Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ч. Дарвин установил, что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие «адаптация». Бытовое его определение звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.

Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н.М.Аксарина.

В основу ранних исследований был положен ряд положений, которые нашли свое отражение в педагогической практике.

Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье согли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Профессор Н.М. Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия   на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к                    детскому саду[2].

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек—среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

В работе «Адаптация ребенка в современном мире » Л.И. Петрова отмечает, что именно взрослые в ответе за благополучную адаптацию и выделяет структурные компоненты адаптации – коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный [3].

Коммуникативный компонент, можно рассмотреть в момент, когда ребенок пытается высказать свое отношение к наблюдаемому явлению, он познает мир. С опытом приходят слова, слова увязываются в предложения.

Подрастая, ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Перед ним стоит трудная задача — выбрать именно те знания, которые впоследствии сформируют его ценностные ориентации. Знания ребенок получает в ходе обучения и воспитания. Современное общество характеризует широкая сеть информационных коммуникаций. Это средства массовой информации, компьютерные технологии. Ребенок получает большой объем неконтролируемых знаний. Так выделяется познавательный компонент.

Важнейшим компонентом является поведенческий, он означает деятельность ребенка по усвоению тех или иных норм жизни общества. Принимая требования общества, выраженные в определенных моральных нормах, ребенок и ходе жизни формирует определенные модели поведения. В ходе приобщения ребенка к жизни общества у него вырабатываются и нравственные образцы поведения в этом обществе — своеоб­разный «кодекс чести», в котором обозначено, «что такое хорошо и что такое плохо».

В ходе жизнедеятельности ребенок ищет «свои» нравственные ценности. Поиск и предпочтения зависят от потребностей личности. Формирование потребностей — один из важнейших элементов социализации личности. Так выделяется ценностный компонент. Любой человек подходит избирательно к тем ценностям, которые ему предлагает общество. Избирательность обусловлена и жизненным опытом индивида, и его ценностными ориентациями, и мотивами его деятельности. Безусловно, есть общечеловеческие ценности и каждое общество стремится через педагогические институты сформировать у своих граждан представление о них. Но, кроме общепринятых нравственных законов, есть еще много требований, сформулированных обществом в соответствии со своими установками, обусловленными общественной формацией. Поэтому так важно уже с детства научить ребенка правильно выделять из огромного поля социальных явлений и событий значимые именно для него и соотносить их с требованиями общества, в котором он живет.

Таким образом, в процессе социализации ребенок «строит» свою индивидуальную модель жизни в обществе, и, какой из него выйдет гражданин, во многом зависит от того, насколько он правильно «переработает» полученную информацию и переведет ее на язык знаний, эмоций и деятельности. В процессе социализации ребенок адаптируется в социуме, используя индивидуально полученные знания об этом обществе и имея уже определенные модели поведения и эталоны эмоционального отношения к жизненным явлениям и событиям. Об этом писали, как уже говорилось выше многие педагоги исследователи.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 336.