Факторы влияющие на создание благоприятной адаптации дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

          Для создания благоприятных условий для адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы.  

Первый фактор - возраст ребенка, с 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее остается разной.

С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в общении не только со взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести.

С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, т.к. у ребенка уже ест жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение со взрослым.  

Второй фактор - состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками легче привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенный различными патологическими состояниями (патология беременности и родов), много болеют до поступления в ДОУ, ослабленные дети значительно тяжелее переносят адаптационный период[5].  

Третий фактор - индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа ВНД (тип ВНД – индивидуальные свойства личности, которые влияют на процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности проявления характера). И.Павлов в своем учении о ВНД выделяет 2 типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения.

Дети с сильным типом ВНД: холерики (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения) и флегматики (оба процесса уравновешены) ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают, забиваются в угол со слезами на глазах, плачут при приближении взрослых. Это очень сложное состояние, т.к. нервное напряжение очень велико, Эти дети при встрече с родителями начинают плакать навзрыд, поэтому в течение дня их лучше не трогать, пусть сидят в уединении.

Тяжелее всех привыкают дети-меланхолики (со слабым типом ВНД, процессы возбуждения и торможения слабо выражены). Так же, как и флегматики, эти дети очень страдают: они подавлены и тихи сидят в стороне, в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Поэтому в период приучения детей к ДОУ особое внимание следует уделять страдающим детям: флегматикам и меланхоликам, адаптация которых может иметь 3 степень – паталогическую.  

Четвертым фактором является отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи) У детей из таких семей в период адаптации нарушения аппетита и сна становятся более глубокими, вследствие чего резко удлиняется адаптационный период.

Условия семейного воспитания и наличие предшествующего опыта. Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, собирать игрушки), самостоятельно обслуживать себя (умение самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет), легче привыкают к условиям ДОУ, чем дети, которые общались только с одним взрослым.

Для таких детей в период адаптации требуется строгое соблюдение режима дня, привычек. Не смотря на наличие предшествующего социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в первое время ведут себя якобы спокойно – сами берут за руку взрослого, рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений держала их только 2 дня. В целом дети из хороших условий семейного воспитания адаптируются за более короткий срок.

Пятым фактором для адаптации дошкольников к условиям детского сада является учет возрастных особенностей детей.

Так учет социально – эмоционального развития, т.е. играет ли ребенок самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Влияет уровень развития общей моторики и мелкой моторики рук, т.е. учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Влияет уровень развития зрительно-моторной координации, т.е. может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

Восприятие и предметно-игровая деятельность рассматривается в как, рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Безусловно, на успешную адаптацию влияет психическое развитие ребенка, т.е. то, как он слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает  вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше; полный - пустой).

И последним шестым фактором успешной адаптации является понимание речи, т.е. как быстро происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду...». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».

Для успешной адаптации необходимо создать благоприятные условия, способствующие мягкому протеканию адаптационного периода:

¾ создание эмоционально благополучной атмосферы в группе;

¾ педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей;

¾ соблюдение алгоритма адаптации;

¾ сотрудничество педагогов ДОУ (воспитателя, педагога – психолога, младшего воспитателя, старшего воспитателя, заведующего);

¾ создание оптимального режима дня в домашних условиях в период адаптации.  

Таким образом, на адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения влияют различные факторы, например, уровень здоровья ребёнка, т.е. его физическое здоровье и предшествующий опыт малыша, его психическое здоровье.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.