ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»
1. Мировоззрение: структура, функции, исторические формы.
2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки и искусства.
3. Предмет философии, ее структура, основные функции.
4. Основной вопрос философии и способы его решения. Понятие субстанции. Монизм и дуализм.
5. Особенности развития древнеиндийской философии. Буддизм как философия и религия.
6. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.
7. Античная философия.
8. Средневековая философия: этапы развития, представители, основные проблемы и принципы.
9. Философия Возрождения и Нового времени. Эмпиризм и рационализм о проблеме метода.
10. Социально-политические идеалы философии Просвещения: Т. Гоббс и Дж. Локк.
11. Немецкая классическая философия (И. Кант; Гегель; Л. Фейербах).
12. Неклассическая философия: основные характеристики, проблемы, направления, представители.
13. Философия марксизма: диалектический материализм и материалистическое понимание истории.
14. «Философия жизни»: критика классического рационализма (Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей).
15. Феноменология и экзистенциализм.
16. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).
17. Позитивизм и основные этапы его развития.
18. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм.
19. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.).
20. Метафизика и онтология. Виды и формы бытия.
21. Категория материи. Движение, пространство, время как атрибуты материального мира.
22. Природа как объект философского и научного анализа. Глобальный экологический кризис.
23. Проблема антропогенеза в философии и науке.
24. Основные концепции человека в классической и современной философии.
25. Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
26. Структура и генезис сознания. Сознание и бессознательное в учениях 3. Фрейда, Г. Юнга, Э. Фромма.
27. Диалектика как учение о развитии, её законы и категории.
28. Проблема познаваемости мира.
29. Основные формы чувственного и рационального познания.
30. Структура познавательного процесса. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
31. Основные концепции истины в философии и науке. Практика и ее роль в познавательной деятельности.
32. Понятие метода. Классификация методов.
33. Общество как предмет философского анализа. Основные сферы жизни общества.
34. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь. Понятие идеологии (сущность, функции).
35. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
36. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
Античная философия.
Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь, родилось философское знание.
Основные этапы:
1).Досократический период (VII-V вв. до н.э.), основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира (натурфилософия), поиски первоначала всего сущего.Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).
2).Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля.В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); положено начало спору между материализмом и идеализмом; интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветительская деятельность (софисты и Сократ).
3).Эллинистический период (конец IV -II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью греков и во главе с соратниками А.Македонского и их потомками.Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура.
Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).
4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную; влияние на античную философию философии покорённых народов (Востока, Северной Африки и т.д.); близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности); преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую христианскую философию.
Платон является основателем античного объективного идеализма – философской теории, согласно которой субстанцией мира является некое вечное нематериальное (духовное) начало - идея. Платон полагал, что существуют два принципиально различных мира: мир чувственно воспринимаемых вещей и мир идеальных сущностей. Чувственно воспринимаемые вещи изменчивы, преходящи, в них нет ничего вечного и постоянного. Мир идей является первичным, он определяет все формы и способы существования мира вещей, который без мира идей существовать не может, являясь лишь его несовершенной копией. Идея – это смысл вещи, причина и источник существования вещи, идея вечна, неизменна, самодостаточна, существует вне времени и пространства, постигаема только разумом. Значимость учения Платона об идеях в том, что он первым в античной философии сформулировал проблему определяющей роли сознания (знания, идеи) для мира человеческого Универсума. Он прав в том, что конституирующим элементом для существования как отдельного человека, так и всей цивилизации является идея. Однако отрыв знания (идеи) от культуры, в рамках которой идея только и может возникнуть и существовать, привел Платона на позиции объективного идеализма. Философский идеализм Платона сыграл значительную роль для становления христианства.
Важное значение для обоснования социально-политических идей имело учение Платона об идеальном, совершенном государстве. Целью такого государства является полное подчинение индивида социальному целому: человек должен жить для государства, а не государство – для человека. В этом – причина того, почему Платона считают одним из первых создателей теории тоталитарного государства.
Платон подразделяет всех людей на три касты в зависимости от того, какой тип души (разумная, эмоциональная или чувственная) у них преобладает. Люди с разумной душой – правители или мудрецы, люди с эмоциональной душой – стражники, а люди с чувственной душой обладают способностью лишь к физическому труду. Данное деление не зависит от воли и желания индивида, оно определяется советом старейших. По мнению Платона, все сферы жизни человека в обществе должны быть строжайшим образом регламентированы со стороны государства. В работе «Государство» он предлагает свою классификацию возможных типов социального устройства. При этом монархию и аристократию он считает правильными типами государственного устройства, а тимократию, демократию, олигархию и тиранию – неправильными. й ио воспиримаемых идей ипринициально различных мира: и зарождение дуализма у Аристотеля;
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ФИЛОСОФИЯ»
1. Мировоззрение: структура, функции, исторические формы.
2. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, науки и искусства.
3. Предмет философии, ее структура, основные функции.
4. Основной вопрос философии и способы его решения. Понятие субстанции. Монизм и дуализм.
5. Особенности развития древнеиндийской философии. Буддизм как философия и религия.
6. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.
7. Античная философия.
8. Средневековая философия: этапы развития, представители, основные проблемы и принципы.
9. Философия Возрождения и Нового времени. Эмпиризм и рационализм о проблеме метода.
10. Социально-политические идеалы философии Просвещения: Т. Гоббс и Дж. Локк.
11. Немецкая классическая философия (И. Кант; Гегель; Л. Фейербах).
12. Неклассическая философия: основные характеристики, проблемы, направления, представители.
13. Философия марксизма: диалектический материализм и материалистическое понимание истории.
14. «Философия жизни»: критика классического рационализма (Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей).
15. Феноменология и экзистенциализм.
16. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).
17. Позитивизм и основные этапы его развития.
18. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм.
19. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.).
20. Метафизика и онтология. Виды и формы бытия.
21. Категория материи. Движение, пространство, время как атрибуты материального мира.
22. Природа как объект философского и научного анализа. Глобальный экологический кризис.
23. Проблема антропогенеза в философии и науке.
24. Основные концепции человека в классической и современной философии.
25. Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
26. Структура и генезис сознания. Сознание и бессознательное в учениях 3. Фрейда, Г. Юнга, Э. Фромма.
27. Диалектика как учение о развитии, её законы и категории.
28. Проблема познаваемости мира.
29. Основные формы чувственного и рационального познания.
30. Структура познавательного процесса. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
31. Основные концепции истины в философии и науке. Практика и ее роль в познавательной деятельности.
32. Понятие метода. Классификация методов.
33. Общество как предмет философского анализа. Основные сферы жизни общества.
34. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь. Понятие идеологии (сущность, функции).
35. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
36. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
Мировоззрение: структура, функции, исторические формы.
Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:
1) знание: основывается на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, стили мышления той или иной эпохи или народа;
2) оценка: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения в том, чтобы человек мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни
3) убеждение: для реализации знаний и ценностей в практическом поведении необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в убеждения, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать;
4) практически-волевой: реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Исторические формы мировоззрения:
1) Мифология,
2) Религия,
3) Философия.
Функции:
1) Объединяющая-обобщающая – мировоззрение даёт общую картину мира,
2) Объясняющая – мировоззрение объясняет что есть мир, откуда он появился, как движется, действие человека в нем.
3) Моделирующая – моделируется отношение человека к природе, обществу, человеку и миру.
4) Регулирующая – человеческие взаимоотношения и поведение.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 242.