Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фармакогнозии с курсом ботаники и основ фитотерапии
Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по ботанике
«морфология и систематика растений»
Для обучающихся 1 курса фармацевтического факультета
ФИО студента_____________________________________________________
________________________________________________________________
Группа___________________________________________________________
ФИО преподавателя_______________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочая тетрадь предназначена для оформления самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся на 1 курсе фармацевтического факультета на занятиях по ботанике (1,2 семестры). В тетради отражена структура лабораторных занятий, приведены образцы оформления работ и задания для самостоятельной внеаудиторной работы в виде таблиц.
Правила ведения рабочей тетради
Записи в рабочей тетради должны вестись аккуратно, разборчивым подчерком шариковой ручкой синего или фиолетового цвета. Зарисовки и схемы следует выполнять простым карандашом с использованием цветных. Обозначения к ним должны быть краткими, четкими и помещены под рисунками. В графе «Объект» указываются русское и латинское названия растительного объекта изучения.
Таблицы заполняются кратко, последовательно, своими словами, простым и понятным языком. Каждая графа таблицы должна включать одно/несколько слов или предложение — результат анализа проработанного материала.
Использование замазки и стирающихся ручек не допускается! Исправляют ошибки следующим образом: неверно написанную букву или знак зачеркивают карандашом косой линией; вместо зачёркнутого надписывают нужные буквы, слова.
Раздел: «Морфология вегетативных и генеративных органов»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14
Работа 3. Морфологический анализ листа
1. Рисунок листа: 1 – листовая пластинка 2 – черешок 3 – главная жилка 4 – боковые жилки 5 - прилистники | |||
2. Лист простой или сложный. | |||
3. Листовая пластинка цельная или вырезная (форма и степень расчленения). | |||
4. Форма пластинки (для простого листа) или листочка (для сложного). | |||
5. Тип верхушки листовой пластинки. | |||
6. Тип основания листовой пластинки. | |||
7. Форма края листовой пластинки. | |||
8. Тип жилкования. | |||
9. Наличие прилистников, раструба. |
Раздел: «Морфология вегетативных и генеративных органов»
Лабораторная работа № 15
Работа 1. Морфологический анализ цветка
Признак | Описание | Формула цветка. |
Симметрия цветка | ||
Тип околоцветника (простой или двойной) | Диаграмма цветка. | |
Строение околоцветника | ||
Количество тычинок, тип андроцея по срастаемости и длине тычиночных нитей. | ||
Количество плодолистиков, тип гинецея | ||
Тип завязи |
Работа 2. Морфологический анализ соцветия
Схема соцветия: 1 – главная ось 2 – боковая ось 3 – цветок 4 – цветоножка 5 – прицветник | |||
Тип ветвления соцветия: ботриоидное (простое, сложное, агрегатное) цимоидное (простое, сложное) | |||
Цветки сидячие или на цветоножках | |||
Характеристика главной оси (удлинена, утолщена, уплощена) | |||
Название соцветия |
Раздел: «Морфология вегетативных и генеративных органов»
Лабораторная работа № 16
На тему: «Морфология плода и семени»
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Части цветка, участвующие в образовании плода и семени
Части семени и плода | Из каких частей цветка образуются |
Околоплодник | |
Семя | |
Семявход | |
Покровы семени | |
Зародыш | |
Перисперм | |
Эндосперм |
2. Характеристика строения плодов
Признаки | Растение | |||
горох посевной | яблоня обыкновенная | шиповник майский | пастушья сумка обыкновенная | |
Рисунок плода | ||||
Ботаническое название плода | ||||
С сухим или сочным околоплодником | ||||
Истинный или ложный | ||||
Генетический тип (монокарпный, ценокарпный, псевдомонокарпный, апокарпный) |
Задания для самостоятельной аудиторной работы
Раздел: «Морфология вегетативных и генеративных органов»
Лабораторная работа № 17
Раздел: «Систематика Грибов, водорослей, высших споровых растений, голосеменных»
Лабораторная работа № 18
Раздел: «Систематика Грибов, водорослей, высших споровых растений, голосеменных»
Лабораторная работа № 19
Представители »
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Сравнительная характеристика низших и высших растений
Признаки | Низшие растения (водоросли) | Высшие растения | |
Споровые | Семенные | ||
1. Дифференциация тела на органы и ткани | |||
2. Строение органов полового размножения (одноклеточные или многоклеточные) | |||
3. Как называются органы полового размножения? | |||
4. Как переносятся мужские гаметы (или гаметофиты)? | |||
5. Типы полового процесса | |||
6. Наличие в жизненном цикле самостоятельно живущих спорового и полового поколений | |||
7. Отделы (перечислить по-русски и по-латыни) |
2. Систематическое положение отдела:
|
Мхи
Плауны
3. Сравнительная характеристика высших споровых растений
Признак | Мхи | Плауны |
1. Преобладающее поколение | ||
2. Строение спорофита | ||
3. Строение гаметофита | ||
4. Значение для природы и человека |
Задания для самостоятельной аудиторной работы
Лабораторная работа № 20
Хвощи
Папоротники
Класс
2. Сравнительная характеристика высших споровых растений
Признак | Хвощи | Папоротники |
1. Преобладающее поколение | ||
2. Строение спорофита | ||
3. Строение гаметофита | ||
4. Значение для природы и человека |
Задания для самостоятельной аудиторной работы
Лабораторная работа № 21
Голосеменные
Класс
Задания для самостоятельной аудиторной работы
Лабораторная работа № 22
Лабораторная работа № 23
Лабораторная работа № 24
Лабораторная работа № 25
Лабораторная работа № 26
Лабораторная работа № 27
Лабораторная работа № 28
Лабораторная работа № 29
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фармакогнозии с курсом ботаники и основ фитотерапии
Дата: 2019-02-02, просмотров: 619.