ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Сухомлинский В.А. писал, что детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш [1].

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина,                               А.В. Мудрик, и др.

В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др [1].

Период привыкания детей - неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических ме­роприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы.

Н.М. Аксарина, одна из основоположни­ков науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все рав­но болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью.

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для малышей раннего возраста.

Поэтому цель эксперимента стало создание психолого-педагогических условий для адаптации детей к дошкольному учреждению.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста.

Гипотеза: мы предположили, что адаптация дошкольников будет проходить легче если:

- целенаправленно будет проводиться работа с родителями воспитанниками ДОУ;

- в работе будут учитываться индивидуальные особенности детей;

- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.

3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Методологической основой исследования являлись труды

Н.М.Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Е.П. Арнаутовой, Н.Н. Андреевой, Т.Н. Дороновой, А.В. Кошелевой, Т.А. Константиновой и др.

Структура работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.


 


Заключение

 

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольное учреждение - сложный, своеобразный критический период в жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и биологическим стрессом.

Для профилактики дошкольной дезадаптации необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Так же для подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада необходимо использовать индивидуальные консультации; · проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; открытые детские праздники; знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».

Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.



Список литературы

 

1. Бабенко, А. Помочь ребёнку, адаптироваться в детском саду / А. Бобенко. // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

2. Белкина, Л.В. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. / Л.В. Белкина. – Воронеж: Прес Медиа, 2004 – 214 с.

3. Васильева, Н. К вопросу о социально-психологической адаптации / Н. Васильева // Дошкольное воспитание . – 2010. - № 8. – С. 16 – 18.

4. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение,                1993. – 259 с.

5. Галанов, А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. / А.С. Галанов. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ»,               2002. – 256 с.

6. Галигузова, Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. / Л. Галигузова //Дошкольное воспитание. 1998, - № 5. –             С. 14 – 19.

7. Григорян, М. В детский сад как нужно готовить ребёнка к детскому саду / М. Григорян // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24

8. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ. / О.И. Давыдова, А.Л. Майер. - М.: ТЦ Сфера 2006. – 156 с.

9. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. – 256 с.

10. Иванова, Н.В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицина, Е.Ю. Якупова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

11. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. / Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998, - № 4. – С. 15 – 19.

12. Каплан, Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? / Л. Каплан // Дошкольное воспитание. 1997, - № 9. – С. 25 – 26.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

14. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

15. Лямина, Г. Книга для воспитателей. / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. 2004. -№ 2. – С. 14 – 18.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сухомлинский В.А. писал, что детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш [1].

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина,                               А.В. Мудрик, и др.

В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др [1].

Период привыкания детей - неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических ме­роприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы.

Н.М. Аксарина, одна из основоположни­ков науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все рав­но болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью.

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для малышей раннего возраста.

Поэтому цель эксперимента стало создание психолого-педагогических условий для адаптации детей к дошкольному учреждению.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предметом исследования является психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста.

Гипотеза: мы предположили, что адаптация дошкольников будет проходить легче если:

- целенаправленно будет проводиться работа с родителями воспитанниками ДОУ;

- в работе будут учитываться индивидуальные особенности детей;

- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.

3. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Методологической основой исследования являлись труды

Н.М.Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Е.П. Арнаутовой, Н.Н. Андреевой, Т.Н. Дороновой, А.В. Кошелевой, Т.А. Константиновой и др.

Структура работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.


 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 199.