Услышав от кого-нибудь, что ваш ребенок ворует, постарайтесь сдержать эмоции. Не вдаваясь в подробности, вежливо, но строго пообещайте во всем разобраться. Помните: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Предположим, он ни в чем не виноват (или, по крайней мере, сам так считает), а вы обрушите на него всю силу родительского гнева... Или наоборот: сын или дочь действительно взяли чужую вещь, а вы безоглядно ринетесь на его защиту. Налицо урок двойной морали: для своих ты вор, для чужих — хороший. Значит, чтобы «не наломать дров», сохраняйте холодную рассудительность.
Когда первый шок уляжется, постарайтесь собрать как можно больше объективной информации. Например, если «жертвой» стал одноклассник, расспросите классного руководителя, но не родителей пострадавшего.
Нельзя делать вид, что ничего не случилось. Обязательно скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Не давите на ребенка. Просто попросите, чтобы он сам начал разговор, когда будет готов. Дайте на размышление день или два. Если он считает себя виновным, то это время станет для него нелегким испытанием. А если нет — не сомневайтесь, очень скоро сын или дочь захотят сами прояснить ситуацию.
Забудьте фразу: «Мне некогда, подойди попозже!» Ребенка надо выслушать именно в тот момент, когда он хочет раскрыть душу. Начиная разговор, помните: вы не имеете права занимать позицию судьи. Самый подходящий тон для беседы — заинтересованное участие. Детям легче делать признание, когда они не чувствуют агрессивности со стороны родителей. Однако не переусердствуйте! В вашем голосе должно звучать сочувствие, но никак не одобрение.
Теперь возможны два варианта: ребенок взял чужое «просто так» или сознательно украл вещь в магазине, у друга или незнакомого человека. Рассмотрим первый случай. Строго говоря, это вина родителей: сын или дочь так и не уяснили границы дозволенного. Можно попробовать разобрать ситуацию, рассуждая от обратного: «Предположим, твой друг (чужой человек, продавец в магазине) возьмет твою вещь просто так. Что ты почувствуешь?» Детям младшего и среднего возраста, пожалев себя, легко пожалеть и другого. Подростки более эгоистичны, но их обычно убеждает логичность рассуждения. Воспользуйтесь этим.
Второй случай — более сложный. Если подросток пошел на воровство сознательно, значит, у него, во-первых, нет четких нравственных ориентиров, а во-вторых, имеется чувство глубокой внутренней неудовлетворенности. Разбираться придется по каждой позиции, объясняя, что воровство не просто неприличный поступок, но еще и уголовно наказуемое деяние.
Что делать, когда семья сталкивается с немотивированным воровством как формой поведенческой зависимости у подростка?
По факту совершения кражи вашими сыном или дочерью нужно спокойно и очень тактично разобраться во всем. Слезы, заламывания рук, навешивание ярлыков и выставление личностных оценок — бесполезны. Истерики и нравоучения не нужны, они усугубят ситуацию. Если ваш ребенок украл деньги, это еще не означает, что 0н законченный негодяй. Высказывания типа «Твоя жизнь закончится в тюрьме!» — еще больше усугубят ситуацию и усилят отчуждение между родителями и подростком. Физические наказания и домашние аресты — из арсенала прошлого века. Такая тактика — крайность, которую сразу необходимо исключить. Немотивированное воровство — еще не повод ставить крест на будущем своего ребенка.
Другая крайность — изображать благодушие и делать вид, что все замечательно и хорошо. Проблема воровства как формы поведенческой зависимости отличается закрытостью, неопределенностью, отгороженностью. Эту проблему невозможно решить без откровенного разговора, доверия и уважения. Первые шаги следует делать именно в этом ключе. Поинтересуйтесь, зачем были нужны деньги.
Затем необходимо выяснить истинные мотивы поведения. Это можно сделать только через доверительный контакт. Если ребенок честно сознается, есть повод радоваться. Поговорите о потребностях сына или дочери, объясните, что вам эти потребности понятны, но было бы гораздо лучше, если б он/она просто попросил/а денег. То есть основная линия поведения — ничего сверхстрашного не произошло, все хорошо, но если бы он/она сказал/а родителям, было бы еще лучше.
Далее следует выработать альтернативные способы Удовлетворения потребностей в признании, в самоутверждении, в признании через творчество, учебу, спорт или иные формы самовыражения и конструктивного использования свободного времени. Друзей и хорошее отношение к себе купить за деньги или получить с помощью сладостей или подарков — невозможно.
Нужно присмотреться к жизни своего ребенка и к тому, что с ним происходит. Поговорите о том, как он вообще живет, с кем дружит, что беспокоит, кто не понимает его, обижает и так далее. Ищите причину вместе и вместе устраняйте ее. Старайтесь понимать и, по возможности, удовлетворять разумные потребности подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас, договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.
Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».
В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.
В подростковом возрасте все гораздо сложнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и уверения взрослых, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от близких и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.
Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей. Иногда ребенок таким образом надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку наладить контакты со сверстниками. Например, посоветовать ему найти в своем окружении ребят со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если сложилась особо острая ситуация и ребенка активно не принимают в классе, обратитесь за помощью к школьному психологу.
Иногда подросток ведет себя «неодобряемым способом», желая утвердиться в собственных глазах («Я — сильная личность»), а чаще — в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения. Если это затруднительно сделать своими, родительскими силами, с подростком может поработать психолог.
Как причина воровства возможен протест подростка против излишних запретов и ограничений. Неизбежный родительский контроль не должен быть тотальным и излишне жестким, особенно если речь идет о подростке. Стоит пересмотреть семейный кодекс вместе с сыном или дочерью, предоставив им больше прав (не забывая об обязанностях).
Иногда родители, сами того не осознавая, формируют У детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед воровал годами с производства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься, —а что толку?» и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем работать, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям.
В таких случаях остается надеяться, что подростка удастся остановить в начале пути. Самое же эффективное средство — воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он сможет утвердиться в жизни, не завидуя никому и не считая денег в чужих карманах.
Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с сыном или дочерью. Тогда вероятность, что эта стрессовая для ребенка ситуация перейдет в хроническую, очень мала.
Дайте подростку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей », « преступлением ». Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
И в заключение — «золотые» слова американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые нужно помнить каждому родителю.
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя
Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.
Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.
Если ребенок живет чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость, и никогда не станет воровать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб., 2004.
2. Антипова И. Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция // Детский психолог. 1995, № 9, 10.
3. Байярд Р. Т., Байярд. Ваш беспокойный ребенок. М., 1995.
4. Баркан А. И. Его величество Ребенок: какой он есть. Тайны и загадки. М., 1996.
5. БоулбиД. Привязанность / Пер. с англ. М., 2003. » 6. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.
7. ВиткинД. Мужчина и стресс. СПб., 1996.
8. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.
9. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.
10. Гаврилова Т. П. Почему ребята берут деньги из дома. М., 2001.
11. Гаврилова Т. П. Почему ребята берут чужое. М., 2001.
12. Гаврилова Т. П. Детские кражи: причины и следствия // Директор школы. 2001, № 3.
13. Гаврилова Т. П., Давыдова Э. X . Детское домашнее воровство как объект исследования и психотерапии // Школа здоровья. 1991, № 1.
14. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.
15. Давыдова Э. X . Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог, 1995, № 7.
16. Дармодехин С. В. Беспризорность детей в России // Педагогика. 2001, № 5.
17. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
18. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.
19. Злобин Л. М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии. 1973, № 4.
20. Исколъдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1985, № 6.
21. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
22. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
23. Коростелева С. Читаю им басни Эзопа // Воспитание школьников. 2006, № 7.
24. Костина Е. Клептомания — детское воровство. Проблемы воровства у детей // Она. 2006.
25. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов. Минск, 1989.
26. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
27. Кравцова М. М. Маленький воришка // Няня. 2001, №11.
28. Кравцова М. М. Если ребенок берет чужие вещи. М.,2002.
29. Крайг Г. Психология развития. М.; СПб., 2002.
30. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.
33.Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость 2006.
34.ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. М., 1985.
35.Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 1999.
36.Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция ребенка с синдромом раннего воровства // Начальная школа. 2002, № 9.
37.Олиферентсо Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. М., 2002.
38.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.
39.Пискунов А. А. и др. Рождение гражданина. СПб., 2001.
40.Попова Т. А. Клептомания или почему ребенок ворует, 2006.
41.Протопопов А. Этологический анализ случая детской клептомании. 2006.
42.РайнпрехтХ. Если дети воруют...// Защити меня! 2006, № 2.
43.Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
44.РаттерМ. Помощь трудным детям /Пер. с англ. М., 1999.
45.Раттер М.,ГидлерД. Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы. М., 1998
46.РеанА.А. Семьи и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. 2004, № 4.
47.Ремшмидт X . Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994.
48.Родители в ответе за воспитание детей: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2002.
48. Санадзе И., Орлова С. Психоаналитический консультационный центр. Детское воровство, 2006.
49. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. // Вопросы психологии. 1995, № 3.
50. Спок Б. Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н. А. Перовой. Архангельск, 1990.
51. Тандит С. Детское воровство: от 3 до 16 // Первое сентября, 2006.
52. ФенькоА. Почему дети воруют
53. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
54. Хухлаева О., Бубнова Г. Привязанность. Психологическая поддержка дошкольников в свете теории привязанности Дж. Боулби // Школьный психолог. 2006, № 11.
55. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб., 2005.
56. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Виноградова А. Д. и др. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.
57. Nolte D. L. Children Learn What They Live. N.Y., 1954.
58. Winnicott D. W. Therapeutic Consultation in Child Psychiatru. N.Y., 1971.
Людмила Михайловна Шипицына
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА
Учебное пособие
Главный редактор И. Авидон
Заведующая редакцией О. Гончукова
Технический редактор О. Комиссарова
Директор Л. Янковский
Подписано в печать 20.03.2007 Формат 60 х 90 1/16. Печ. л. 18 Тираж 3000 экз. Заказ № 3955
ООО Издательство «Речь»
199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство "Речь"»
Тел. (812) 323-76-70
sales@rech.spb.ru
Интернет-магазин: www.rech.spb.ru
Представительство в Москве: (495) 502-67-07, rech@online.ru
За пределами России вы можете заказать наши книги в Интернет-магазине www.internatura.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ГУП «Типография "Наука"»
199034, Санкт-Петербург, 9-я линия, 12
Дата: 2019-02-02, просмотров: 337.