ВОПРОС: В чем суть эксперимента Е.В. Субботского о «горькой конфете»?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 возможный балл (не оценивается)

выявление детей, для которых быть честным дороже награды (конфеты), у которых есть потребность поступать нравственно

выявление механизма влияния награды и наказания на свободный нравственный выбор, заключающегося в переживаниях детей по поводу полученной нечестным путем награды

нет ответа

Роль групповых норм и правил

 

Исследование С.Г. Якобсон и Т.А. Арсеньевой показало, что на формирование нравственных норм поведения определенное влияние оказывают требования группы. Авторы исследовали соблюдение норм справедливости среди младших школьников при распределении игрушек. Эффективным приемом формирования справедливого поведения у детей устойчиво показывавших нарушение моральной нормы оказалась ситуация, когда перед ними была поставлена задача в качестве «инструктора» руководить действиями других по распределению игрушек.

Экспериментальная ситуация:

Группе, состоящей из трех первоклассников, говорили, что сейчас опытный инструктор научит их распределять игрушки так, как делает это он (в качестве инструктора выступал «несправедливый» одноклассник). Создавалась ситуация, в которой ребенок как бы «со стороны» фиксирует и осуждает нарушение правил другими.

Результаты:

Оказалось, что именно эта ситуация приводит к соблюдению правил детьми, которые ранее систематически нарушали их. Можно предположить, что механизмом усвоения правила является перенос требования с другого ребенка на себя.

Подробнее: Якобсон С.Г., Арсенъева Т.А. "Экспериментальное исследование формирования у детей этических взаимоотношений // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и пробл. воспитания: Сб. науч. тр. М., 1971."

Роль конфликтов

 

В психологической литературе поднимается вопрос о «значении конфликтов» в нравственном воспитании детей. Этой проблеме посвящено исследование С.Г. Якобсон и П.Г. Нежнова, которые изучали роль конфликтов в возникновении групповых норм. Авторы полагали, что в основе появления групповой нормы в ситуации распределения детьми функции руководства в совместной деятельности лежат две принципиально различные причины. Первая — наличие у членов группы определенных индивидуальных нравственных норм. Если дети руководствуются нормой справедливости, то они будут стремиться к тому, чтобы удовлетворить интересы не только свои, но и товарищей, а это может быть достигнуто установлением очередности.

Другой возможной причиной очередности, по мнению авторов, может быть конфликт по поводу распределения функций. Это предположение проверялось в исследовании. Сравнивалось, как разрешается противоречие между претендентами на руководство в группах, состоящих из детей, которые считали, что руководить в данной ситуации надо по очереди, и состоящих из детей, склонных к тому, чтобы единолично выполнять эту функцию.

Экспериментальная ситуация:

Группе детей (три человека) предлагалось выполнить на экспериментальной установке задание, предполагающее координированную деятельность всей группы. Установка была сделана таким образом, что лишь один из трех участников имел возможность наблюдать за ходом выполнения задания, остальные действовали «вслепую», т. е. из трех мест одно «руководительское» или «командирское», остальные — «исполнительские».

Результаты:

В предварительных отборочных опытах участвовало 55 учеников 1-2-х классов и лишь четверым из них исполнительские места понравились больше. Остальные заявили, что интереснее быть на центральном, командирском месте. 21 ребенку из 51 предложили «руководство по очереди». Эксперименты проводились только с теми, кто хотел руководить единолично. Установление очередности происходило в результате столкновения между детьми, претендовавшими на руководство. Любопытно, что длительную и острую форму, вплоть до выталкивания друг друга со стула, этот конфликт имел только тогда, когда возникал впервые. На следующих занятиях очередность достигалась практически без конфликтов.

Эксперимент показал, что основной причиной возникновения очередности может быть конфликт между претендентами. Как групповая норма, она выступает в функции средства преодоления и предотвращения конфликта. Самое же важное в том, что с момента установления групповой нормы стиль взаимоотношений между детьми резко меняется. Требования («Я буду руководить», «Дайте, я буду») и споры, порой ожесточенные, уступают место предложениям («Давай-ка, ты руководи») и уступке («Я потом»). Взаимное обхождение детей становится спокойным и доброжелательным. Это обстоятельство наталкивает авторов на гипотезу, «что подобные следствия групповой нормы постепенно могут сделать ее привлекательной и самоцельной, т. е. может произойти как бы наполнение инструментальной нормы иным, уже собственно нравственным содержанием и усвоение ее в этом новом качестве».

Подробнее: Якобсон С.Г., Нежнов П.Г. "Роль конфликтов в возникновении групповых норм // Психолог, проблемы нравст. воспитания детей. М., 1977."

ВОПРОСЫ: Какие причины появления групповой нормы в ситуации распределения детьми функции руководства в совместной деятельности выделили в своем исследовании С.Г. Якобсон и П.Г. Нежновой?

1 возможный балл (не оценивается)

наличие у членов группы определенных индивидуальных нравственных норм: если дети руководствуются нормой справедливости, то они будут стремиться к тому, чтобы удовлетворить интересы не только свои, но и товарищей, а это может быть достигнуто установлением очередности

отсутствие у членов группы определенных индивидуальных нравственных норм, которое компенсируется внешним руководством взрослого

конфликт по поводу распределения функций между претендентами на руководство в группах, состоящих из детей, которые считали, что руководить в данной ситуации надо по очереди, и детьми, склонными к тому, чтобы единолично выполнять эту функцию

конфликт по поводу распределения функций между претендентами на единоличное руководство в группах.


СРС

Охарактеризуйте типы нормативной регуляции, которые выделяет С.Г. Якобсон, заполнив таблицу

ребенок выступает как объект регуляции его поведения взрослым

, draggable

ребенок выступает относительно других и как субъект, и как объект регуляции

, draggable

самостоятельное и добровольное соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения означает, что ребенок совмещает функции субъекта и объекта регуляции относительно себя самого

, draggable

Ситуация регуляции характеризуется отсутствием внешних требований или давления со стороны заинтересованных лиц; интересы других в этих случаях выступают для ребенка не прямо, а опосредованы их моральной оценкой и сопоставлением с моральной ценностью собственных интересов, поэтому противоречие выступает в форме противоречия между собственными желаниями и их моральной оценкой.

, draggable

При регуляции, осуществляемой самими детьми, интересы других выступают в форме действий этих других по отстаиванию своих интересов, а противоречие приобретает характер столкновения равноправных интересов отдельных ребят

, draggable

При регуляции со стороны взрослого интересы других предстают в форме требований, предъявляемых взрослыми к поведению детей; противоречие возникает между их личными желаниями и внешними требованиями соблюдать нормы

, draggable

Соотнесите цели педагогических воздействий с примерами заданий на формирование волевой саморегуляции (по В. А. Петровскому)

научить ребенка осознавать превращать повседневную, привычную работу в интересную и самоценную

, draggable

нахождение формулы желаемого воздействия взрослого на ребенка с целью организации ребенком собственного волевого действия

, draggable

сформировать у детей умение повышать привлекательность задачи

, draggable

нахождение ребенком собственной формулы воздействия на себя для организации волевого действия

, draggable

ситуации, позволяющие научить ребенка научить ребенка осознавать положительные эмоции, переживаемые в результате разрешения проблемной ситуации

, draggable


Дата: 2019-02-02, просмотров: 415.