Условия, способствующие благоприятной адаптации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для реализации первого условия - создания эмоционально благополучной атмосферы в группе необходимо в первую очередь подготовить педагогов, так как только от них зависит впечатление о детском саде.

Следующий шаг в реализации данного условия может стать «Праздник знакомства», то есть первый день пребывания в детском саду. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя и их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и конечно же воспитатели.  

Праздник может завершиться чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после праздника, чтобы родители во время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом. Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.

Праздник знакомства эффективен, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится в конце дня: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители боль­ше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т.д.

Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища, необходимо к моменту прихода нового ребенка в группу расспросить родителей и узнать как можно больше о его привычках. И создать, по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном, почитать любимую сказку).

Для более эффективного протекания педагогического процесса, необходимо реализовать второе условие - педагогическое просвещение родителей[6].

Воспитатели оказывают родителям необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения, консультируют родителей через материалы родительского уголка, на родительских собраниях, вечерах досуга.

Педагоги знакомят родителей с основными принципами организации жизни ребенка в адаптационный период и методикой проведения игр-занятий с детьми от 2 до 3 лет, которые определились в недели, и постепенное привыкание ребенка к яслям: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу, позже - на несколько часов подряд.

Воспитатели оказывают родителям необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения, консультируют родителей через материалы родительского уголка, на родительских собраниях, вечерах досуга.

Педагоги знакомят родителей с основными принципами организации жизни ребенка в адаптационный период и методикой проведения игр-занятий с детьми от 2 до 3 лет, которые определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

Информация, передаваемая родителям об их малышах, всегда своевременная и разнообразна по всем видам деятельности детей. Воспитатели ведут «лист адаптации» каждого ребенка и знакомят родителей с нормами адаптации, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к яслям, не следует оставлять его здесь на 8-10 часов.

Если родители решили привести ребенка в ясли, им необходимо прийти накануне к воспитателю, рассказать о своем ребенке и поинтересоваться, не ожидается ли на следующий день приход нескольких новых детей. Воспитатели фиксируют внимание взрослых на том, что обычно дети, впервые поступившие в ясельную группу детского сада, заболевают ОРЗ на 5-у-й день. Поэтому родителям лучше сделать перерыв и с целью профилактики заболевания не водить ребенка в ясли с 4-го по 10-й день.

В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании. Воспитатели убеждены: если родители постараются выполнить все эти условия, то малыши прекрасно справятся с изменениями в их жизни. Задача родителей в это время - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

Третьим условием успешной адаптации, является соблюдение алгоритма , то есть, соблюдение последовательности и дозировка посещения дошкольного образовательного учреждения[6]:

1. Для первого знакомство ребенка с детским садом пригласить на день открытых дверей;

2. Посещение ребенком только прогулки, так ему будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми;

3. Посещение ребенком группы, когда остальные дети гуляют, дает возможность освоить новую обстановку;

4. Первую неделю приводить ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен;

5. Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;

6. Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается, в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы;

7. Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки, и ребенок обедал в ее присутствии;

8. Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

Четвертым условием успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, безусловно, сотрудничество всех специалистов детского сада. Проведение педагогом психологом консультаций, как родителей так и педагогов, ведение «адаптационного листа». Работа администрации с вновь прибывшими родителями.  

И пятым условием успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению является создание оптимального режима дня в домашних условиях, максимально приближенного к режиму детского сада. Так как режим дня позволяет поддерживать у ребенка состояние оптимальной возбудимости ЦНС. Правильно и своевременно установленный режим позволяет создать условия для нормального развития нервно-психической деятельности детей.

При соблюдении всех условий успешной адаптации проявляются основные признаки эффективной адаптации:.  

а)  адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;

б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.

Критерии адаптированности (для удобства анализа проявлений конкретного ребенка) можно разделить на внешний и внутренний.

Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности.  

Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Другими словами, внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, а внешний отражает соответствие реального поведения личности социальным установкам. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное или асоциальное поведение. При этом может иметь место внутренняя гармония личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию. И наоборот.  

Таким образом, можно отметить, что соблюдение условий эффективной адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения способствует установлению равновесия между требованием социума и возможностями самого ребенка. Единство требований со стороны педагогического коллектива и родителей залог успешной адаптации и последующего пребывания детей раннего возраста в условиях детского сада.

 

 

 

 

Заключение

 

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольное учреждение - сложный, своеобразный критический период в жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и биологическим стрессом.

Для профилактики дошкольной дезадаптации необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Так же для подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада необходимо использовать индивидуальные консультации; · проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; открытые детские праздники; знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».

Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.



Список литературы

 

1. Бабенко, А. Помочь ребёнку, адаптироваться в детском саду / А. Бобенко. // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

2. Белкина, Л.В. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. / Л.В. Белкина. – Воронеж: Прес Медиа, 2004 – 214 с.

3. Васильева, Н. К вопросу о социально-психологической адаптации / Н. Васильева // Дошкольное воспитание . – 2010. - № 8. – С. 16 – 18.

4. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение,                1993. – 259 с.

5. Галанов, А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. / А.С. Галанов. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ»,               2002. – 256 с.

6. Галигузова, Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. / Л. Галигузова //Дошкольное воспитание. 1998, - № 5. –             С. 14 – 19.

7. Григорян, М. В детский сад как нужно готовить ребёнка к детскому саду / М. Григорян // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24

8. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ. / О.И. Давыдова, А.Л. Майер. - М.: ТЦ Сфера 2006. – 156 с.

9. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. – 256 с.

10. Иванова, Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицина, Е.Ю. Якупова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

11. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. / Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998, - № 4. – С. 15 – 19.

12. Каплан, Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? / Л. Каплан // Дошкольное воспитание. 1997, - № 9. – С. 25 – 26.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

14. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

15. Лямина, Г. Книга для воспитателей. / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. 2004. -№ 2. – С. 14 – 18.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 214.