Понятие и особенности адаптации дошкольников в условиях ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация в словаре С.И. Ожегова трактуется, как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.

На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Эффективность процесса адаптации человека в значительной мере определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья. Отсюда то пристальное внимание, которое уделяется разработке, как аспектов адаптации, так и ее видов:

¾ физиологической,

¾ психической,

¾ психологической,

¾ социальной,

¾ политической,

¾ географической,

¾ социально- психологической,

¾ трудовой (профессиональная).

Все эти виды взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому и рассматривать их следует комплексно. Однако для лучшего понимания опишем некоторые виды отдельно. Центральными для детей дошкольного возраста являются физиологическая, психическая, психологическая, социальная адаптация.

1. Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические акты проходят у него без особых проблем.

Если же справляется со всеми требованиями детского сада,                        но много болеет, считать ребенка полностью адаптированным к                 ситуации нельзя. 

2. Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, от­сутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.

3. Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменившимся условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной новым условиям. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную.

4. Социальная адаптация говорит о приспособлении индивида к социальной среде, предполагающем взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Адаптация к социуму требует подчинения индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учрежде­ния (детский сад - срез более широкого социума). Важно помнить ври этом: полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации.                       Социальная адаптация - это состояние гармонии между индивидом и социальной средой.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде, рисунок 1. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.

 

 


Рис. 1. Три стиля адаптации человека к окружающей среде

На процесс адаптации ребенка влияют следующие факторы:

¾ достигнутый уровень психического и физического развития,

¾ состояние здоровья,

¾ степень закаленности,

¾ сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

¾ личностные особенности самого малыша,

¾ уровень тревожности и личностные особенности           родителей.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.