Эксперимент Н.М. Труновой, Н.Э. Фокиной и Н.С. Евлановой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В эксперименте детям предлагался следующий текст (сюжеты заимствованы из исследований Ж. Пиаже): «Мальчик Коля пришел из школы, открыл дверь комнаты, а за дверью стоял стул, на котором был поднос с 15 чашками. Чашки упали и разбились. Другой мальчик — Саша, когда его мама ушла из дома, решил полакомиться вареньем, которое стояло на верхней полке буфета. Пытаясь достать банку, он задел чашку. Чашка упала и разбилась». Детям задавались вопросы, выясняющие мнение о том, кто из мальчиков виноват больше и почему. Только 20% первоклассников смогли сразу оценить поступок по мотиву. Однако в ходе беседы, после выяснения того, почему разбились чашки, они изменили свое мнение и смогли выделить мотивы поступков.

Н.М. Труновой, Н.Э. Фокиной и Н.С. Евлановой было проведено сравнение двух поступков во время дискуссии, что позволило детям вычленить в каждом из них существенный компонент — намерение и сопоставить его с результатом поступка. Кроме того, школьники, обсуждая вопрос о том, чей поступок было сложнее оценить и почему, что было особенно важно понять в поступке, чтобы правильно оценить его, пришли к выводу, что при оценке поступка особенно важно понять мотив, намерение, ради чего человек совершил этот поступок.

Если в самом начале обучения в первом классе дети с трудом ориентировались в мотивах человеческих поступков, оценивали поступки не дифференцированно («хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно»), не могли обосновать свою оценку, то уже к концу учебного года больше обращали внимания на мотивы поступка, при его оценке выделяли мотив, определяли нравственные качества людей по их поступкам. В ряде случаев они проявляли умение посмотреть на поступок с разных точек зрения, с позиций разных людей.

Моральная саморегуляция

 

При рассмотрении проблемы нравственного развития чрезвычайно важным является обращение к его регулятивному аспекту, который обеспечивает соблюдение норм, т.е. реальное поведение в соответствии с требованиями морали. Этот аспект морального развития С.Г. Якобсон называет этическим развитием ребенка. Можно выделить три типа регуляции. Так, в отношениях со взрослыми дети часто находятся только в позиции объекта регуляции, которая носит односторонний характер, — отношения между взрослым и ребенком неравноправные. Внутри же детского общества каждый ребенок выступает относительно других и как субъект, и как объект регуляции, которая благодаря этому становится взаимной. Наконец, самостоятельное и добровольное соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения означает, что ребенок совмещает функции субъекта и объекта регуляции относительно себя самого, и это приобретает характер саморегуляции, т.е. высшей формы регуляции.

Нормативная регуляция поведения играет большую роль во всех областях деятельности и отношений детей. Особенно возрастает ее значение в ситуациях возникновения противоречия интересов. В жизни детей такие противоречия возникают преимущественно в сфере отношений с окружающими людьми, когда удовлетворение их желаний наносит ущерб правам и интересам других.

В перечисленных выше трех типах нормативной регуляции поведения детей эти противоречия имеют разный характер. Это связано с тем, что внутри каждого типа интересы других выступают для ребенка в совершенно особой форме.

При односторонней регуляции со стороны взрослого интересы других предстают в форме требований, предъявляемых взрослыми к поведению детей. Противоречие возникает между их личными желаниями и внешними требованиями соблюдать нормы.

При взаимной регуляции, осуществляемой самими детьми, интересы других выступают в форме действий этих других по отстаиванию своих интересов, а противоречие приобретает характер столкновения равноправных интересов отдельных ребят.

Совершенно особым образом выступают интересы в рамках саморегуляции. Классическая ситуация саморегуляции характеризуется отсутствием внешних требований или давления со стороны заинтересованных лиц. Интересы других в этих случаях выступают для ребенка не прямо, а опосредованы их моральной оценкой и сопоставлением с моральной ценностью собственных интересов. Поэтому противоречие выступает в форме противоречия между собственными желаниями и их моральной оценкой.

Способность к моральной саморегуляции прежде всего необходима в ситуациях морального выбора. Ребенок в чем-то очень заинтересован и может поступать в соответствии со своими желаниями и интересами, но ситуация изменяется, если поступки затрагивают интересы других людей и имеют для них иные последствия, чем для самого индивида. Например, поступок, отвечающий желаниям ребенка, ущемляет интересы других, а поступок, противоречащий его интересам, соответствует стремлениям других.

Необходимость в самоограничении появляется только при условии, если соответствующие интересы других оцениваются как более значимые и достойные удовлетворения. Проблема самоограничения возникает тогда, когда ребенок понимает значение обоих поступков и противоречия между интересами других и своими собственными. И, наконец, на основе принятой в обществе системы ценностей ребенок должен понимать моральный смысл обеих альтернатив, уметь адекватно оценивать их.

Адекватное понимание и оценку ситуации морального выбора можно рассматривать как когнитивные предпосылки моральной саморегуляции. Однако, будучи необходимыми, они не являются достаточными, ибо не обеспечивают сами по себе добровольного отказа детей от непосредственных стремлений и интересов во имя ценностей морали.

По мнению С.Г. Якобсон, важнейшее значение имеет личностная предпосылка регуляции поведения — нетерпимое отношение к нарушению норм морали. Будучи обращено на себя самого, это отношение субъективно принимает форму недовольства или неудовлетворенности собой по поводу актуального или потенциального нарушения норм поведения.

 

Предпосылки моральной саморегуляции можно представить в следующем виде:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.