием внешних факторов в развитии языка происходят два основных процесса: дифференциация – дивергенция, расхождение; интеграция — конвергенция, схождение. Эти процессы являются необходимым условием развития языка, разнонаправлены, противоположны по результатам, приводят к образованию новых языков. В доклассовых обществах преобладали процессы дифференциации, в период новейшей истории – интеграции. Дифференциация приводит к увеличению числа языков, т.е. к распаду единого языка на отдельные языки и диалекты. Интеграция приводит к сокращению числа языков, т.е. к объединению диалектов и языков в единый язык. Выделяются два типа интеграции: добровольная (стирание диалектных различий при образовании языка) и насильственная (поглощение языка побежденных языком победителя).

Схема дивергентного развития (рис. 1). Единый язык А распадается сперва на диалекты А1, А2, А3 …, которые затем превращаются в самостоятельные языки В, С, D … При этом в каждом из них сохраняются какие-то черты их общего предка, в чем и проявляется языковое родство.

Рис. 1                                                Рис. 2

 

Схема конвергентного развития (рис. 2). Исконно разные языки (А, В, С, D …) либо, сохраняясь как разные, сближаются друг с другом в той или иной степени (в подобных случаях принято говорить об образовании «языкового союза»), либо же происходит «поглощение» одного языка другим, т. е. какой-то языковой коллектив вместо своего первоначального языка начинает общаться на другом языке. Обычно при этом язык, оказавшийся «победителем», впитывает в большей или меньшей мере отдельные черты поглощенного языка.

Особые случаи представляет а) образование койне – общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов (из которых какой-то один оказывается ведущим) и б) превращение одного из контактирующих языков в так называемую лингва франка – более или менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода каких-либо других языков, а сосуществующее с ними на одной территории и подвергающееся их воздействию.

Койнё (др.-греч.he koinedialektos 'общий язык') — первоначально общегреческое наречие, сложившееся с IV в. до н. э. на базе аттического диалекта (разговорного языка Афин) с примесью ионического и других диалектов, а позже — всякий общий язык, образованный по такому типу.

Позднелат.lingua franca букв, 'франкский язык', т. е. язык, на котором франки, завоевавшие в V в н. э. Галлию, общались с местным населением (романизованными кельтами). Позже так стали называть и другие языки межэтнического общения.

В реальной истории языков процессы дивергенции и конвергенции постоянно сочетаются и переплетаются друг с другом.

Развитие языков всегда было тесно связано с судьбами их носителей и, в частности, с развитием устойчивых социальных форм объединения людей.

В эпоху разложения первобытнообщинного строя, с возникновением частнособственнических отношений и появлением классов на смену племенам приходят народности. Соответственно, складываются языки народностей. Взамен племенной организации формируется чисто территориальная. Поэтому диалектное членение языка народности обычно бывает лишь отчасти связано со старыми различиями пламенных языков или диалектов; в большей степени оно отражает складывающиеся территориальные объединения и их границы.

Иногда язык формирующейся или уже сформировавшейся народности дополнительно получает функции лингва франка, становясь языком межэтнического общения для ряда родственных и неродственных сопредельных племен, даже и не объединяющихся в народность. Примерами могут служить языки чинук у индейских племен Тихоокеанского побережья Америки, хауса в Западной Африке, суахили в Восточной Африке южнее экватора, малайский язык на островах Юго-Восточной Азии.

 

Тема 5. ЯЗЫК И ПОЗНАНИЕ.

1. Язык и мышление.

2. Гносеологическая функция языка.  Диалектическая связь языка и мышления. Язык как непосредственная действительность мысли.

3. Соотношение единиц языка и форм мышления. Основные понятия психолингвистики. Формирование когнитивной лингвистики.

4. Языковая картина мира. Понятие языковой картины мира. Структурирование мира.

5. Концепт и понятие. Типы концептов.

6. Пресуппозиции.

7. Семантические примитивы. Фреймы, сценарии, схемы.

 

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Существует три аспекта изучения языка: биологический, обусловленный физиологией речи; социальный, базирующийся на том факте, что вне общества язык су­ществовать и развиваться не может; индивидуальный, обусловленный особенностями воспроизведения и восприятия речи индивидуумом.

Язык всегда – достояние коллектива, «...существующее, – как это формулируют Маркс и Энгельс,— и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого...». Непременным условием организации совместной трудовой деятельности, функционирования социальных институтов, развития культуры является постоянное и активное речевое общение членов коллектива.

Основные функции языка – коммуникативная (как средство человеческого общения), когнитивная (как средство получения новых знаний о действительности). Выделяются также эмоциональная (эмотивная), или экспрессивная, (выражения чувств и эмоций); эстетическая; поэтическая; метаязыковая и др.

Важнейшей функцией языка является коммуникативная (от лат. comtnunicatio 'общение') – предназначение служить орудием общения, обмена мыслями, информацией. С этой функцией неразрывно связана мыслеформирующая (когнитивная – от лат.cognitio - знание, познание) функция – способность языка быть «образующим органом мысли» (Вильгельм Гумбольдт – 1767-1835 гг.), хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта поколений.

Частные функции языка выделяются внутри этих двух важнейших функций. Например, коммуникативная функция имеет следующие частные функции:

· констатирующую – служить для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательные предложения);

· вопросительную – служить для запроса о факте (ср. вопросительные предложения, вопросительные слова);

· апеллятивную (от лат. appello 'об- ращаюсь к кому-л.') – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

· экспрессивную – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроения и эмоции;

· контактоустанавливающую (фатическую) – функцию создания и поддержания контакта между собеседниками (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т. п.);

· метаязыковую – функцию истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника);

· эстетическую – функцию эстетического воздействия;

· идентифицирующую – функцию индикатора (показателя) к определенной нации или народности, социальной, возрастной группе.

В процессе общения, в конкретных высказываниях, частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях (апеллятивная + экспрессивная, вопросительная + экспрессивная, контактоустанавливающая + экспрессивная + идентифицирующая и т.д.).

Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Связь с мышлением позволяет языку осуществлять коммуникативную и когнитивную функции. Образуя теснейшее единство, язык и мышление не составляют тождества; их области пересекаются, но не совпадают полностью.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании.

Мышление может быть вербальным и невербальным

Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных. Для человека характерно сочетание невербального и вербального мышления. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Особый тип наглядно-образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора.

Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи.

Таким образом, язык организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Вербальное (понятийное) мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общении. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами.

Мышление человека многокомпонентно, это сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга и нередко выступающих в синтезе, во взаимопереплетении. Вербальное, речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

Основные различия между языком и мышлением заключаются в следующем:

 

ЯЗЫК МЫШЛЕНИЕ
Выражает действительность Отражает действительность
Материален Идеально – не имеет свойств материи

Соотношение единиц языка и мышления:

Единицы мышления Единицы языка
понятие слово
суждение предложение

                                                                                                                                                

Язык и речь. Л. В. Щерба различал три аспекта языка: речевая деятельность – психофизиологический процесс, включающий говорение, аудирование, чтение и письмо; языковая система – грамматика языка и его словарь; языковой материал – тексты.

В языкознании противопоставляются язык и речь. Это противопоставление (дихотомия) было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857—1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения, позднее эти понятия были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880—1944) и его учениками.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 570.