ДЕВИАНТНОСТИ
Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Наиболее типичны из них следующие:
ü неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
ü гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
ü непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки, что дезориентирует ребенка; непонимание закономерностей и своеобразия личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
ü негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды , его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот);
ü избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям что создает в семье эффект суматохи, хаотичности,
всеобщего возбуждения;
ü тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
ü авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль действий ребенка;
ü гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, ведущих к семейному неблагополучию в отношении ребенка, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью является одной из главных причин девиантного поведения. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, которое необходимо для нормального развития личности.
Очевидно, что разрыв или ослабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка. Прекращение эмоционального взаимодействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармоничный характер.
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей свидетельствует о том, что эти дети значительно отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников из благополучных семей.
Дети из неблагополучных семей испытывают состояние сильного неудовлетворения своих основных психических потребностей. Некоторые исследователи считают, что в неблагополучных семьях степень депривации, даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Нарушение материнской привязанности, представляющее собой материнскую депривацию, вызывает у ребенка эмоциональные нарушения. Отсутствие отца ребенок переживает гораздо менее болезненно, чем отсутствие матери. Однако ребенок без отца не имеет примера регуляции поведения, страдает от недостатка авторитета и контроля. Родительская любовь способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у человека. Ребенок, лишенный любви, чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным недоброжелательностью или невниманием со стороны родителей, что вызывает осознанную враждебность. Безотчетная, немотивированная жестокость может проявляться по отношению к другим людям. Если эта бессильная агрессия направлена внутрь, она вызывает чувство вины, тревоги.
Изучение зависимости агрессивного поведения детей от характера наказаний, а также контроля родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники, как правило, происходят из семей где физическая жестокость идет «рука об руку» с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль детей коррелирует с высоким уровнем асоциальности. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семьей. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй — по линии матери.
Дети черпают знания о моделях девиантного, в том числе агрессивного и аддиктивного поведения, в основном из трех источников. Во-первых, семья может одновременно демонстрировать эти модели и обеспечивать их подкрепление. Вероятность асоциальных форм поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с их проявлениями у себя дома. Во-вторых, нарушенному поведению они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах, например, агрессивного поведения во время игр. И наконец, в-третьих, дети учатся асоциальному поведению не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых в средствах массовой информации.
В основе тех проблем, которые осложняют и искажают отношения детей и родителей, лежит отсутствие желания понять друг друга. При проведении опроса учащихся старших классов было выявлено, что в способах реагирования на непослушание подростков до
тируют запретительные и насильственные меры наказания.
Жизнь многих детей протекает в неполных семьях Они часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей, способствует формированию разных нарушений поведения.
По экспертной оценке специалистов, несовершеннолетние правонарушители более чем в 2 раза чаще происходят из неполной, чем из полной семьи (С. В. Дармодехин, 2001).
Согласно обобщенным за последние годы данным доля подростков-правонарушителей из неполных семей составляет от 32 до 47%, в их числе 30-40% подростков, успевших пристраститься к алкоголю или наркотикам, 53% — занимающихся воровством (Л. М. Шипицына, 2005).
Существенно больше в неполных семьях педагогически запущенных детей. Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, то есть материальные и другие проблемы жизнедеятельности неполной семьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни. Вероятность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем у выросших в обычных (Воспитание трудного ребенка, 2001).
О детях, которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значения, третьи убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было воспитано одинокой матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере, материнское воспитание еще никому не повредило. И всем известны примеры, когда некоторые женщины сознательно и обдуманно хотят иметь ребенка, но не хотят создавать семью и не признают совместной жизни с мужем.
В неполных семьях, кроме отсутствия отца, имеются и другие проблемы: материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная мужской поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое стремление кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д.
Одинокий отец, который сам заботится о ребенке - большая редкость. Но все же такие бывают. Количество мужских неполных семей составляет примерно 6,5% от всех неполных семей. Судебная практика лишь в исключительных случаях доверяет ребенка отцу, а не матери.
То, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца, — известно давно. Но существует опыт «одиноких отцов». В Англии отцы составляют 12% всех одиноких родителей. Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них в значительно большей степени, чем у одиноких матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплиной детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности (разного порядка), отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния.
Изучение феномена семейного неблагополучия позволяет отметить, что в последние годы нарастает отчуждение между родителями и детьми.
В одних семьях воспитание детей ограничивается заботой об их материальном благополучии. В других — критерием успешного воспитания считают адаптацию ребенка в обществе. В третьих ценят, прежде всего, способность детей устанавливать контакты с другими людьми. В четвертых родители хотят воспитать человека, стремящегося к самосовершенствованию и т. д. Отношение родителей к проблемам воспитания детей отражает систему ценностей семьи, то, к чему она стремится и на какой основе складывается ее образ жизни. Поэтому за уровнем осознания своей ответственности за судьбы детей стоят культура и атмосфера семейной жизни. Соответственно, меры, направленные на усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей, в определенной мере влияют на весь уклад семейной жизни, помогают преодолеть ряд социальных проблем.
В зависимости от степени ответственности родителей воспитание и обучение детей можно выделить несколько типов семей: «проблемную», «некомпетентную», «благополучную» (Родители в ответе..., 2002). Рассмотрим особенности каждой из них более подробно.
3.1. ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ
Казалось бы, существование детей уже само по себе делает родителей более ответственными и заставляет принимать более разумные решения в кризисных ситуациях. Однако это далеко не так. В этом убеждает так называемая «проблемная семья» или, точнее, «семья группы риска». В обыденном сознании чаще всего к этому типу семьи относят неполную семью на том основании, что отсутствие одного из родителей является источником серьезных отклонений в поведении детей. Данные исследований не обнаруживают подобной прямой связи. Они фиксируют, с одной стороны, жизненную неудовлетворенность родителя, в одиночку воспитывающего ребенка, низкую материальную обеспеченность подобной семьи, но, с другой, высокую степень самостоятельности ребенка, раннее проявление чувства ответственности. Серьезной предпосылкой отклонений в поведении детей неполная семья становится в том случае, если дети испытывают дефицит внимания со стороны матери (или отца).
Работа с «проблемной» семьей, нацеленная на усиление ответственности родителей, должна начинаться с выявления неблагополучных детей. Подобная диагностика осуществляется социальными работниками, психологами и педагогами на протяжении достаточно длительного времени и включает сбор информации, общение с детьми и родителями. В итоге она позволяет зафиксировать характер и виды отклоняющегося поведения и на этой основе выделить две группы подростков:
1) нуждающихся в защите от семьи;
2) нуждающихся в восстановлении утерянных контактов с семьей и школой.
Технология работы с детьми, принадлежащими к первой группе, обусловлена, прежде всего, характером семейных проблем. В зависимости от них разрабатывается план реабилитации, включающий широкий комплекс мер: от сокращения сроков пребывания ребенка в семье до помещения ребенка в центры детской реабилитации на основе решения органа местного самоуправления.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, наложить денежный штраф за причиненный ущерб и т. д.) в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены следующие специальные нормы уголовной ответственности родителей:
ü За вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обмана, угроз или иным способом.
ü За вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих средств.
ü За вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
ü За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением.
Работа с детьми, отнесенными ко второй группе, нацелена на восстановление утерянных контактов с семьей и школой. Она осуществляется психологами, педагогами социальными работниками, родителями, самими детьми. Если ребенок бросил школу, первостепенная задача — возвратить его. Учебные затруднения, вызванные прогулами, остро ощущаемый неуспех рождают агрессию, поиск поддержки среди неустойчивой части подростков и стремление вновь бросить школу. В этом случае целесообразно не настаивать на возвращении ученика в прежний класс, а по согласованию с родителями перевести его в профессиональное училище или вечернюю школу.
Участие школы в восстановлении семейных контактов преследует следующие цели:
ü формирование у родителей отношения к подросткам как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и необходимые возможности для достойной жизни;
ü развитие заинтересованного взаимодействия, требующего не столько дополнительного времени, сколько умения проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его состояниям;
ü освоение подростками навыков конструктивного взаимодействия с родителями (умение понимать родителей, умение вести себя достойно в конфликтных ситуациях с родителями и т. д.).
Сказанное позволяет еще раз подчеркнуть, что объективные неблагоприятные факторы формируют негативное или индифферентное отношение к детям в «семьях риска» не сами по себе, а во «взаимодействии» с социальной и моральной неустойчивостью родителей.
3.2. НЕКОМПЕТЕНТНАЯ СЕМЬЯ
Подобное определение подчеркивает неумение родителей взаимодействовать с детьми, их неспособность понять истинные потребности ребенка и создать возможности для их удовлетворения, неумение видеть перспективы развития ребенка, постоянное подчеркивание своего авторитета и т. д. Отсюда появление ряда социальных проблем, прямо или косвенно влияющих на отношение детей к родителям, окружающим, школе; достаточно низкий уровень ответственности детей за себя, свои поступки и их последствия. Можно заключить, что воспитательная некомпетентность имеет далеко идущие социальные последствия, в частности опасность превращения подобной семьи в «семью группы риска». Поэтому работа по повышению родительской компетентности носит профилактический характер.
На основе анализа отношения родителей к своей подготовке в области воспитания детей выделяются три группы семей (Родители в ответе..., 2002):
Первая группа. Родители из этой группы не ощущают своей некомпетентности. Они уверены в том, как надо «воспитывать» и в хорошем знании себя и ребенка. Убеждены в праве «писать сценарий» его будущей жизни. В основе подобной позиции лежит опыт собственного детства, принятые тогда методы и формы воспитания ; негативное отношение к «словесной педагогике»; понимание воспитания как манипулирования, коррекции поведения и отношения к переживанию как к тому, что не заслуживает внимания взрослых. Отсюда скрытый или явный конфликт со школой, если педагоги в той или иной мере критически оценивают отдельные поступки ребенка или рекомендуют что-либо самой семье.
Представителей семей этого типа нельзя упрекнуть в пониженной ответственности за воспитание детей. Однако она базируется на стремлении родителей воспитывать детей по своему образу и подобию. Навязывание родителями своих ценностей и идеалов рано или поздно приводит к подавлению ребенка, нередко и к его сопротивлению, которое выражается либо активно (в форме конфликта), либо пассивно (в форме депрессивного состоянии).
Второй группа. Некомпетентность семей из этой труппы обусловлена «гиперсоциализирующим воспитанием» когда родители концентрируются на успехах детей, стремятся загрузить и перегрузить их всевозможными занятиями. При этом реальные возможности ребенка подчас переоцениваются или игнорируются. Недовольные родители начинают упорно бороться с «непослушанием», «неорганизованностью», «ленью» и другими недостатками детей. Вначале ребенок борется с отдельными стрессовыми событиями, затем сопротивление ослабевает, и из ребенка начинает «выплескиваться» то «дурное», с точки зрения родителей, которое до поры до времени сдерживалось - грубость, резкость, агрессивность.
Третья группа. Семьи, отнесенные к этой группе, ощупают свою неподготовленность к воспитанию детей. Для них характерно остро переживаемое чувство беспомощности, подавленности, раздражения, сознание невозможности найти «общий язык» с ребенком, повлиять на него. Осознание ответственности за сегодняшний и завтрашний день детей, тревога за их будущее, с одной стороны, и затруднения в установлении контактов по мере их взросления, с другой — становятся источником напряженности, крайнего недовольства собой, интенсивного поиска выхода из складывающейся ситуации.
Представители третьей группы родителей, ощущая свою неуверенность, активно ищут пути повышения компетентности. Особенно остро эта проблема ощущается в молодых семьях. Стремление родителей разрешить конфликты, найти общий язык с детьми диктует потребность в практических знаниях. Но родители далеко не всегда знают, чего они хотят. Поэтому, прежде всего, необходим профессиональный подход, позволяющий определить общие вопросы, прямо или косвенно касающиеся проблемы ответственности родителей за воспитание детей.
Деятельность по повышению воспитательной компетентности родителей направлена на решение следующих задач:
ü определение места, которое занимает ребенок жизни родителей, насколько он ощущает свою безопасность и защищенность;
ü достижение более глубокого взаимопонимания представителей разных поколений;
ü осознание родителями значимости своей родительской деятельности, появление родительской ответственности не только за своих, но и за других детей
ü формирование оптимистического взгляда родителей на жизнь, на возможность решения проблем обучения и воспитания детей;
ü проявление родительской солидарности и сплоченности. Рост компетентности родителей и изменения в характере взаимоотношений в семье являются мощным стимулом к саморазвитию, при этом семья может преодолеть опасности различных «рисков» и обогатить потенциал полноценного воспитания ребенка.
3.3. БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЫ
В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни родителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, которыми она обладает в данный момент.
Привычная ориентация администрации образовательного учреждения на работу с проблемной семьей оставляет в стороне семью благополучную на том основании что на успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья — самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке деятельности школы. Семья подобного типа создает репутацию школы, формирует общественное мнение. В решение проблемы усиления ответственности родителей семья подобного типа может внести большой вклад.
Укрепляя и развивая контакты с «благополучной» семьей, школа расширяет свое влияние на «проблемные» семьи; предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со снижением благополучия; создает условия для реализации прав ребенка, способствует его полноценному развитию; содействует формированию потребности родителей в повышении своей общей и воспитательной культуры.
Самое важное, что есть у ребенка, — это родители. Отдать ему большую часть самих себя, по-видимому, лучший способ решения его проблем. Не назойливая опека, а дружеское, горячее, живое участие, благодаря которому он почувствует, что родители — СВОИ люди. Только в этом случае у ребенка притупится чувство враждебности и он сможет найти способ излить неизбежную агрессивность социально приемлемым образом.
Еще недавно считалось, будто детская преступность — наследственная болезнь. Некоторые социологи предложили использовать так называемое игровое поле и, к всеобщему изумлению, доказали, что когда у ребенка появляется возможность проявить свою потребность в активной деятельности, то сразу же резко падает и коэффициент преступности. Хорошо организованная семья способна предложить ребенку бесконечное количество вариантов выражения его активности без нарушения общественного порядка.
Только в том случае, если ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, он захочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний, разумеется, не воздействуют на него. И если ребенок действительно захочет быть похожим на родителей и заслужит их расположение, он станет понимать пользу контроля своих поступков. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях. Иначе он останется непослушным. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему родительская любовь, он вынужден будет красть то, что не может приобрести естественным путем. Вещи, которые ворует ребенок, сами по себе не имеют для него никакого значения, но они как бы олицетворяют то другое, что ему отчаянно хочется иметь.
Дети в семьях, где не принято выражать свои чувства и где ценятся сдержанность и сила, испытывают дефицит любви, тепла и понимания. Типичная проблема в семьях бизнесменов — детское домашнее воровство. Среди психотерапевтов существует метафора, что дети таким образом «воруют любовь». Это форма протеста против холодного, рационального мира взрослых. «Мои сыновья должны быть такими же сильными, как я, иначе они мне не нужны», — говорит настоящий мужчина, обратившийся в семейную консультацию по поводу воровства своего ребенка. При изучении неблагополучных семей, обладающих теми или иными криминогенными характеристиками и способствующих формированию у детей аморальных, а подчас и противоправных ориентации, было установлено что около 75% родителей из них сами воспитывались в нравственно и социально неблагоприятных семейно-бытовых условиях, аналогичных тем, в которых затем оказались их дети.
Отношение к семье в ходе взросления ребенка меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей, или, как говорят некоторые специалисты, происходит «обесценивание» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.
Имеются данные, что, хотя родители, как центр ориентации и идентификации, действительно отступают в этом возрасте на второй план, это все-таки относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. Так, в психологическом исследовании было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка служит, прежде всего, мать, а затем в зависимости от ситуации, в разной последовательности отец, подруга или друг. Старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом. Однако отвечая на вопрос: «с кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Это общая, нормальная тенденция поведения в подростковом и юношеском возрасте. Однако проблема состоит в том, что многие так называемые «уличные дети» и «подростки группы риска» не имеют таких нормальных семейных отношений и таких нормальных родителей, к которым они могли бы обратиться в сложных, проблемных жизненных ситуациях. Последние данные, полученные в ходе социально-психологических исследований современной молодежи, подтверждают идею о важнейшей роли родителей и уровня семейного доверия в нормальном развитии личности — как в подростковом, так и в юношеском возрасте.
Как правило, семьи с высоким уровнем доверия отличаются следующими особенностями:
ü в них не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;
ü дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;
ü дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;
ü дети получают честные, исчерпывающие ответы на свои вопросы, связанные с деньгами, эта информация не является закрытой;
ü дети рано узнают, как добываются деньги и чего они стоят;
ü дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.
В исследовании «Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы» М. Раттер и Д. Гидлер (1998) указывают на четкую связь между особенностями раннего детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизмы такого влияния семьи по-прежнему неясны. Авторы исследования отмечают корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний относительно механизмов этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая влияние
семьи, групп сверстников, социального контроля и социального научения, биологических и ситуационных факторов. Поэтому абсурдно искать единственное объяснение или единую стратегию профилактики девиантного поведения детей и подростков и, в частности, его наиболее распространенной формы — воровства.
Таким образом, ранняя профилактика девиантного поведения детей должна, по существу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в основном в семье.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Объясните психолого-педагогические причины вызывающие семейное неблагополучие в отношении ребенка.
2. Опишите модели девиантного поведения детей в семье и приведите конкретные примеры.
3. Объясните, в чем особенности формирования девиантного поведения ребенка из неполной семьи.
4. Дайте определение «проблемной семье» и опишите виды отклоняющегося поведения у детей в таких семьях.
5. Объясните особенности «некомпетентной семьи» и дайте классификацию нарушений в воспитании детей в подобных семьях.
6. Объясните, почему в «благополучных семьях» могут быть неблагополучные в поведении дети?
Глава 4
Дата: 2019-02-02, просмотров: 315.