Береговые навигационные знаки ограждения судового хода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», знаки ходовых пролетов мостов и «Путевой огонь».

Береговые знаки состоят из столба–опоры и укрепленного на нем щита определенной формы и окраски. Для этих знаков применяются сигнальные щиты пяти типов: прямоугольный, квадратный, трапецеидальный, круглый и комбинированный. Форма щита зависит от назначения берегового знака.

Размеры сигнальных щитов в зависимости от дальности действия знака регламентируются Государственным стандартом. Высота берего–вых знаков определяется специальным расчетом с учетом рельефа береговой полосы.

На внутренних водных путях применяются осевые (линейные), щелевые и кромочные створы.

Осевой створ (рисунок 3.1) состоит из двух знаков – переднего и заднего, одинаковых по форме, расположенных на продолжении оси судового хода.

Рисунок 3.1 – Схема расположения осевых створов на участке реки:

1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне;

3 – створы на темном фоне

На знаках осевого створа применяют сигнальные щиты четырех типов: квадратный (рисунок 3.2,а), прямоугольный (рисунок 3.2,б), трапецеидальный (рисунок 3.2,в) и комбинированный (рисунок 3.2,г) – верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний – трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали).

Рисунок 3.2 –  Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности (часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)

 

Цвет сигнальных щитов выбирают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне щиты окрашивают в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, а при темном – в белый цвет с черной вертикальной полосой, а если они располагаются на фоне неба, – то в черный цвет.

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

В отдельных случаях при большом скопления посторонних огней как на переднем, так и на заднем знаке применяются постоянные огни повышенной заметности: пульсирующие или протяженной формы красного и зеленого цветов.

Осевой створ служит для обозначения оси судового хода. Принцип его действия состоит в следующем (рисунок 3.3). Два знака или огня створа – передний и задний, расположенные на берегу на некотором расстоянии друг от друга, образуют створную линию, продолжение которой в сторону водного пространства должно совпадать с положением оси судового хода. Признаком нахождения судна на створной линии будет расположение переднего и заднего знаков или огней на одной вертикали (рисунок 3.3,а). Отклонение взаимного расположения переднего и заднего знаков или огней от вертикали свидетельствует об уклонении судна в сторону от оси судового хода и выходе его за пределы створной зоны (рисунок 3.3,б). При выходе судна из створной зоны судоводитель должен изменить курс для возвращения в эту зону.

Рисунок 3.3 –  Ориентирование по осевому створу:

а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны;

1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа;

4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые,

ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая

вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака;

10 – огонь переднего знака

Щелевой створ состоит из трех знаков – двух передних и одного заднего и служит для обозначения положения судового хода и его кромок (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Схема расположения щелевого створа на участке водного пути: 1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона

 

Два передних знака устанавливаются на линии, перпендикулярной к оси створа, и располагаются от нее на одинаковом расстоянии. Задний знак устанавливается на оси створа, которая должна совпадать с осью судового хода.

Сигнальные щиты знаков щелевого створа предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне – красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине (рисунок 3.4,а), на темном фоне – в белый цвет с черной вертикальной полосой (рисунок 3.4,б).

На знаках щелевого створа действуют белые или желтые сигнальные огни, на передних знаках – постоянные, на заднем – проблесковый. При наличии в районе расположения щелевого створа посторонних огней на знаках, установленных на правом берегу, применяются красные сигнальные огни, на левом берегу – зеленые. При этом передние огни – постоянные, а задний – проблесковый.

Принцип действия щелевого створа показан на рисунке 3.5.

При движении судна по оси судового хода (рисунок 3.5,а) задний знак (огонь) виден точно посредине расстояния между передними знаками (огнями). По мере уклонения судна от оси судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рисунок 3.5,б), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.

Если судно вышло за границу створной зоны (рисунок 3.5,в), просвет между щитами заднего и одного из передних знаков исчезает.

Рисунок 3.5 – Ориентирование по щелевому створу:

а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые, образующие створную зону

Судоводитель не должен допускать выхода судна из указанной зоны, так как при этом не обеспечивается безопасность движения.

Щелевые створы применяются в основном на водохранилищах и устьевых участках больших рек.

Кромочный створ (рисунок 3.6) предназначен для указания одной кромки судового хода. Створ состоит из двух знаков – переднего и более высокого заднего. Ось створа пересекает вертикальную грань заднего знака, обращенную в сторону ограждаемой кромки судового хода. Передний знак несколько смещен с этой оси в сторону той же кромки. Для указания обеих кромок судового хода устанавливаются два кромочных створа – левый и правый.

Сигнальный щит переднего знака кромочного створа имеет прямо–угольную форму, а заднего – форму прямоугольной трапеции. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне – в красный цвет.

Рисунок 3.6 – Кромочный створ:

1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок

судового хода

Огни – на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

При нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит знаки (огни) правого и левого створов, расположенные симметрично. При уклонении судна от оси судового хода нарушается видимое судово–дителем симметричное расположение знаков. Зазор между вертикальны–ми гранями щитов переднего и заднего знаков той кромки, в сторону которой уклонилось судно, окажется меньше зазора между вертикальными гранями щитов, ограждающих другую кромку. Исчезновение зазора между щитами знаков кромки, к которой уклонилось судно (касание вертикальных граней щитов), или расположение огней на одной вертикали означает, что судно вышло из створной зоны.

Перевальные знаки (рисунок 3.7) – это береговые навигационные знаки для указания направления судового хода, переходящего (перева–ливающего) от одного берега к другому, а также для обозначения начала и конца участка с приглубым (ходовым) берегом.

Перевальный знак состоит из столба–опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы. Предусмотрены три типа щитов для перевальных знаков: квадратные (рисунок 3.7,а), прямоугольные (рисунок 3.7,б) и комбинированные (рисунок 3.7,в). Знаки, расположенные на светлом фоне местности, окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.

Рисунок 3.7 – Типы сигнальных щитов перевальных знаков:

а – квадратный; б – прямоугольный;в – комбинированный

Перевальные знаки, как правило, указывают два направления судового хода и на них устанавливают два сигнальных щита. Если по одному из направлений судовой ход должен быть обозначен створом, то применяются створно– перевальные знаки. Такой знак для одного направления является знаком осевого створа, а для другого – перевальным.

В темное время суток на перевальных знаках левого берега действует зеленый постоянный, белый или желтый проблесковый огонь, а на знаках правого берега – красный постоянный, белый или желтый проблесквый огонь.

Ходовые знаки (рисунок 3.8) – это береговые знаки, которые указывают, что судовой ход расположен вдоль того приглубого берега, на котором они установлены.

Рисунок 3.8 – Ходовые знаки

 

Они состоят из столба – опоры и сигнального щита – ромба (рисунок 3.8,а), или щита в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами (рисунок 3.8,б). Для обеспечения видимости со всех направлений щиты делаются, как правило, объемными. Это достигается за счет крестообразного соединения двух плоских щитов (ромбов) или за счет соединения в плане двух щитов (вытянутых ромбов) под углом 90°.

Цвет окраски щита и столба ходового знака, в отличие от створных и перевальных знаков, зависит от наименования берега, на котором он установлен. На правом берегу – цвет красный, на левом – белый. Для создания контраста с фоном местности опоры ходовых знаков окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цветов на правом берегу и белого и черного цветов – на левом берегу.

На ходовых знаках правого берега действуют красные проблесковые огни, на знаках левого берега – зеленые проблесковые.

Весенние знаки (рисунок 3.9) устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Рисунок 3.9 – Весенние знаки

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе–опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рисунок 3.9,а) и трапеции – на левом берегу (рисунок 3.9,б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120º в плане плоскостей.

Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый. Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.

Знак «Ориентир» (рисунок 3.10) применяют на реках и водохранилищах для обозначения характерных берегов, мысов, островов и других приметных мест береговой полосы. Непосредственно положение судового хода они не указывают, но позволяют судоводителям определить его косвенным путем (по положению судна относительно знака «Ориентир»).

Рисунок 3.10 – Знаки «Ориентир»:

а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами; б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид

По конструкции знаки изготовляются в виде столбов–опор с двумя щитами (рисунок 3.10,а) и трех или четырехгранных призм и пирамид (рисунок 3.10,б). Используются два типа сигнальных щитов: прямоугольной и трапецеидальной формы.

Щиты знаков, устанавливаемых на правом берегу, окрашивают пятью чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цветов, а на левом берегу – черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

На знаках «Ориентир» правого берега действуют красные, белые или желтые двухпроблесковые огни, а на знаках левого берега – зеленые, белые или желтые двухпроблесковые.

Знаки «Путевой огонь» (рисунок 3.11,а) служат для обозначения в ночное время берегов судоходного канала. Форма знаков, несущих путевые огни, не регламентируется. Конструктивно знак представляет собой опору, в вершине которой укреплен фонарь с двумя линзами в боковых стенках. В фонаре помещается электрическая лампа. Через линзы боковых стенок сигнальные огни светят вдоль берега канала. На правом берегу действуют красные постоянные или проблесковые огни, на левом – зеленые постоянные или проблесковые.

Опознавательные знаки (рисунок 3.11,б) служат для обозначения входа в канал, порт, аванпорт, убежище со стороны озера или водохранилища.

 

Рисунок 3.11 – Знаки «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)

 

Знаки сооружают в виде различных по архитектуре башен и уста–навливают на оголовках дамб, молов и волноломов. Их окрашивают в цвет, обеспечивающий необходимый контраст с окружающим фоном местности.

На вершинах опознавательных знаков устанавливаются постоянные или проблесковые сигнальные огни кругового действия: зеленые на знаках левого берега и красные – на знаках правого берега.

На сторонах опознавательных знаков, обращенных к судовому ходу, может устанавливаться постоянный огонь того же цвета, что и на их вершинах.

Маяк (морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рисунке 3.12.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня. Описание маяков и их географические координаты даются в соответствующих лоциях и на картах.

Рисунок 3.12 – Маяк

Светящий морской навигационный знак (светящий знак) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром специальной постройки, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня до 10 миль. Это сооружение такого же типа, что и маяк, но более легкой конструкции (рисунок 3.13). Форма навигационных знаков бывает различной, сооружаются они из камня, кирпича, металла, дерева и т. п. Знак может иметь отличительные щиты и топовые фигуры. На них часто устанавливают радиолокационные отражатели.

Рисунок 3.13 – Навигационный знак

Несветящий навигационный знак – сооружение такого же вида, как и светящий знак, но не имеющее светооптического аппарата.

Морской навигационный огонь (огонь) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся ночным ориентиром и представляющее собой светооптический аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки (зда–ние, скала, столб и др.).

Знаки и огни на мостах

На реках имеются мосты различных типов. Наиболее часто встречаются неразводные мосты, а также наплавные и разводные.

Судоходные пролеты неразводных мостов оборудуются указателями оси судового хода и указателями высоты подмостового габарита и кромок судового хода в пролете (рисунок 3.14).

Рисунок 3.14 – Знаки судоходных пролетов мостов:

а – для прохода судов и составов, идущих снизу (против течения); б – для прохода судов и составов, идущих сверху (по течению); в – для проводки плотовых составов; г – для прохода маломерных судов; 1 – полосы, указывающие отметку расчетного судоходного уровня (РСУ); 2 – указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода; 3 – указатели оси судового хода

 

Форма щитов и сигнальные огни указателей оси судового хода зависят от назначения пролета:

– ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов, идущих снизу, обозначается установленным на ферме моста квадратным щитом, а в ночное время также двумя красными створными огнями (рис. 3.14,а);

– ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов, идущих сверху, обозначается установленным на ферме моста квадратным щитом, расположенным в виде ромба, а в ночное время – двумя красными створными огнями, видимыми только с ходовой стороны пролета (рисунок 3.14,б);

– ось пролета, предназначенного для прохода плотовых составов, обозначается круглым щитом, а в ночное время двумя зелеными постоянными створными огнями (рисунок 3.14,в);

– ось пролета, предназначенного для прохода маломерных судов, обозначается треугольным щитом (вершиной вниз). В ночное время сиг–нальные огни не предусмотрены (рисунок 3.14,г).

Цвет щитов указателей оси пролета – красный для светлого фона и белый – для темного.

Створные огни устанавливаются: передний – в центре щита или над ним, задний на кронштейне под противоположной кромкой фермы. Минимальное расстояние по вертикали между этими огнями должно быть не менее 1,5 метров.

Указатели подмостового габарита (высоты судоходного пролета моста) и кромок судового хода представляют собой щиты квадратной формы зеленого (для светлого фона) или белого (для темного фона) цвета. Они устанавливаются непосредственно на опорах судоходного пролета со стороны входа в пролет, если высотный габарит одинаков по всей его ширине и если глубина русла между опорами равна или больше объявленной транзитной.

При невыполнении этих условий указатели подмостового габарита и кромок судового хода устанавливают на консолях, подвешенных к ферме моста с таким расчетом, чтобы каждая из них находилась над соответствующей кромкой судового хода (рисунок 3.15).

Рисунок 3.15 – Расположение огней и знаков судоходных пролетов

неразводного арочного моста (H – высота пролета; B – ширина пролета)

Количество щитов (ночью – зеленых огней) указывает высоту пролета: четыре, расположенных один под другим щита (огня) – более 16 м, три – свыше 13 до 16 м, два – свыше 10 до 13 м, один – менее 10 м. Высота пролета указывается от расчетного судоходного уровня воды, определение которого было дано ранее. На опорах судоходного пролета белой краской наносится горизонтальная полоса шириной 0,3–0,5 м, верхняя кромка которой соответствует этому уровню.

Опоры судоходного пролета, если они не расположены на берегу, подсвечиваются с внутренней стороны фонарями, свет которых должен освещать лишь стенку опоры и не мешать судоводителям. Все другие огни, освещающие мост, должны иметь защитные устройства, не мешать судоводителям и не ухудшать видимость сигнальных огней, установлен–ных на мосту.

В случае закрытия судоходного пролета для движения днем по его центру вывешивается красный флаг, а ночью выключаются створные и габаритные огни.

Наплавные мосты, когда они разведены для пропуска судов, должны иметь в темное время суток следующие огни – указатели: на правой стороне пролета – два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета), на левой – два зеленых постоянных огня (в тех же местах). Кроме того, на отведенной части моста на конце, выдающемся в реку со стрежневой стороны, устанавливают сигнальный огонь – красный постоянный при отводе к правому берегу, зеленый – при отводе к левому берегу (рисунок 3.16).

Рисунок 3.16. Огни– указатели разводного пролета наплавного моста:

а – разводная часть отведена в сторону правого берега;

б – разводная часть отведена в сторону левого берега

На наведенном наплавном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни. Число их должно быть не менее трех.

Для регулирования пропуска судов на наплавных мостах могут устанавливаться семафоры или светофоры.

Разводные пролеты мостов могут использоваться для движения судов и составов как в разведенном, так и в наведенном состоянии. Регулирование движения судов в период разводки мостов осуществляется с помощью двухцветных светофоров (рисунок 3.17):

Рисунок 3.17 – Светофоры на разводных пролетах мостов:

а – движение запрещено; б – движение разрешено

 

– разведенный пролет, закрытый для движения, имеет красные огни на опорах разводного пролета и поднятых вверх концах ферм (один красный огонь, если ферма одноконсольная) (рисунок 3.17,а);

– разведенный пролет, открытый для движения, имеет зеленые огни на опорах разводного пролета и по два зеленых створных огня на каждом поднятом вверх конце фермы (рисунок 3.17,б).

Разводные пролеты мостов в наведенном состоянии, использующиеся для движения судов сверху, снизу или в обоих направлениях, оборудуются знаками и огнями как неразводные мосты. Разводные пролеты, не используемые в наведенном состоянии для движения судов, знаков и огней не имеют.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 602.