Когнитивные
Особенности саморегуляции и ее становление изучались С.Г. Якобсон и ее сотрудниками в ходе формирующего эксперимента. Использование методов формирующего эксперимента позволило определить ситуации, в которых ребенок овладевает саморегуляцией. Познакомьтесь с содержанием данного эксперимента.
Познакомьтесь с описанием данного эксперимента
Эксперимент С.Г. Якобсон
В эксперименте создавалась ситуация морального выбора при распределении между тремя детьми довольно большого количества игрушек, которые выдавались на ограниченное время (10—15 мин), предназначались всем, но распределялись одним из детей — основным испытуемым. Игрушки предлагались очень привлекательные. Эксперимент строился таким образом, что основной испытуемый должен был распределить несколько партий игрушек (по 5—7 в партии), всего 20—30 штук. Для младших школьников (1—4-й классы) был разработан несколько иной вариант методики. Число игрушек в партии позволяло распределить их поровну, но они резко отличались по качеству: одна была значительно лучше других.
В нашем исследовании использовались не игрушки, а цветные разнообразные календарики. Младшие школьники, получившие их, не знали, сколько распределяющий оставил себе (он свободно принимал решение). Создавалась и другая ситуация прямого выбора. Испытуемому показывали два одинаковых набора календариков, в одном из которых было справедливое деление поровну, а в другом — 15 распределяющему и по 3 его партнерам, т. е. несправедливое.
Можно было выделить несколько групп детей: справедливых (делили поровну), несправедливых (оставляли себе большую часть игрушек) и с менее определенным поведением, дающих разные результаты по разным методикам. Любопытно, что дети, утверждающие, что игрушки надо делить только поровну, предлагали тот набор для себя, в котором было их больше, т. е. самый несправедливый вариант. Те из них, кто при собеседовании не видел другой возможности разделить 6 игрушек (только поровну), объясняют свой реальный выбор так: «Потому что здесь больше, а у ребят меньше, я хотел, чтобы мне было больше».
Изучалось осознание детьми, проявившими устойчивую несправедливость, последствий своих поступков для других. По окончании распределения их спрашивали, могли бы обидеться их товарищи, если бы увидели, как поделены игрушки. Несколько человек (6%) на вопрос не смогли ответить, видимо, не подумали о партнерах, а всю ситуацию восприняли как возможность поиграть с большим количеством игрушек. Другая группа (44%) предположила, что сверстники на них не обидятся. Основания для этого самые разные. Так, мальчик, давший другим по 5 игрушек, а себе оставивший 21, утверждал, что ребята не обидятся, потому что у них тоже много. Другие говорили, что сверстники не обидятся, потому что они хорошие, что все дружные. Дети этой группы как бы не замечали, что нанесли ущерб интересам других, удовлетворяя собственные желания.
Совершенно иначе восприняла ситуацию вторая половина детей (50%), считающих, что другие обиделись бы, увидев, на сколько меньше они получили игрушек. Они уверены, что партнерам было бы обидно, потому что «У них мало, у меня много», «Им тоже хочется иметь красивые игрушки» и т. п. Однако ребята и из этой группы пренебрегают интересами других.
В исследовании прежде всего выявилось расхождение моральных знаний и поведения. Так, 90% дошкольников и 100% младших школьников считают хорошим и правильным деление игрушек поровну. При реальном же распределении наблюдалось отклонение от норм или неустойчивое их соблюдение, т. е. проявилось несправедливое поведение.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.