Раздел 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. К постановке проблемы происхождения языка.

· Зарождение человеческой речи и происхождение конкретных языков.

· Биологические, общественные и другие предпосылки образования языка.

· Происхождение человека, зарождение его мышления и речи как комплексная проблема многих смежных наук.

2. Логостическая теория.

3. Трудовая (или социальная) концепция происхождения языка Л.Нуаре-Ф.Энгельса.

4. Наиболее распространенные теории проис­хождения языка.

· Индивидуалистические теории: а) звукоподражательная теория; б) междометная теория.

· Социальные теории: а)  теория общественного договора; б)    теория трудовых выкриков.

5. Закономерности исторического развития языков

6. История общества и развитие языка.

· История общества — важный стимул развития языка.

· Развитие языка как форма его существования в качестве
средства общения.

7. Концепция синхронии и диахронии Ф.Соссюра.

8. Законы развития языка.

· Понятие лингвистического закона и его свойства: а) объективный характер закона; б) закон как отражение сущности закономерности; в) прогнозирующая роль законов.

· Общие лингвистические законы: а)   закон эволюционного развития языка; б) закон неравномерности развития разных уровней языка; в) принцип экономии и закон аналогии.

· Частные лингвистические законы   разных уровней языка.

· Законы развития языка и правила его функционирования.

9. Дифференциация языка в процессе его развития и функциони­рования.

· Территориальное членение языка.  

· Местные диалекты как частные системы общенародного языка.

· Виды социального членения языка.

· Жанрово-функциональное членение языка. Основные стили
языка и речи.

· Литературный язык и его основные признаки: а)строгая нормативность, возможная только при наличии письменной формы речи; б) наддиалектный характер (литературный язык — высшая форма национального языка); в) многообразие функций и сфер использования; г) жанрово-стилистическая дифференцированность.

10. Субъективное влияние на язык и его развитие.

· Перспективы развития языков в будущем.

· Искусственные международные языки.

11. Особенности развития языков и диалектов в различные исторические эпохи

12. Формы исторической общности людей и социальные функции
языков. Социолингвистическая классификация языков.

· Родовые и племенные диалекты.

· Языки/диалекты союза родственных племен.

· Языки народностей.

· Национальные языки.

· Межнациональные языки. 

· Мировые языки.

13.Социально-историческая обусловленность дифференциации и
интеграции языков и диалектов.

14. Родство языков и языковые союзы.

15. Субстрат, суперстрат, адстрат.

16. Литературный язык.

· Литературно-языковая норма.

· Кодификация и распространение литературно-языковой нормы.

17.Язык народности и национальные языки.

· Пути образования национальных языков.

· Язык и культура.

       Проблема происхождения языка является частью общей проблемы антропогенеза (происхождение человека) и социогенеза; она решается совместными усилиями множества наук, изучающих человека и человеческое общество в целом и в частности. Совместная трудовая деятельность, функционирование социальных институтов, развитие культуры создает необходимость постоянного и активного общения членов коллектива. Язык создается и развивается обществом. Язык является консолидирующим фактором образования нации, предпосылкой и условием возникновения нации, результатом процесса формирования нации, орудием и средством передачи культурно-исторических и иных традиций. Влияние общества опосредованно, в связи с тем, что внеязыковые социальные факторы могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять ее направления. Влияние общества на язык проявляется в следующем: в социальной дифференциации языка (социальной неоднородностью общества); в обусловленности использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем образования, социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения и др.). Существует и целенаправленное влияние общества на язык – языковая политика. Цель языковой политики – сознательное воздействие государства на язык, призванное наиболее эффективному функционированию языка в различных сферах его применения. Языковая политика выражается в: создании письменности и алфавита, усовершенствовании орфографии, в разработке специальной терминологии, кодификации деятельности ученых.

Существуют следующие теории о происхождении языка: логосическая (божественное, духовное происхождение языка); звукоподражания (возникновение языка через подражание звукам природы); междометий (появление языка из непроизвольных эмоциональных выкриков); трудовых выкриков (возникновение языка из выкриков, сопровождающих коллективный труд); социального договора (возникновение языка в результате коллективного соглашения); жестов (источниками возникновения языка являются выкрики и жесты); эволюционная (язык является следствием развития мышления); социальная (язык является следствием развития общества). Сторонниками логостической теории являются Платон, Гердер; теории звукоподражания – Демокрит, Лейбниц; теории междометий – Эпикур, Руссо, Гримм, Штейнталь; теории трудовых выкриков – Нуаре, Бюхер; теории социального договора – Смит, Руссо; теории жестов – Вундт; эволюционной теории Гумбольдт, Шлейхер; социальной теории – Энгельс.

Язык — явление социальное; существует зависимость развития языка от развития общества. В соответствии со стадиями общественного развития различают языки: родовой, племенной, народности, национальный. Для родового языка характерно единство в определенных территориальных пределах. Примеров родового языка в настоящее время не существует. Образование племенных языков происходит, согласно гипотезе "первич­ной языковой непрерывности", путем слияния территориально смежных схожих родовых языков. С возникновением племенного языка связывают возникновение диа­лектов, первоначально племенных, затем территориальных; например, языки американских индейцев. В процессе интеграции племен в единую народность формируется язык народности, например, аварский язык в Дагестане. Национальный язык является средством письменного и (или) устного общения нации; отражает территориальное, экономическое, культурное  единство общества.

Под воздействием внешних факторов в развитии языка происходят два основных процесса: дифференциация — дивергенция, расхождение; интеграция — конвергенция, схождение. Эти процессы являются необходимым условием развития языка, разнонаправлены, противоположны по результатам, приводят к образованию новых языков. В доклассовых обществах преобладали процессы дифференциации, в период новейшей истории – интеграции. Дифференциация приводит к увеличению числа языков, т.е. к распаду единого языка на отдельные языки и диалекты. Интеграция приводит к сокращению числа языков, т.е. к объединению диалектов и языков в единый язык. Выделяются два типа интеграции: добровольная (стирание диалектных различий при образовании языка) и насильственная (поглощение языка побежденных языком победителя).

Тема 4.  ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО.

 

1. Язык как общественное явление.

2. Язык и этнос.

3. Этнолингвистика.

4. Социальная обусловленность языковых явлений. Социолингвистика.

5. Формы существования языка: литературный язык и диалекты. Функциональная классификация языков

6. Языковые контакты и развитие языков.

7. Понятия билингвизма, полилингвизма, диглоссии. Р

8. Развитие языков в многонациональном государстве. Языки межнационального общения.

9. Искусственные международные языки. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка.

 

Язык – явление социальное; существует зависимость развития языка от развития общества. В соответствии со стадиями общественного развития различают следующие этапы в историческом формировании языков:

· родовой язык,

· племенной язык,

· язык народности,

· национальный язык.

Для родового языка характерно единство в определенных территориальных пределах. Примеров родового языка в настоящее время не существует. Образование племенных языков происходит, согласно гипотезе "первич­ной языковой непрерывности", путем слияния территориально смежных схожих родовых языков. С возникновением племенного языка связывают возникновение диа­лектов, первоначально племенных, затем территориальных; например, языки американских индейцев. В процессе интеграции племен в единую народность формируется язык народности, например, аварский язык в Дагестане. Национальный язык является средством письменного и (или) устного общения нации; отражает территориальное, экономическое, культурное единство общества.

Однако национальный язык (язык этнической общности), как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, говорам и наречиям, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива. Диалекты и групповые различия в языке – предмет изучения специальных наук – диалектологии и социолингвистики.

Даже на сравнительно небольшой территории диалекты порой заметно отличаются друг от друга. Такие более дробные диалекты называют говорами. Они объединяются лингвистами-диалектологами по тем или иным признакам в группы, называемые наречиями. Так, например, севернорусское наречие характеризуется «оканьем», т. е. произношением звука «о» не только под ударением (бросить, водный), но и в неударных слогах (бросать, вода, борода), а также «стяженными» формами в спряжении настоящего времени (бываю,, быват), совпадением тв. п. ми. ч. с дат. п. (пойти за грибам, с рукам, с ногам), многими специфическими словами (орать в смысле 'пахать') и т. д.

Литературный язык – это общепринятый вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме (в книге, газете, в официальных документах и т. д.) и в устной форме (в публичных выступлениях, в театре и кино, в радио- и телепередачах). Литературный язык характеризуется наличием сознательно применяемых правил, т. е. нормы, которой обучают в школе. Письменная разновидность литературного языка наиболее строго кодифицирована, устная тоже регламентируется, в частности орфоэпическими нормами (нормами правильного произношения). Литературный язык, обслуживающий два или несколько разных народов, может иметь достаточно различимые варианты. Так, различают британский американский варианты литературного английского языка. Ср., например, 'железная дорога': брит, railway - амер. railroad ; 'метро': брит, underground – амер. subway (в Англии послед- нее слово обозначает 'подземный переход, тоннель'); 'багаж': брит. luggage – амер. baggage .

Литературному языку противопоставлены менее регламентированные разновидности национального языка – обиходно-разговорный язык и просторечие, которые могут включать элементы, отвергаемые литературной нормой (воспринимаемые как неправильные формы: ложить вместо класть, захочем вместо захотим, выбора – вм. выборы, договора – вм. договоры; или как грубые слова: сквалыга, кумекать, оттяпать, выпендриваться, катись, ему до лампочки). Профессиональная дифференциация общенационального языка проявляется в образовании ряда профессиональных жаргонов, которые отличаются рядом специальных слов и выражений, употреблением особой терминологии, отступлением от орфоэпических норм. Например, термины автомобильного дела: карбюратор, карданный вал, задний мост, коробка передач, бампер, буксовать и т. д. или следующие особенности языка ряда специальностей: у моряков принято говорить компАс, рапОрт, у физиков — атОмный, у техников — искрА. Для современных языков характерно наличие жаргонов, созданных и употребляемых в рамках различных микросоциумов – молодежный жаргон (сленг), жаргон интернет-сообществ и т.п. Особый случай – воровской жаргон (или арго) как «тайный язык» асоциальных групп.

Таким образом, в общенародном языке наблюдается дифференциация, отражающая всю сложность внутреннего членения соответствующего языкового коллектива.





Дата: 2019-02-02, просмотров: 494.